angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Шуман

Цикл «Карнавал»

Цикл «Карнавал» по замыслу перекликается с одним из литературных очерков Шумана. Посмотрим, как композитору удалось привнести в музыку публицистичные нотки.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

В «Карнавале» Шуман развивал свои идеи борьбы с мещанством и филистерством.

🎭 «Карнавал» — это цикл из 21 пьесы, общая длительность которого составляет от 25 до 30 минут, в зависимости от темпа, выбранного исполнителем. «Карнавал» считается одной из самых ярких демонстраций творческого метода раннего Шумана, который здесь предстает в своем абсолюте. Как и «Бабочки», и «Танцы Давидсбюндлеров», он рисует картину веселого бала и праздника. Но если главные герои «Танцев Давидсбюндлеров» Эвсебий и Флорестан хоть и выдуманные, но живые люди, то в «Карнавале» мы видим скорее маски. Хотя там и появляются реальные люди из круга Шумана и Эвсебий с Флорестаном, но основные герои — маски комедии дель арте.

🌟 Образы в «Карнавале» очень сконцентрированы и графически яркие, здесь видна острота музыкальных зарисовок. Интересно, что такую характеристику применяют еще к раннему Прокофьеву и Шостаковичу, но это совершенно разная острота и графичность. Дело в том, что это перевод непереводимого с помощью терминологии, которая пришла из визуальных искусств: образ, форма, композиция — это термины из живописи и архитектуры. Можно вспомнить, как Гёте говорил, что архитектура — это застывшая музыка, а потом появилась шутка, что музыка — это жидкая архитектура.

💫 В разговоре о музыке надо иметь в виду относительность метафор и словесных описаний. Мы существуем в рамках сложившегося нарратива, который ограничивает восприятие. Например, у Шумана есть быстрая смена гармоний, яркость и выпуклость образов. Но эти слова не совсем то, что есть в музыке. А то, что в ней есть, можно воспринять чувственно. Это сродни переводу поэзии на другой язык. Даже хороший перевод не может полностью передать атмосферу оригинала, где встречаешься с другим звучанием и образным строем, который содержится в матрице другого языка. С музыкой еще сложнее, поэтому стоит обращать больше внимания на чувства, а не на слова, а слова воспринимать не как жесткие конструкции, которые должны создавать смысловые поля, а как указания, куда надо смотреть.

🎶 Создание «Карнавала» началось со знакомства Шумана с музыкой Шуберта. Шуман открыл его музыку в 1827 году, а чуть позже предпринял поездку к брату Шуберта Фердинанду, который жил в бедности, но у него хранились бесценные рукописи Шуберта. Шуман способствовал тому, чтобы музыка Шуберта вновь звучала: так, он организовал исполнение шубертовской до-мажорной симфонии с помощью Мендельсона. Музыка Шуберта очаровала его, поразила в самое сердце.

💥 Катализатором для создания произведения стало то, что Шуман услышал вариации на тему Sehnsuchtswalzer Шуберта для фортепиано и оркестра, которые написал его друг Людвиг Шунке. Но Шунке создал вариации в стиле, который Шуман счел филистерским, придал нежной шубертовской теме героическое, пламенное звучание, которое ей совершенно не соответствовало. Поэтому Шуман захотел это переделать, работал над вариациями в течение 1833–34-х годов, но так их и не закончил.

→ Франц Шуберт. Sehnsuchtswalzer
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута

📜 Вариации остались в черновиках, были попытки их реконструировать, например, немецкого пианиста Андреаса Бойде. Существует даже запись реконструкции, и на тот момент это было значимым событием в мире музыки. Нельзя сказать, что вариации стали пользоваться популярностью, они и сейчас очень редко исполняются. Как и с любой реконструкцией, здесь есть проблема, что это условно авторская вещь. В реконструкциях много додумываний, которые происходят из необходимости: попытка дописать что-то в стиле оригинала, додумать акценты. Поэтому реконструкции, как правило, менее удачны, чем исполнение законченных именно автором произведений.

→ Роберт Шуман. Вариации на тему Sehnsuchtswalzer Шуберта. Реконструкция Андреаса Бойде
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 8 минут

Обратимся к замыслу «Карнавала» и его музыкальному устройству.

📰 Музыкальный замысел «Карнавала» перекликается с содержанием одного из шумановских литературных очерков. В нем дан отчет, где корреспондент-давидсбюндлер описывает бал, который якобы организовал редактор «Нового музыкального журнала». Цель бала — познакомить присутствующих с музыкальными новинками. На балу происходят комические стычки между давидсбюндлерами и филистерами, а в итоге один из филистеров на следующий же день пишет ругательную рецензию на «Карнавал».

