angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ги де Мопассан

Мопассан и русские писатели

Ги де Мопассан оказал на русскую литературу 19 века важное значение. Узнаем, что думал о Мопассане Лев Толстой, почему им восхищался Иван Тургенев и как к Мопассану относился Исаак Бабель.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Екатерина Буслаева
Выпускница Московского педагогического государственного университета, преподаватель школы 1370 в Москве, финалист конкурса «Учитель года».

✍️ Бабель перевел три рассказа Мопассана: «Болезнь Андрэ», «Идиллия» и «Признание». Все эти рассказы вошли в первый послереволюционный сборник Мопассана. Редактором сборника стал сам Бабель. Эта работа, по его словам, стала неимоверно важным опытом в его развитии как писателя.

👤 Бабель сожалел, что жанр короткого рассказа недостаточно популярен в России. Он утверждал, что России нужен свой Мопассан. Восхищаясь лаконичностью слога Мопассана, Бабель сокрушался, что кроме Чехова в русской литературе нет талантливых новеллистов.

🗣 «Мне кажется, что о технике рассказа хорошо бы поговорить, потому что этот жанр у нас очень не в чести. Надо сказать, что и раньше этот жанр у нас никогда в особенном расцвете не был, здесь французы впереди нас. Собственно, настоящий новеллист у нас — Чехов».

👁 Исаак Бабель настолько восхищался Мопассаном, что написал рассказ-посвящение «Гюи де Мопассан». По сюжету герой и героиня переводят его новеллы на русский язык. В процессе работы они сближаются и проводят вместе ночь. Наутро герой перечитывает биографию Мопассана, которая будто очищает его. Он жалеет о прошедшей ночи, ведь героиня изменила своему мужу.

📖 Герой осознает, что пошлость жизни — ничто по сравнению с силой искусства, которую он находит в жизни и творчестве такого талантливого писателя, как Мопассан. Рассказ заканчивается такими словами: «Я дочитал книгу до конца и встал с постели. Туман подошёл к окну и скрыл вселенную. Сердце моё сжалось. Предвестие истины коснулось меня».

Взгляд Льва Толстого на прозу Мопассана был неоднозначен. С одной стороны, он восхищался его новеллами. С другой — очень не любил «Милого друга».

📘 Впервые Толстой обратился к прозе Мопассана по совету Тургенева. Прочитав сборник «Заведение Телье», Толстой был поражен талантом и простотой повествования Мопассана. Он удивлялся его способности замечать в обыденных вещах то, на что другие писатели обычно не обращают внимания.

🗣 «Что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев — мы ищем и видим только душу самого художника».

👩🏻 Роман «Жизнь» приводит Толстого в восторг. Это, по его мнению, не только лучший роман Мопассана, но и один из лучших романов, написанных когда-либо на французском языке. Он восхищен Жанной, главной героиней романа, — ее честным, чистым и невинным взглядом на мир.

Отсутствие нравственной позиции в других новеллах и романах расстраивало Толстого. По его мнению, Мопассан «любил и изображал то, чего не надо было любить и изображать, и не любил и не изображал того, что надо было любить и изображать». Его возмущал излишний натурализм прозы Мопассана — он называл это главным недостатком французской литературы той эпохи.

✍️ По этой причине он называет «Милого друга» грязной книгой. Толстой раскритиковал роман в пух и прах, потому что принципиально не согласен с позицией автора по отношению к Жоржу Дюруа: он считает, что Мопассан время от времени переходит на сторону своего героя и даже оправдывает его поступки.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Ги де Мопассан считал Тургенева своим другом и учителем — они дружили и часто общались, они часто общались, когда Тургенев уехал жить во Францию. После смерти Тургенева Мопассан даже помог издать его прозу на французском языке.

🤝 Тургенев и Мопассан были знакомы лично. Известно, что в середине 1870-х годов в парижских ресторанах проходили так называемые «обеды пяти»: пятеро писателей — Густав Флобер, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Эдмон Гонкур и Иван Тургенев — собирались вместе и обсуждали все, что придет в голову: от литературы до еды. На одной из таких встреч Тургенев познакомился с Мопассаном.

👥 Мопассан, будучи учеником Флобера, проникся к Тургеневу искренней симпатией. Он ощущал в нем родственную душу: в своем творчестве они поднимали схожие темы. Мопассан чувствовал трагизм в творчестве Тургенева, полагая, «что жизненная реальность вызывала в нем какое-то болезненное ощущение».

📝 Известны несколько статей Мопассана, посвященных русскому писателю. Одна из них написана уже после смерти Тургенева и представляет собой портрет писателя, созданный на основе личного общения и воспоминаний о нем. Внешность Тургенева прописана крупными мазками: Мопассан обращает внимание на его рост, широкие плечи, сравнивает его со сказочным великаном с седой бородой. Главное в этом портрете — доброта и мягкое звучание голоса. Интересно, что Мопассан видит в старшем товарище наивность и даже детскость, — настолько глубоко он проникает в душу писателя и создает его психологический портрет.

🗣 «И он в самом деле был невероятно наивен, этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном».

✍️ Открытие нигилизма для русской литературы Мопассан считает ключевой заслугой Тургенева. Он называет Тургенева психологом, физиологом и первоклассным художником. И, конечно, крайне высоко оценивает его главный роман «Отцы и дети»:

🗣 «Благодаря могучему дару наблюдательности, которым обладал Тургенев, ему удалось заметить пробивающиеся ростки русской революции еще задолго до того, как это явление вышло на поверхность. Это новое состояние умов он запечатлел в знаменитой книге "Отцы и дети". И этих новых сектантов, обнаруженных им во взволнованной народной толпе, он назвал нигилистами, подобно тому как натуралист дает имя неведомому живому организму, существование которого он открыл».

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;