Роберт Шуман
«Детские сцены» и «Фантастические пьесы»
В «Детских сценах» Шуман выразил свое трепетное отношение к Кларе Вик, а на «Фантастические пьесы» его вновь вдохновил Гофман.
👶 «Детские сцены» Шуман написал в 1838 году, когда детей у композитора еще не было. Хотя при прослушивании может создаться впечатление, что они посвящены своим детям или своим будущим детям. Но вдохновением для Шумана послужили слова его возлюбленной Клары Вик о том, что он часто ведет себя как дитя. Поэтому произведение — это был взгляд в прошлое, взгляд взрослого на детство, и сам Шуман писал, что эти пьесы предназначены для взрослых.
👨👩👦 «Детские сцены» — это взгляд взрослого, полный доброго и сердечного отношения, на мир ребенка, который у Шумана представляется театрально. Как и большая часть музыки конца 1830-х, когда у Шумана был творческий подъем, она была написана для Клары Вик, как бы в продолжении диалога с ней. И для Шумана «Детские сцены» стали одним из любимейших произведений. Он всегда с большой теплотой упоминал их в письмах, они казались ему образом светлого будущего.
🎹 Изначально Шуман написал 30 коротких пьес, многие из них занимают менее страницы. Часто эти пьесы изучаются в музыкальных школах, потому что музыка подходит для обучения детей игре на фортепиано и по духу, и по технической несложности. Но эта простота не является недостатком и ни в коем случае не может быть причиной, чтобы ставить эти пьесы ниже, например, «Карнавала». Хотя вообще вопросы о ранжировании весьма субъективные.
📜 Из 30-ти пьес для финальной версии Шуман выбрал только 13. Оставшиеся миниатюры позднее вошли в сборники «Листки из альбома» и «Пестрые листки». Сначала название цикла не было образным, лишь «Простые пьесы». Потом композитор изменил название на «Рассказы ребенка», и только потом на «Детские сцены». При этом Шуман говорил, что не стоит относиться к названию слишком серьезно, это только деликатные намеки на то, как их следует исполнять и интерпретировать.
✨ Из всех пьес самая известная — седьмая, «Грезы» (Träumerei). Она появляется в начале и конце голливудского фильма «Песнь любви» (Song of Love) 1947 года, а также «Грезы» — название немецкого биографического фильма о Шумане 1944 года.
🎼 Небольшой цикл простых пьес может способствовать пониманию, что есть романтизм по сравнению с классицизмом. Так, композиторы-классики, придающие большое значение форме и правилам развития произведения, уступают место другому подходу, который описан самим Шуманом. Здесь все идет от очень цельного музыкального образа.
🌀 Возьмем бетховенские вариации: там тоже есть музыкальный образ, но он очень строг, как бы заключен в рамки формальных правил, которые придают ему своеобразие, но в сравнение с шумановским он кажется даже несколько закостеневшим. А подвижность, живое дыхание и наполненность, которые есть в шумановской музыке, как раз связаны с чисто романтической свободой, которая была у Шумана и проявлялась в том, как смело и непосредственно он может создавать эти звуковые картины.
Давайте теперь послушаем «Детские сцены».
→ Роберт Шуман. «Детские сцены»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 15 минут
1. Обложка первого издания «Детских сцен»
2. Партитура «Грез»
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Цикл «Фантастические пьесы» Шуман написал за год до «Детских сцен», в 1837 году. А вдохновлялся композитор сборником новелл Гофмана «Фантазии в манере Калло».
🔮 Фантастическими эти пьесы можно назвать, потому что в них нет грани между сном и явью, между миром реальным и воображаемым. Шуман вдохновлялся произведениями Гофмана, и если ранее мы говорили про «Крейслериану», то «Фантастические пьесы» можно назвать гофманианой. Здесь содержатся те порывы чувств и стирание граней между физическим и метафизическим мирами, которые были близки и прозе Гофмана.
8️⃣ «Фантастические пьесы» состоят из восьми частей. Связей между ними, как в «Симфонических этюдах», нет, каждая из пьес — это законченное произведение. Поэтому здесь нет вариаций и не считается дурным тоном исполнять произведения по отдельности.
🌒 Названия пьес очень точно характеризуют то, что там происходит. Например, пьесы «Вечером» и «Ночью», их можно поставить рядом, как связь со временем суток. Интроверт Шуман описывает здесь свои состояния. В пьесе «Вечер» верхний голос обрамлен шестнадцатыми нотами, что создает ощущение трепета, дрожания, мягкости. А в пьесе «Ночью» появляется тревога, страх, трагедия.
