angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Шуман

Циклы «Бабочки» и «Танцы Давидсбюндлеров»

Уже в «Бабочках» можно увидеть оригинальный музыкальный язык Шумана, а «Танцы Давидсбюндлеров» представляют музыкальный диалог героев — альтер-эго композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Цикл «Бабочки» — раннее произведение Шумана, где можно найти особенности творческого языка композитора.

🦋 Цикл «Бабочки» Шуман написал в 1830–31-х годах, это фортепианная сюита из 12 номеров с интродукцией. Вся музыка Шумана имеет богатое образное содержание, которое композитор сам закладывал. Также у Шумана еще с детства была страсть к юмористическим зарисовкам и музыкальным портретам. И в «Бабочках» собраны все эти аспекты: произведение изображает бал-маскарад, а создано оно по мотивам «Озорных лет» писателя Жана Поля.

📚 Жан Поль — это немецкий писатель, представитель сентиментальной литературы, предромантик. Его настоящее имя — Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, но он взял в качестве псевдонима офранцуженную форму имении из уважения к Жан-Жаку Руссо. Рос писатель в простой деревенской семье, его отец был пастором. В юности Жан Поль учился в Лейпциге, сначала зарабатывал там частными уроками, а к литературе обратился в надежде увеличить свои доходы. Путь к успеху и славе был непростым, но в 90-е годы 18 века он все же добился признания и стал одним из любимых немцами писателей.

📜 Тексты Жана Поля и их качество интересно сопоставить с качеством музыки Шумана. Его тексты очаровательны своими тонкими психологическими наблюдениями, яркими и острыми характерными зарисовками, писатель блестяще умел описывать все движения человеческой души. Но его произведения имели существенный недостаток — проблемы со структурой. Если в небольшом рассказе это еще можно не заметить, увлекшись образами и изобретательностью сюжета, то в больших романах проблема выходит на поверхность. И феерия образов, которая проносится перед внутренним взором читателя, оставляет впечатление шумного праздника, где все движется немного вразнобой.

💃 Подобный подход и качество можно услышать и в «Бабочках». Цикл состоит из девяти вальсов, двух полонезов и финала, музыкальных связей между этими номерами почти нет. Только тема шестого ре-минорного вальса повторяется в вальсе до-мажорном, а тема первой части возникает в финале. Сам финал начинается с темы Гросфатер — это известный немецкий танец, который появился в 17 веке. Гросфатер часто исполнялся в конце свадебных церемоний, и к 20-м годам 19 века был примерно тем же, что сейчас для нас марш Мендельсона. В конце последней части слышны также куранты, которые отбивают шесть утра, то есть бал закончен. Шесть ударов курантов соответствует вступлению, у которого шесть тактов.

🎶 Если мы посмотрим в ноты, которые соответствуют первой мелодии, то увидим там две большие лиги, похожие на взмахи крыльев бабочек. Наталия Корыхалова в книге «Увидеть в нотном тексте» пишет о правильной интерпретации, умении читать не просто ноты, но и тонкие вещи, которые помогают понять замысел композитора. Например, как расположены штили в аккордах или каким образом выстроена музыкальная пунктуация. Если применить метод к «Бабочкам», то не может не очаровать понимание, насколько тонко и уместно это сделано.

💓 Музыка здесь легкая и воздушная, напоминает даже не человеческую речь, а те чувства, которые передаются. Это всего лишь вальсы и полонезы, но у образов, которые в них содержатся, такая высокая плотность, что перед глазами не могут не появиться картинки этого веселого бала-маскарада, который Шуман изображает с поразительной изобретательностью. А отсутствие внимания к внешнему эффекту, к музыкальным фокусам придает музыке дополнительное очарование и вызывает чувство, что мы находимся наедине с композитором, и он лично нам сообщает те образы, которые находятся у него внутри.

→ Роберт Шуман. Фортепианная сюита «Бабочки»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 16 минут

Теперь обсудим цикл «Танцы Давидсбюндлеров» и начнем с краткой истории создания.

