angle-down facebook instagram vkontakte warning

«Ревизор» Николая Гоголя

«Миражная интрига»

Шум вокруг «Ревизора» со временем поутих, но пьеса до сих пор очень популярна. «Ревизора» любят и читают со школьной скамьи. Он всегда оставляет приятное впечатление: мы знаем, что точно будет смешно. Давайте разберемся, чем цепляет «Ревизор» читателей и

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

📈 «Ревизор» имеет стремительную, нехарактерную для театра того времени завязку. Обычно завязка занимает целое действие, у Гоголя она осуществляется одной фразой Городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

💨 Главный интерес в комедии вызывает так называемая миражная интрига. Мы не читаем ее для того, чтобы понять: Хлестаков — ревизор или нет. Мы точно и с самого начала пьесы знаем, что он — не ревизор. А, значит, мы не смотрим комедию, только для того, чтобы дождаться сюжетной развязки: понятно, что, если Хлестаков — не ревизор, то, скорее всего, его обман будет рано или поздно раскрыт.

👥 Нам крайне интересно, как герои комедии взаимодействуют между собой — вот почему мы приходим в театр и смотрим «Ревизора». Если бы Гоголю была важна развязка или сохранение сюжетной интриги вокруг Хлестакова, тогда можно было сыграть «Ревизора» фарсово. Но для Гоголя самое важное не чем закончилось дело, а как герои общаются и взаимодействуют. Если мы правильно подойдем к этому материалу, то сложится впечатление, что мы подсматриваем за ними в замочную скважину. Тогда придет запретное и сладкое ощущение: мы увидели то, чего не должны были видеть.

💁Разоблачения проблем уездного городка N начинаются с момента, когда городничий понимает, что ревизор все-таки едет: он дает своим чиновникам — современным региональным министрам — указания. Например, в разговоре с Аммосом Федоровичем городничий отмечает следующее:

«Городничий. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? Только, знаете, в таком месте неприлично… я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал.

Аммос Федорович. А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать.

Городничий. Кроме того дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь, и над самим шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но всё на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить. Также заседатель ваш… он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода — это тоже не хорошо. Я хотел давно об этом сказать вам, но был, не помню, чем-то развлечен. Есть против этого средства, если уже это действительно, как он говорит, у него природный запах. Можно ему посоветовать есть лук или чеснок, или что-нибудь другое. В этом случае может помочь разными медикаментами Христиан Иванович».

🔎 Если быть внимательным, из диалога можно немало узнать о жизни в этом городке:

📌 Присутственные места (прототип современных региональных приемных) выглядят как хлев, они явно не созданы так, чтобы просителям было комфортно и приятно. Там даже гуляют гуси, которых городничему предложили съесть на обед.

📌 В присутствии развешана всякая дрянь, а заседатель хоть и человек сведущий, но пахнет от него как от винокуренного завода» — т. е. мы понимаем, что чиновник, который непосредственно работает с людьми, постоянно находится в состоянии алкогольного опьянения. И еще более интересно, что от неприятного запаха ему предлагают лук и чеснок! Такой совет может сделать жизнь просителей только еще более невыносимой.

📉 То есть уважение к просителям на ничтожно низком уровне.

📣 Герои сами об этом сказали — проговорились. Мы даже не заметили, как они выдали нам все свои тайны. Нам остается только наблюдать, как герои заставляют друг друга проговариваться. Это проявление «миражной интриги» — ведь самой интриги нет, герои нам все рассказали.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🙅‍♂️ Если мы видим на сцене человека в неестественной позе, явно сатирически преувеличенного, мы перестаем ассоциировать с собой сказанное им. Нам кажется, что подобная ситуация может быть только в мире безумных отражений, но ужас в том, что все это существует прямо здесь и сейчас, в нашей действительности — оглянись и посмотри.

🎭 Гоголю было важно, чтобы героев, в особенности Хлестакова, сыграли серьезно. Поэтому писатель был так против первого исполнителя этой роли: актер Дюр сыграл Хлестакова по лекалам французских водевилей. В них есть такой тип героя — хвастуна, болтуна, полушута, который появляется на сцене с единственной целью — развлечь публику, дать им почву для смеха. Но Гоголю не нужно, чтобы публика смеялась над шутом-Хлестаковым.

🗣 В «Отрывке из письма, писаного автором» Гоголь пишет одному из актеров: «Он сделался просто обыкновенным вралем, — бледное лицо, в продолжение двух столетий являющееся в одном и том же костюме. Неужели в самом деле не видно из самой роли, что такое Хлестаков? Или мною овладела довременно слепая гордость, и силы мои совладеть с этим характером были так слабы, что даже и тени, и намека в нем не осталось для актера? А мне он казался ясным. Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит. Он развернулся, он в духе, видит, что все идет хорошо, его слушают — и по тому одному он говорит плавнее, развязнее, говорит от души, говорит совершенно откровенно и, говоря ложь, выказывает именно в ней себя таким, как есть. Вообще у нас актеры совсем не умеют лгать. Они воображают, что лгать значит просто нести болтовню. Лгать значит говорить ложь тоном так близким к истине, так естественно, так наивно, как можно только говорить одну истину; и здесь-то заключается именно все комическое лжи. Я почти уверен, что Хлестаков более бы выиграл, если бы я назначил эту роль одному из самых бесталанных актеров и сказал бы ему только, что Хлестаков есть человек ловкий, светский, совершенный comme il faut, умный и даже, пожалуй, добродетельный, и что ему остается представить его именно таким. Хлестаков лжет вовсе не холодно или фанфаронски-театрально; он лжет с чувством, в глазах его выражается наслаждение, получаемое им от этого. Это вообще лучшая и самая поэтическая минута в его жизни — почти род вдохновения. И хоть бы что-нибудь из этого было выражено! Никакого тоже характера, т. е. лица, т. е. видимой наружности, т. е. физиономии, решительно не дано было бедному Хлестакову».

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;