«Ревизор» Николая Гоголя
Структура и действующие лица «Ревизора»
Структура «Ревизора», на первый взгляд, соотносится с традицией пятиактных комедий 18 века. Сегодня выясним, в чем особенности прочтения драматических текстов, и разберемся как Гоголь присутствует в своей комедии.
🙋♂️ Авторское присутствие особенно необходимо в драматическом тексте. В живой и активной работе с драмой, помимо автора, находятся режиссеры и актеры, которые могут исказить авторский замысел. Чтобы избежать этого, автор должен присутствовать в драматическом тексте еще сильнее, чем в романе или стихотворении (где отражаются непосредственно авторские переживания), ведь она отдается на сценическую постановку — в работу другим людям в качестве материала.
📃 Автор присутствует в драме в указаниях, где герои стоят, как они говорят, в том какие ремарки вводятся, в каком порядке представляются актеры. Это могут быть ремарки, не просто связанные с действиями: они могут быть психологического свойства — про состояние, жесты; могут быть сопроводительные — описывать помещение и общее пространство. На все эти детали драматург обращает особенное внимание, но Гоголю и этого показалось мало, и поэтому как важную форму своего присутствия на сцене он изобрел «миражную интригу», о которой мы начнем говорить в четверг.
👀 Гоголь довольно дотошный. У него есть много развернутых ремарок и детальное указание на мизансцены и положения актеров. Самая объемная ремарка относится к финальной сцене, которая называется у Гоголя немой: она, по сути, состоит из большой авторской ремарки — это абсолютно уникальная вещь. Эта сцена показывает, что Гоголю особенно важно присутствовать в своем драматическом тексте.
🪞 Открывает комедию авторский эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эта народная пословица подсказывает, что Гоголь не показывает нам реальный мир: мы попадаем в мир кривых зеркал, где царят отражения, тут нет нормальных людей — все искажено.
😮 В драме форма авторского присутствия специфична: она всегда открывается афишей, где автор дает первые важные указания к тому, как устроен мир его комедии или трагедии. В «Ревизоре» Гоголь, предлагая подробнейший список действующих лиц, располагает их в строго определенном порядке — в иерархии этих имен мы тоже видим авторское присутствие — это не просто люди, собранные воедино, у каждого из них есть свое место.
Гоголь представляет действующие лица в определенной системе, предназначенной для читателей, актеров и режиссеров. .
🪢 Изначально мы видим городничего, его жену и дочь как некое единство. Городничего Гоголь считал одним из самых важных героев комедии и на него, с актерской точки зрения, возлагал большие надежды.
Дальше — целая плеяда чиновников, которые так или иначе связаны с жизнью в уездном городе N:
🔹 Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ (аналог современного регионального министра образования) — и его жена. Хлопов = Холопов: Гоголь здесь намекает, что образование в чудесном городе N — плантация рабов.
🔹 Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья, который занимается делопроизводством «тяп-ляп», спустя рукава.
🔹Артемий Филиппович Земляника — попечитель богоугодных заведений, по-современному — региональный министр здравоохранения и социальной политики.
🔹Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер.
🔹 Добчинский и Бобчинский — городские помещики. Они создавались как парные образы — всегда изображались вместе.
🔸 Хлестаков в паре со своим слугой находятся в середине списка, затерявшиеся среди городских чиновников. Такое расположение неслучайно, это обманка: Хлестаков помещен в толщу городской администрации и элиты, чтобы острота его личности в комедии изначально была снята, хотя, на самом деле, мы понимаем, что Хлестаков здесь лицо очень важное. Гоголь показывает Хлестакова как простого чиновника из Петербурга, что на самом деле чистая правда. Таким образом автор расставляет ловушку для зрителя.
👥 Дальше бесконечная городская массовка, которую Гоголь никак не ограничивает: уездный лекарь, отставные чиновники, частный пристав, полицейский, трактирный, гости, купцы, мещане, просители.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день