🕺 «Танцы Давидсбюндлеров» — это сюита из 18 пьес, которую Шуман написал в 1837 году. Произведение началось с небольшой темы, взятой из мазурки, которую сочинила Клара Вик. В своих письмах Шуман писал, что Клара была его главным и единственным вдохновителем в создании произведений, в том числе этого. В то время влюбленность Шумана в Клару переживала острую фазу: они хотят быть вместе, но не могут из-за запретов отца Клары. И эта нереализованная любовь, тревоги и мечты, связанные с ней, нашли отражение в этой музыке.

→ Клара Шуман. Мазурка соль мажор
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

👰 «Танцы Давидсбюндлеров», по словам Шумана, содержат в себе также много мыслей, связанных с бракосочетанием. Именно поэтому они имеют отчетливо празднично-свадебный дух, но не буквальный, а замаскированный. Это музыка, под которую танцевать было бы весьма трудно. Это роднит ее с вальсами и мазурками Шопена, которые также далеко ушли от своей прикладной танцевальной природы.

🎭 «Танцы Давидсбюндлеров» — это не танцы в прямом смысле слова, а характерные пьесы, музыкальные диалоги между двумя героями, Эвсебием и Флорестаном. Эти два героя являются и литературными псевдонимами Шумана, которыми он часто подписывался в «Новом музыкальном журнале», а также и альтер-эго композитора, двумя гранями его личности. Эвсебий — это интровертная и лирическая сторона его натуры, Флорестан же — сторона экстравертная, страстная и пылкая. Все части произведения отнесены либо к одному из героев, либо сразу к обоим.

🎼 Всего у «Танцев Давидсбюндлеров» было два издания. Первое вышло в январе 1838 года, а сам Шуман исполнял цикл весной того же года. Второе издание появилось в 1850 году, из него Шуман убрал некоторые ремарки, а также слово «танцы» из заголовка. Но первое издание остается более популярным. Его также предваряет такой эпиграф:

Alter Spruch
In all und jeder Zeit
Verknüpft sich Lust und Leid:
Bleibt fromm in Lust und seyd
Dem Leid mit Muth bereit

Старинная пословица
Во все времена радости и несчастия сопряжены:
Оставайся благочестивым в радости
и будь готов встретить несчастия с храбростью

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Познакомимся с обществом «Давидсбунд» и теми идеями, которые в этом обществе формировались.

🌀 Главные герои «Танцев Давидсбюндлеров», Эвсебий и Флорестан, впервые появились еще за несколько лет до создания произведения, в обществе «Давидсбунд». Это общество Шуман основал в 1833 году как сообщество музыкантов и композиторов, которые рассуждают о музыке. Название происходило от библейского царя Давида, и по задумке Шумана члены этого кружка должны были бороться с мещанством и филистерством так же, как Давид боролся с племенами филистимлян.

🌟 Члены «Давидсбунда» выступали против искусства, которое наполнено лишь внешним блеском, сделано в угоду вкусам публики, чтобы ей понравиться. Оно могло быть даже хорошим, но ориентация на средний вкус не давала искусству развития, ведь вкус был уже сформирован и, как любая большая мода, достаточно консервативен. С одной стороны, не все, кто интересовался тогда музыкой, были ее знатоками, не у всех был хороший вкус, не все посетители концертов относились к музыке серьезно. Для многих это было видом развлечения. Но тогда живой композиторский процесс захватывал гораздо больше аудитории, чем сейчас, поэтому ограничения текущей моды казались довольно существенными.

🎓 «Давидсбунд» был создан по образцу модных в то время студенческих обществ, которые не только занимались музыкой, но и литературой, и вопросами общественного устройства. Главным центром кружка был, конечно, сам Шуман, а членами этого общества он сделал и Шопена, и Листа, и Паганини, а также великих композиторов прошлого — Баха и Бетховена. Альтер-эго Шумана Эвсебий и Флорестан тоже были членами общества. «Давидсбунд» родился из «Нового литературного журнала» Шумана, и некоторые статьи так и подписывались — записки давидсбюндлеров. Собрания общества проходили в одной из лейпцигских кофеен, среда была живой и питательной и многое давала Шуману в плане общественной и просветительской деятельности, в желании ее вести. Здесь сам процесс был важнее результата.