🔥 Публицистическая направленность замысла «Карнавала» являлась для музыкального искусства чем-то доселе неслыханным, а оригинальная форма доказывала, что инструментальная музыка способна выражать не только некие возвышенные чувства о боге или бессмертии. Напротив, инструментальной музыке, как и любому другому виду музыкального искусства, доступна разнообразная тематика, в том числе и злободневно-актуальная.

🤓 Сам Шуман и его жена Клара Вик считали, что фортепианные работы композитора все же сложны для широкой публики. И действительно не все музыкальное сообщество их принимало. Например, Фредерик Шопен, с которым Шуман дважды встречался, ценил его музыку совсем не высоко. Шопен был сторонником тонкого, метафизического свойства лирики, любил длинные мелодии, за красотой которых прячется глубокое содержание. И именно этой красоты, напевности и связанности, возможно, и не хватало Шопену у Шумана. К тому же, склонность Шопена погружать в эмоциональные состояния и переживать их глубоко и долго не сочеталась с шумановской быстрой сменой образов.

🏆 С другой стороны, Шумана высоко ценил Ференц Лист и ставил «Карнавал» рядом с вариациями на тему Диабелли Бетховена. Это специфическое произведение на не самую интересную тему до-мажорного вальса, который написал Антон Диабелли, но это одни из самых великих вариаций в истории. Интересно, что «Карнавал» может сыграть средний пианист, и все равно произведение будет звучать хорошо, понравится публике. А с вариациями Диабелли есть закономерность — чем выше уровень пианиста, тем интереснее их слушать. Так, польский пианист Петр Андржевский сделал карьеру на исполнения этого непростого произведения. А если взять пианиста попроще, то уже на третьей вариации начнется ощущение скуки. Но и «Карнавал» технически тоже непростое произведение, но одно из самых исполняемых.

🎵 У «Карнавала» есть подзаголовок — «миниатюрные сцены на четырех нотах». Это связано с тем, что здесь Шуман выстраивает некую сюжетную линию из чередования масок, которая подкреплена музыкальными средствами. Для этого композитор использует музыкальную анаграмму. У нот есть латинские названия, которые произошли от названия молитвы, гимну Иоанну Крестителю — «Ut queant laxis». В русскую традицию вошли обозначения «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», но есть и другие названия, которые обозначаются буквами латинского алфавита — A, B, C, D, E, F, G, иногда H.

В «Карнавале» анаграмма складывается из четырех букв — A-E-C-H, и представлена в трех вариациях.

➖ Первая — A-Es-C-H (ля, ми бемоль, до, си).
➖ Вторая — Аs-C-H (ля бемоль, до, си).
➖ Третья — Еs-С-Н-А (ми бемоль, до, си, ля).

🌀 Что же зашифровано в этих музыкальных анаграммах? Во-первых, здесь можно прочитать название города Аш (нем. Asch), где родилась Эрнестина фон Фриккен, первая невеста Шумана, в которую он влюбился, пока с Кларой Вик были сложности. Во-вторых, сочетание «ash» содержится в немецком слове Fasching, которое обозначает как раз карнавал. В-третьих, само слово Asch переводится с немецкого как пепел, и здесь можно проследить связь с Пепельной средой. В западной традиции это день начала Великого поста (в православии этому соответствует Чистый понедельник). А карнавал — это событие, которое предшествует Великому Посту. Наконец, все эти буквы — звучащие буквы в фамилии самого Шумана.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Обсудим содержание цикла и посмотрим на образы, которые здесь заложены.

💫 Начинается «Карнавал» с преамбулы, которая обозначена «как бы торжественно». В преамбуле нет темы A-E-C-H, здесь тема взята из Sehnsuchtswalzer Шуберта. Вторая часть называется «Пьеро», она вводит одноименного персонажа комедии дель арте, грустного клоуна, влюбленного в Коломбину, которая разбивает ему сердце, уходя с Арлекином. Свои основные драматические черты образ Пьеро приобретает во второй половине 19 века, а в начале же века герой еще воспринимается с комедийным оттенком. Музыкальная характеристика Пьеро у Шумана довольно угловатая, неустойчивая и странная.

🤹‍♂️ В третьей части появляется Арлекин, противоположность Пьеро. Арлекин находчив и весел, постоянно плетет интриги против своего господина. Он имеет черты трикстера, отчасти демонического свойства. Интересно, что персонаж комиксов Джокер произошел именно от Арлекина. Почти всегда Арлекин пытается добиться сердца Коломбины, и у него, в отличие от Пьеро, это получается. И эти два персонажа музыкально связаны, они как бы перевертыши: Арлекин — это обратная сторона Пьеро, так же, как Эвсебий и Флорестан. И здесь мы видим, что такие двойственные персонажи очень интересовали Шумана.