💔 Сам Шуман видел собственные музыкальные образы очень конкретно. Он писал Кларе Вик, что, когда закончил пьесу «Ночью», обнаружил в ней историю о Геро и Леандре. Юноша Леандр полюбил жрицу Афродиты Геро, он плавал к ней через море, ориентируясь на маяк, который зажигала Геро. Но однажды ветер погасил маяк, Леандр погиб, а утром его тело выбросило на берег. От отчаяния Геро бросилась с башни в море.
🌊 У Шумана возникла ассоциация: то, что происходит в музыке, происходит в мифе. В пьесе есть главная тема — тревожное, с ощущением неостановимой силы движение волн. Потом появляется пловец, как отдельная музыкальная реплика, он сопротивляется стихии, и музыка более напряженная. В средней части — лирика, драматический перевод, а потом реприза, которая снова возвращает нас к началу.
1. Первая страница черновика пьесы «Вечером»
2. Картина «Геро и Леандр» Уильяма Этти
Поговорим об остальных частях «Фантастических пьес» и послушаем произведение.
💥 «Порыв» — самая известная пьеса, она часто исполняется отдельно. Это флорестановское по духу произведение, хотя Шуман так не подписывал, но масштаб чувств поражает. Здесь есть и натиск, и отчаяние, и порывистая нежность — даже словами описывать неловко, все есть в музыке. Пьеса напоминает небольшую романтическую поэму, и если «Ночью» была построена на контрасте драмы и лирики, то здесь в средней части атмосфера меняется, становится более светлой, но не уходит от трепета и беспокойства. Также есть момент, когда появляется драматизм, потом снова реприза, и к концу поток этого чувства становится мощным и концентрированным, почти как в финале «Симфонических этюдов», но без триумфальности.
❓Пьеса «Почему» — это музыкальная изоляция от этого вопроса, ощущение недоумения. Интонационно главная тема копирует речевую интонацию вопроса «почему», и музыкальная фраза остается подвешенной в воздухе. Здесь есть вторая тема, в которой композитор-классик дал бы ответ на вопрос. А у Шумана вопрос повторяется и повторяется, а ответ так и не приходит.
🤹♂️ Пьеса «Причуда» — игривая и забавная, в форме скерцо. В ней много музыкальных неожиданностей, которые нарушают ритм, выпадают из ритмической сетки. Это настоящая школа передачи состояний.
💤 В пьесе «Бессвязные сновидения» настроение мечтательности и бессвязности передает правая рука, партия которой как бы разорвана на разные клочки. Это и правда напоминает бессвязный сон, когда просыпаешься с определенным ощущением, а потом в памяти всплывают другие отрывки.
🧙 В пьесе «Басня» можно услышать несколько действующий лиц. Здесь чувствуется атмосфера сказок братьев Гримм и эпического повествования, а также проявляется импровизационная манера Шумана.
🔔 Цикл завершает пьеса «Конец песни». В письме Кларе Вик Шуман говорит, что он имел в виду не грустный конец песни. Напротив, в конце концов все находит свое разрешение в виде веселой свадьбы. В этом проявляется шумановская двойственность: к концу появляется настроение тоски и будто бы звучат, смешиваясь, свадебные и похоронные колокола.
🌟 Название «Фантастические пьесы» Шуман, как настоящий романтик, использовал еще не раз. Так он назвал трио, несколько пьес для кларнета и фортепиано, поздний цикл фортепианных произведений, который композитор сначала хотел назвать романсами.
🎹 Фортепианный цикл — это строгий цикл с выверенным тональным планом, с внутренним связями. Главная тема первой пьесы появляется в среднем разделе второй пьесы. Первая пьеса наполнена драматизмом, на бурном трепещущем фоне появляются мелодические фразы, которые можно трактовать как монолог героя, наполненного патетикой. Вторая пьеса — это своеобразная песня без слов, очень простая по настроению и светлая, в середине контраст. В третьей — энергия поступательного ритмичного движения, которая в аккомпанементе сочетается с лирикой в партии правой руки.
✍️ Поздний Шуман пишет менее остро. Те острые, яркие, графические характеристики ранних работ становятся более размытыми, более устойчивыми. Изобретательности и перемен движения души меньше, проще ритмика, проще и стройнее гармония. Это период зрелости Шумана, когда энергия юности переходит в другое качество, появляется взвешенность.
Теперь слушаем «Фантастические пьесы».
→ Роберт Шуман. «Фантастические пьесы» (исполняет Марта Аргерих)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 24 минуты
→ Роберт Шуман. «Фантастические пьесы» (исполняет Владимир Горовиц)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день