💫 Несмотря на такую живительную среду, свои эстетические взгляды Шуман формулировал нечетко: в это время он только пытается в них разобраться. С одной стороны, Шуман осуждает погоню за оригинальностью, которая, по его мнению, свидетельствует о бедности. Но, с другой стороны, стремление к новизне отбросить невозможно, иначе в искусство проникнет обыденность. Сам композитор для себя формулирует ответ так: стремясь к новизне, не нужно переходить границу простоты и естественности.

🎵 Но от мыслей до музыки часто пролегает большое расстояние. Те же «Бабочки» с их быстрой и пестрой сменой образов — там определенно есть новизна, а вот с чувством меры вопрос. Сейчас бы мы сказали, что в произведении есть мера, но во времена Шумана оно могло казаться трудным для восприятия, ведь музыкальные образы менялись слишком быстро для людей той эпохи. В то же время Шуман считает, чем больше картин разворачивает музыка перед слушателем, тем больше она его захватывает и тем больше будет производить впечатление новизны и свежести во все времена. И это действительно происходит.

1. Кофейня «Zum Arabischen Coffe Baum» в Лейпциге, где проходили встречи «Давидсбунда»

2. Памятный лист о посещении Шуманом кофейни

Теперь обратимся к музыке «Танцев Давидсбюндлеров» и посмотрим, как в них отражаются идеи Шумана.

🎭 Незадолго до «Танцев Давидсбюндлеров» Шуман сочиняет цикл «Карнавал». Композитор так охарактеризовал эти произведения: если «Карнавал» — это маски, то «Танцы Давидсбюндлеров» — это лица. А именно лица его круга и его друзей, которые нашли себя в двух образах самого Шумана — Эвсебия и Флорестана.

🥳 Каждое из 18 произведений сюиты подписано, но в этих подписях часто дан не темп, а настроение. Например, третья часть названа «Etwas hahnbüchen», то есть «задорно», а шестнадцатая — «Mit gutem Humor», то есть «с хорошим юмором». Каждая из частей, как мы помним, отнесена либо Эвсебию, либо Флорестану, либо обоим. Это музыкальные портреты разных граней лиризма или пылкого драматизма одного и другого.

💥 Каковы же музыкальные характеристики произведения? Те пьесы, которые относятся к Флорестану, более разнообразные и яркие. В них есть много задора и юмора, есть быстрая перемена настроения: то веселье, то печаль, образ рисуется за счет быстрых контрастов. Импульсивная натура Флорестана ярче всего раскрывается в тринадцатой пьесе, характер который определен как «дико и весело», в маршевой восьмой, в последних разделах пятнадцатого номера. Но персонаж быстро меняет свои настроения, поэтому, например, в девятой пьесе можно услышать печальную тревожность, которая создается с помощью «блуждающей» гармонии.

🌚 У лирика же Эвсебия на уме совершенно другая гамма чувств. Здесь есть тихая взволнованность второй пьесы, сосредоточенная медитация седьмого номера, выраженное в инструментальном речитативе. В четырнадцатой и семнадцатой пьесах раскрывается иная грань образа, наполненная элегией, но в то же время и светлыми чувствами. Близки к ним по эмоциональному настрою пятая и одиннадцатая пьесы, в которых ярче выражено песенное начало.

💫 «Танцы Давидсбюндлеров» начинаются с «флорестановской» пьесы, а заключительный номер цикла связан с образом Эвсебия. Восторженность, которая выражена в ее танцевальном движении, не такая импульсивная, как в номерах Флорестана, и к концу номера она постепенно угасает. В конце пьесы, как указывает композитор, бьет двенадцать. Это то, каким Шуман видел мир вокруг себя, неизбежно идеализируя его, как и всякий романтик. Но такое запечатление атмосферы, царившей в дружеских встречах общества, говорит о культуре времени гораздо больше, чем любой текст.

→ Роберт Шуман. «Танцы Давидсбюндлеров»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 32 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;