⚜️ Четвертым номером идет благородный вальс, его настроение определено как «немного величественно». Под пятым и шестым номерами появляются Эвсебий и Флорестан, и в части Флорестана Шуман цитирует тему вальса из «Бабочек». За ним следует «Кокетка» — флиртующая девушка, а далее — «Ответ» этой девушке, благожелательный, с искристым юмором.

🌀 Дальше в нотах появляется «Сфинкс» — мифологическое существо, которое загадывало загадки. В египетской мифологии сфинкс был стражем мира богов, но в европейскую традицию он пришел из Древней Греции. Сфинкс охранял ворота Фив и загадывал путникам загадки, а если они отвечали неверно, то сфинкс их убивал. Сохранилась только одна загадка:

«Скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем — на двух, а вечером — на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время».

Верный ответ на загадку — человек, и разгадать ее смог лишь Эдип, а побежденный сфинкс бросился в пропасть. Сфинкс и загадка, особенно на фоне интереса к Египту после походов Наполеона, входили в европейскую культурную парадигму 19 века.

🎶 В «Карнавале» сфинксу соответствовали три нотные строчки с басовым ключем, без знаков аллитерации, без указания темпа и без точного указания длительности нот. Они записаны в виде средневековых четырехугольных нот и не подразумевались к исполнению.

Разберем оставшиеся части и послушаем само произведение.

🦋 После «Сфинкса» идут «Бабочки», которые не связаны с одноименным циклом. За ними — «Танцующие буквы», музыкальная шутка. А одиннадцатый номер — «Киарина», музыкальное описание Клары Вик, где Шуман изменил имя на итальянский манер, добавив превосходную степень — чистейшая. Здесь слышно печальное элегическое чувство, которое связано эмоционально со следующим номером — «Шопен». Это посвящение Шопену, музыка написана в его стиле, с добрым тонким юмором.

⭐️ Тринадцатый номер — «Эстрелла», то есть звезда, посвящен Эрнестине фон Фриккен, с ней же связан следующий номер, «Узнавание», которое на балу усложняется из-за масок. В пятнадцатом номере появляются Панталоне и Коломбина, снова персонажи комедии дель арте. Коломбина — главный лирический персонаж, хитра и изящна. Панталоне — это богатый старик, который все время болеет и пытается добиться расположения молодых девушек, но все время терпит поражение.

🎻 Шестнадцатый и семнадцатый номера — немецкий вальс и Паганини. Это одна пьеса в форме АВА, а музыкальный образ Паганини появляется в середине. Восемнадцатый номер — «Признание», а девятнадцатый — «Променад», который означает, что признание прошло успешно. В двадцатом номере — «Пауза», то есть интродукция, которая цитирует преамбулу. А в финале гремит «Марш Давидсбюндлеров против филистеров», в котором есть цитаты из предыдущей музыки. Например, гросфатер, который представляет старомодные и отжившие художественные идеи, также цитата из «Бабочек».

Мы познакомились с содержанием «Карнавала», а теперь послушаем его исполнения.

➖ Сначала — версия Артура Рубинштейна, по-концертному блестящая и отполированная, но с четким соблюдением всех форм и пропорций.

→ Роберт Шуман. «Карнавал»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 29 минут

➖ А теперь послушаем исполнение Элисо Вирсаладзе.

→ Роберт Шуман. «Карнавал»
Видеопример
Время прослушивания: 26 минут

💫Славе «Карнавала» во многом способствовал Ференц Лист. Он исполнил произведение в 1840 году в Лейпциге. «Карнавал» не сразу встретили с восторгом, но постепенно он вошел в музыкальную культуру. В 1910 году на «Русских сезонах» Михаил Фокин поставил балет на «Карнавал». Оркестровку совместными усилиями создавали Александр Глазунов, Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов и Александр Черепнин. Свою оркестровку создал и Морис Равель в 1914 году.

Давайте посмотрим фрагмент из балета в постановке Михаила Фокина и послушаем оркестровку Мориса Равеля.

→ Балет «Карнавал»
Видеопример
⏱Время просмотра: 7 минут

→ Роберт Шуман. «Карнавал». Оркестровка Равеля
Видеопример
⏱Время прослушивания: 10 минут

Эскизы костюмов для балета «Карнавал» в исполнении Льва Бакста: Флорестан, Киарина, Эстрелла и Бабочка

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;