«Ревизор» Николая Гоголя
Финальная сцена
Мы подошли к финалу комедии Гоголя. Поговорим о том, чем примечательна финальная сцена «Ревизора».
🔚 Финал — это немая сцена или расширенная ремарка, которых до этого в русской драматургии не было. Полторы минуты сценического времени — а это ощутимая вещь для театра — герои стоят в застывшем виде, а зритель смотрит на это в абсолютной тишине. Попробуем взглянуть на эту сцену повнимательнее.
🗣 «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и закинутою назад головою. По правую сторону его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выраженьем лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: „Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!“. За ним Коробкин, обратившийся к зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается».
👻 Все это время актеры стоят на сцене в неестественной позе. Вообще, это была большая проблема для первых актеров Александринки: они специально нанимали балетмейстеров, чтобы поставить эту сцену. Здесь Гоголь впервые на русской театральной сцене показал выразительные возможности пластики. На тот момент в театре не все смогли это уловить и понять, хотя сейчас мы воспринимаем это абсолютной нормой.
🖼 Застывшая сцена напоминает нам живописное изображение. Если мы посмотрим на сцену страшного суда в европейской живописи, мы увидим примерно то же самое: застывшие люди в неестественных позах. Как художники изображают грешников в адских муках, так и Гоголь изображает своих героев в финале. Это сцена страшного суда, на которую мы должны смотреть полторы минуты.
🧍♂️ Причем, занавес опускается, а герои все стоят. Это не классический момент с поклоном, овациями и всем тем, что следует после окончания спектакля. Занавес в тишине опускается, а они все продолжают стоять, как скульптурная группа сцены страшного суда.
🎭 Гоголь доводит комедию до такой точки накала, когда она фактически в финале вдруг перерастает в трагедию. Нам смешно и весело на протяжении всего действия, а в финале резко выбрасывает из этого веселья. Эти полторы минуты молчания и абсолютной тишины, по мысли Гоголя, должны привести зрителя к ощущению, что над героями навис рок судьбы: сейчас, как второе пришествие, придет судья и дела каждого будут известны. Герои раскрывали себя на протяжении всей комедии, а теперь должны заплатить за все, что наделали. Комедия заканчивается не под громкий хохот, а в абсолютной тишине — такого в истории русского театра не было.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день