Ги де Мопассан
Военная тема у Мопассана
Поговорим о теме войны, к которой Мопассан обращался во многих произведениях. В первую очередь потому, что он сам был участником франко-прусской войны в 1870–1871 годах. Свое отношение к войне Мопассан описывает в очерке «Война» и новеллах
⚔️ Война — невозможное событие для 19 века. В очерке «Война» Мопассан придерживается этого мнения и искренне не понимает, как в век Просвещения все еще продолжают учить убивать людей. Писатель поражается, почему изобретатель оружия ценится выше, чем простой ремесленник или «изобретатель тачки», как он пишет в очерке. Для Мопассана ремесло — это благородное дело, а война — разрушительное зло.
🛥 Мопассан сравнивает правительство с капитаном корабля. Если тонет корабль, то виноват капитан. Так почему же никто не осуждает правительство, которое развязывает войну, из-за которой страдают и умирают люди.
🔮 «Этот час никогда не настанет». В финале очерка Мопассан сетует на то, что войны никогда не прекратятся, потому что никто не пойдет против правительства. Мир обречен на постоянные войны — эта мысль очень расстраивает писателя.
✍️ Первая версия очерка вышла в 1881 году. Он долгое время лежал неопубликованным, а позже стал частью издания французских переводов прозы Всеволода Гаршина, которыми занимался Мопассан. Через два года очерк «Война» был переработан и издан в сборнике «На воде». Так Мопассан возвращается к этому тексту как минимум трижды, постоянно дополняя предыдущий вариант.
Первая новелла о войне, которую мы проанализируем, — «Мадмуазель Фифи» написана Мопассаном в 1882 году.
👤 Мадмуазель Фифи — прусский офицер. Он получил прозвище за манерное поведение и пренебрежительное «фи-фи», которое часто использовал в разговорах. Группа прусских офицеров находится в деревне на оккупированной французской территории. Бои закончились, им скучно, поэтому они приглашают к себе проституток. Каждый офицер получает женщину согласно званию.
👩🏻 Заглавному герою достается еврейка Рашель. Женщины сидят у офицеров на коленях: все веселятся, пьют и говорят тосты. Первый тост уже несколько смутил женщин: офицеры поднимали стаканы за победу над французами. Однако второй тост стал судьбоносным для Фифи.
«Все женщины Франции будут нашими» — сказав это, мадмуазель Фифи погибает от руки своей спутницы. Рашель выпрыгивает из окна и скрывается.
🔔 В день похорон Фифи зазвонили колокола. Это была Рашель. Она укрывалась на колокольне христианской церкви, колокола которой не звонили всю войну.
💃 Новелла построена на контрасте. Главный мужской персонаж носит женское прозвище, хотя в разговорах с другими офицерами проявляет жесткость. А настоящую мужественность и силу духа показывает женщина, от которой никто ничего подобного не ожидал. Мопассан поражен и восхищен, как в Рашель соединяются два, на первый взгляд, несовместимых начала, — грязная работа проститутки и чистота ее души.
⛪️ Тема истинного и ложного патриотизма. Патриотизм можно проявлять по-разному: можно бежать по полю с оружием и флагом, а можно проявлять молчаливый протест. Молчание колокола на протяжении всей войны было испытанием для жителей деревни, которое они мужественно выдержали. После того, как Рашель зазвонила в колокол, жители воспряли духом. С тех пор колокол не утихал ни на день.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Еще одна новелла, в которой Мопассан восхищается истинным патриотизмом простых людей, — это «Старуха Соваж».
📖 Новелла необычная для Мопассана: это рассказ в рассказе. По сюжету герой и рассказчик останавливаются у сгоревшего дома, и герой задается вопросом, что здесь произошло. Рассказчик делится историей о старухе. Так Мопассан изначально придает образу Соваж мифический оттенок, а сама история становится городской легендой, которая передается из уст в уста.
👵 Старуха Соваж — одинокая женщина, живущая во Франции во время франко-прусской войны. Ее сын воюет, муж убит жандармами. В ее дом селят четырех прусских офицеров, и поначалу они помогают друг другу: хозяйка кормит офицеров, а те колют дрова и помогают по хозяйству. Старуха относится к ним с пониманием: у каждого из них наверняка есть семьи, да и возможно, они оказались на фронте против своей воли.
📩 Соваж получает известие о смерти сына. Вначале она даже не может плакать, потому что не в силах поверить, что это правда. Как ни в чем не бывало она возвращается в дом и укладывает своих постояльцев спать. Когда они захрапели, Соваж поджигает дом вместе с офицерами.
🔥 Местные жители поначалу думают, что она обезумела от горя. Но старуха отдает прусскому командиру листочки с написанными именами и адресами офицеров: перед тем, как поджечь дом, Соваж просит их записать это. Она просит офицера передать записки матерям погибших, чтобы они знали о судьбах своих сыновей и имя их убийцы.
⚡️ Соваж не плачет, когда ее ведут на казнь. Она осознает свой поступок. Старуха понимает, что совершила страшное преступление, однако ничего не может с собой поделать: желание отомстить пруссакам за смерть своего сына победило в ее душе.
📝 Мопассана восхищает искренний порыв героини. Изначально она вовсе не хотела убивать офицеров, но известие о гибели ее единственного сына заставило ее принять такое решение. Это решение, по мнению Мопассана, единственно правильное. Истинный патриотизм и желание известить матерей погибших офицеров — вот, что ценит Мопассан больше всего.
🩸 В рассказе присутствуют черты натурализма. В письме детально описана смерть сына Соваж: товарищ пишет, что его буквально разорвало пополам. А после смерти сама Соваж «складывается пополам». Подобные параллели Мопассан очень любит и часто использует в своих произведениях.
💡 В финале истории Мопассан вновь возвращается к рассказчику. Герой, стоя рядом с разрушенным домом, поднимает с земли камень, который будто до сих пор со следами копоти от пожара. Это интересная художественная деталь, которую вводит в повествование Мопассан. Он словно носит память о смелой женщине, матери с большой буквы, которая отомстила и за смерть сына, и за боль, принесенную ее родной стране разрушительной войной.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день