angle-down facebook instagram vkontakte warning

Мифы древние и современные

Современные мифы

Миф встречается не только в литературе, он есть и в нашей жизни. Давайте мы узнаем, почему мы продолжаем создавать свои мифы и существовать в них. Разберемся, чем современный миф отличается от древнего.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

🔮 Обряды и инициации. Многие ритуалы, связанные с переходом из одного статуса в другой, пришли к нам из древних мифов и сохранились по сей день. Например, демобилизация, порядок проведения свадьбы с выкупом невесты, посвящение в первоклассники или в студенты с разными заданиями и испытаниями. Все это можно назвать инициацией. Она происходит по новым современным принципам и законам, но в основе лежит механизм древнего мифа.

😋 Миф в языке. Наш язык сохранил многое из мифологического мышления. Некоторые устойчивые словосочетания настолько привычны, что мы не замечаем в них ничего удивительного. Например, дождь идет, солнце встает. В этих словосочетаниях сохранилась часть мифосознания, когда человек объяснял явления через соотнесение с собой.

🧩 Мы создаем новые мифы. Современные мифы понимаются социологией и культурологией как культурные смыслы, которыми мы окружаем сами себя. Древний миф — это способ мыслить. С его помощью древние люди структурировали свой мир, объясняли его. Современный миф — это то, как наша культура производит смыслы, и через них заставляет нас быть включенными в те или иные практики, социальные ритуалы. Современные мифы присутствуют в медиасреде и в окружающей нас действительности.

✍️ О современном мифе писал Рола́н Барт. Его книга «Мифологии» — это сборник небольших эссе, которые Барт писал по разным поводам. Он реагировал на актуальные события, на газетные статьи, на происходящее в мире искусства и кино. Ролан Барт — французский философ, литературовед и семиотик. Ему было интересно посмотреть, как культура формирует те смыслы, в которые мы включаемся. Он исследовал, почему мы играем по правилам этих смыслов и продолжаем существовать внутри них.

💸 Мифы об успехе и самореализации. Новая мифология диктует, что мы должны иметь, чтобы считаться успешными. Успех даст доступ к закрытым обществам, их ритуалам и знанию. Например, если вы режиссер или актер, то обязательно должны получить премию «Оскар». Если вы богатый человек, вам захочется оказаться в списке Forbes.

👗 Мифология моды. Современный человек выстраивает отношения с собственным телом через моду. Мы пытаемся скрыть природное под культурным. То, что люди надевают, что читают, что слушают, на каких автомобилях ездят — все относится к нашей новой мифологии. Мы наделяем вещи, бренды и марки смыслами, окружаем себя ими, и благодаря им становимся частью какого-то сообщества. Миф моды влияет и на наш выбор вещей. Что-то, что принадлежало знаменитости или было сделано кем-то известным, имеет бо́льшую значимость.

Мозг Альберта Эйнштейна является мифическим объектом. Величайший ум изображается как сверхсовершенный механизм.

🧠 Важен только мозг. В нашем коллективном сознании человек оценивается по интеллектуальным способностям. Мифологический Эйнштейн имеет невероятный мозг, который стал причиной важных открытий науки. Сила ученого не связана прямо с духовностью, и ему требуется поддержка от сторонней морали.

✍️ Создание мифа. Сам Эйнштейн поспособствовал возникновению этой легенды, упомянув свой мозг в завещании. После этого две клиники оспаривали его наследство. Для них мозг ученого — это механизм, который стало возможным развинтить. Сохранился снимок, где Эйнштейн лежит на кушетке, с головой, опутанной электрическими проводами. Аппаратура записывает волновые эффекты его мозга, а ученого просят в это время «думать об относительности».

💭 Сила мысли. В представлении этого мифа мысль становится материей. Она наделена энергией, поддающейся измерению и преображающей мозговую субстанцию в силу. В мифе об Эйнштейне его гений настолько немагичен, что мышление ученого описывается как функциональный труд, который можно сравнить с механическим производством сосисок, помолом зерна или дроблением руды. Как мельница дает муку, так и Эйнштейн непрерывно вырабатывал мысль. Его смерть рассматривалась как остановка в выполнении этой локальной функции: «мощнейший в мире мозг перестал мыслить».

🗄 Вселенная — сейф, к которому человечество подбирает шифр. Эйнштейн почти нашел такой шифр — в этом и состоит миф о нем. В этом мифе присутствуют все характерные мотивы гностицизма: природа едина, мир в идеале сводится к одной основе, слово обладает силой открытия, речь борется с тайной, целостное знание может быть открыто лишь целиком. Историческая формула Е = mс2 своей неожиданной простотой воплотила в себе чистую идею ключа — голого, линейного металлического предмета, легко отпирающего дверь, в которую человечество стучалось столько веков.

🎓 Многие изображения Эйнштейна мифологизировались. На фотографиях он стоит у черной доски, исписанной сложными математическими значками. На рисунках он еще держит в руках мел, которым только что, как бы с ходу, написал свою «магическую» формулу мироздания.

⚙️🧿 Исследование механистично, открытие носит элемент магизма. При такой постановке вопроса Эйнштейн должен был в чем-то потерпеть неудачу. Он умер, так и не сумев доказать «уравнение, заключавшее в себе тайну мироздания».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

✍️ Хемингуэй — главный писатель-интеллектуал в сознании целого поколения советских людей. Он считался голосом с той половины мира, которая была враждебна, но которую хотелось понять. Хэмингуэй стал своеобразной точкой контакта Востока и Запада. На образ главного интеллектуального писателя наслаивалось и советское кино, например, документальный фильм 1977 года Виктора Лисаковича «Хемингуэй живет в Гаване».

📖 О мифологизированном образе Хемингуэя остроумно написал советский поэт Александр Межиров:

Плоды унификации зловещи:

Везде стоят одни и те же вещи,

И —

Кооперативные дома,

Друг с другом тоже схожие весьма, —

И —

Проступает из-под каждой кровли:

Икона византийского письма,

Хемингуэй, в трусах, на рыбной ловле.

👤 Хемингуэй стал синонимом западного писателя. В 1963 году американский прозаик Джон Стейнбек во второй раз приехал в Советский Союз. Там с ним произошел курьезный случай. В один из вечеров Нобелевский лауреат по литературе со своими приятелями «соображал на троих» и был замечен милиционером. Он сделал замечание компании. Оправдываясь, Стейнбек не придумал ничего лучше, чем сказать правду, что он американский писатель. На что милиционер отреагировал восторженным восклицанием: «Хемингуэй!» Позже Стейнбек напишет в воспоминаниях, что «СССР — это единственная страна в мире, где полицейские читали Хемингуэя».

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;