Роберт Шуман
Концерт для фортепиано с оркестром
Хотя Шуман начинал работать над несколькими фортепианными концертами, закончил он лишь один — концерт для фортепиано с оркестром ля минор. Узнаем, почему это одно из самых выдающихся произведений в жанре.
Шуман написал концерт в 1841–45 годах, в период перехода к позднему творчеству.
🎹 Шуман хотел создать концерт для фортепиано, когда еще сам готовился стать пианистом. Например, в 1827 году, как следует из его записных книжек, он работает над ми-минорным концертом. Также сохранились эскизы фа-мажорного концерта, который он написал в 1830 году.
🤷♂️ Но в раннем периоде творчества Шуману не удавались концерты. Дело в том, что концерт для фортепиано в то время предполагал наличие блеска и выразительности. Раннему же Шуману такой характер сочинений не был созвучен. Даже драматические моменты в его произведениях все равно подразумевали другое отношение к звуку и мелодии, чем было принято для концертов. И сам Шуман это понимал. Но к началу 1840-х, создав уже три сонаты и первую симфонию, Шуману удалось воплотить свою мечту.
✨ Первую часть концерта композитор запланировал как самостоятельное произведение — одночастную фантазию. Шуман написал ее в 1841 году, но в 1845 году дополняет фантазию интермеццо и финалом. Впервые концерт исполнила Клара Шуман, и он сразу полюбился публике. И до сих пор является одним из самых исполняемых концертов для фортепиано.
🏵 Первая часть концерта — это всесторонняя удача композитора. Если предыдущие произведения воспринимались неоднозначно из-за своей сложности, из-за быстрой смены гармонии и музыкальных образов, то здесь Шуман нашел баланс между содержательностью, увлекательностью, эмоцией и формой. Композитор применил уже появившийся в романтическую эпоху синтетический принцип построения формы. Здесь стройность и ясность сонатного аллегро совмещены с бегством, которые есть в вариациях.
🌗 Форма первой части — это сонатное аллегро, где между экспозицией и разработкой помещен контрастный эпизод. Все эти разделы, за исключением вступления к экспозиции, основаны на материале главной темы. То есть здесь развивается принцип, который намечался в третьей сонате. Это некое переходное состояние между сонатой и вариацией, один из способов наполнить сонатную форму и придать ей дух романтической свободы.
🎙 Главная тема, которая начинается после аккордового вступления, имеет песенный характер. Но в этой песенности многое собрано: слышим лирику, сдержанность, ровную тугую наполненность. Здесь есть два контраста: в первой части патетика, которую мы слышим в минорном варианте, и праздничность, которая следует за ней, вступают в конфликт. Он выглядит как противоборство. Драматическая партия то вовлекается в праздничное ощущение, то уходит в сторону лирического волнения. В оркестре ярко звучит тема фанфаров.
💥 Главная тема сначала предстает в мажоре, а потом немного меняет свое продолжение: скорбь испаряется, строгость остается. Вместо скорби наступает чувство благородства. Потом тема уходит на второй план в оркестр, а фортепиано начинает бурное мелодичное движение. Мелодия ветвится, и экспозицию завершает праздничный марш, в который вдруг вплетается настроение мечтательности.
🎼 В эпизоде мы слышим еще один мажорный вариант этой темы. Этот эпизод — элегия, где противоборство, которое мы слышали раньше, превращается в дуэт. После него начинается разработка, где чувства аккумулируются. Такой же прием мы слышали в «Симфонических этюдах». Там во втором цикле вместо нагнетания следует контраст, который не размягчает движение музыкальной мысли, а приводит ее к собранности.
🔥 В концерте напряжение разрастается, а потом снижается. После этого снова звучит главная тема в первоначальном изложении. И она выступает и началом, и итогом всех размышлений. За ней следуют каденция и кода.
👉 В следующем посте мы закончим разбор концерта для фортепиано с оркестром и послушаем его.
Закончим разговор о концерте для фортепиано с оркестром и разберем, почему его можно назвать одним из лучших в своем жанре.
🎵 Нам следует отметить важность повторов и реприз, которые не только помогают строить форму музыкального произведения. Репризы и сейчас принято играть интонационно иначе, с другими оттенками. Но в прежние времена существовала культура вариаций, и именно в репризе дозволялось несколько изменять произведение. Каденция же давалась на откуп исполнителю: он мог импровизировать и показывать свое мастерство. Успех и уместность каденции зависела от вкуса исполнителя, потому что каденция не должна была выпадать из общей эстетики концерта.
⭐️ Шуман отвергает эти традиции и наследует даже не Бетховену и Моцарту, а Баху. Это значит, что только авторская импровизация позволяет сконцентрировать то чувство, которое заложено в произведение. Ведь именно автор лучше всех знает, что здесь должно быть. Связь с Бахом у Шумана выражается также в музыкальном языке, где есть очень собранная полифония, которая приводит к несколько барочной по духу выразительности.
💫 В финале главная тема становится светлее и прозрачнее, как бы улетает ввысь. Можно говорить о том, что Шуману что-то не удавалось, но самыми большими удачами были финалы крупных форм. Возможно, здесь финал звучит так удачно, потому что у композитора изначально не было задачи написать концерт. Он хотел разнообразием тем дать как бы перекрестные ссылки. И здесь мы слышим идеальные переплетения героики и лирики.
🎹 Музыка интермеццо — это разрядка, тихая изящная беседа двух героев, фортепиано и оркестра. Интермеццо и финал звучат без перерыва, слышится мотив первой части между интермеццо и финалом. Если в первой части этот мотив отдельно звучит в миноре, а потом в мажоре, то здесь он неустойчив, колеблется между минорной и мажорной тональностями. Это хороший способ связывания формы.
🎊 В итоге тема переходит в мажор, а финал открывается фанфарами. Это вариант того, что мы слышали в первой части. Финал наполнен танцевальными мотивами, но они более сглажены, чем в «Карнавале». С одной стороны, потому что это финал концерта, и по устойчивости он должен соотноситься с другими частями. С другой стороны, у Шумана здесь переходный период к более позднему стилю, с более строгим и менее изменчивым музыкальным языком.
🏆 Концерт для фортепиано с оркестром — одно из лучших произведений в этом жанре, даже несмотря на некую двойственность. Шуман сделал совершенную первую часть и привел к ней еще две. Он мог этого и не делать, ведь первая часть все равно бы вошла в репертуар.
Теперь давайте послушаем концерт.
→ Роберт Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (исполняет Говард Шелли)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 28 минут
→ Роберт Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (исполняет Эмиль Гилельс)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 34 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день