angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Шуман

Фортепианный квинтет

Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор — это одна из самых удачных композиций Шумана и настоящая жемчужина камерной музыки 19 века. В этой части разберем, почему.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Шуман написал квинтет в 1842 году, а первое исполнение состоялось в следующем.

🎹 В состав квинтета входят фортепиано и струнный квартет. Партию фортепиано ми-бемоль мажор Шуман создавал специально для Клары Шуман-Вик. А перед сочинением всех своих камерных произведений Шуман серьезно изучал работы Баха, Гайдна и Моцарта.

🎻 1842 год стал для композитора так называемым «годом камерной музыки», когда он создает три струнных квартета, фортепианный квартет и, собственно, квинтет. Чтобы лучше войти в тему, сначала стоит немного обсудить квартеты Шумана.

📝 Отношение Шумана к квартетам понятно из его рецензий 1830-х, очень ярких и пылких. В них он цитирует Гайдна, который говорил про квартет, что это «беседа четырех весьма неглупых людей, которым есть, что сказать». То есть каждый голос должен сохранять самостоятельность, но не выбиваться из общей картины, и иметь интересные взаимодействия с другими.

🌀 Здесь можно вспомнить и о полифонии, к которой у Шумана был большой интерес. В квартетах композитора появилась длинная композиционность, способность длить состояние и мысль. А это несколько противоположно его произведениям начала 1830-х. Это ничего не говорит об их качестве, скорее — об их свойстве: о быстрой череде и смене образов, которые в полифонической музыке или в той, которая стремится стать полифонической, просто невозможны.

🔥 Сочинение квартета, как и симфонии, и сонаты — это задача, которая ставит Шумана в достаточно жесткие условия. Также это приводит к необходимости сконструировать механику квартетного письма, которая должна быть тоньше, чем в симфонии, и лучше спрятана.

💥 В больших симфонических произведениях можно спрятаться за оркестровкой и за внешним эффектом, потому что громкий звук производит большое впечатление. Во всех по-настоящему хороших симфонических произведениях вся механика спрятана глубоко вовнутрь, то есть швы не видны. А в квартетах это сделать сложнее, поскольку сам жанр подразумевает большую подробность, более тонкую выразительность, но у Шумана это получилось.

Обложки изданий фортепианного квинтета

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Обсудим, в чем особенности шумановских квартетов и чем его струнные квартеты отличаются от фортепианных ансамблей.

💫 Темы в шумановских квартетах поражают изобилием и мелодическими образованиями, которые там появляются в большом количестве. При этом они никогда не нарушают формы и не носят печати избыточного и неподходящего. Здесь можно вспомнить выражение Гёте о симфонии, которая должна быть органичной как растущее дерево.

🌳 Симфонию действительно можно сравнить с деревом, у которого есть корневая система, скрытая под землей — это как раз внутренняя механика. А ствол — это форма, которая дает жизненную силу и большим мощным ветвям, и маленьким веточкам, и листьям, которые есть на этих веточках. То есть квартет производит впечатление полной органики. И внимание композитора привлекают разные ракурсы, углы. Это можно также сравнить с разглядыванием большой картины: сначала воспринимаем ее целиком, а потом подходим ближе и видим подробности. Но даже если мы углубляемся в подробности, то никогда из памяти не исчезает, что эти подробности — часть большой картины.

Шуман никогда не забывает о чувстве меры и не злоупотребляет детализацией. Ведь если деталей много, они могут утомить. Детали — это то, что постоянно требует внимания, и мы всегда переключаемся с близкого плана на дальний.

🎹 Шуман написал шесть фортепианных ансамблей: квинтет, квартеты и четыре трио. У них есть одна общая черта — они подразумевают большую эффектность, больший концертный блеск, чем струнные квартеты. Здесь появляется пианист, а тогда это означало блестящую игру и зрелищность. Говорили, что Шуман пошел на поводу у публики и дал то, что ей привычно.

👁 Отчасти эта точка зрения имеет право на существование. Дело не в том, что Шуман ориентировался на то, что его музыка обязательно должна кому-то понравится. У него были внутренне совершенно другие задачи, но надо принимать в расчет здравый смысл той эпохи. С другой стороны, композитор вынужден зарабатывать на жизнь концертами своих произведений.

🌟 Вся музыка, которую Шуман написал в 1830-е, стала любима. Она была известна среди большого количества образованных людей, в том числе композиторов, которые разделяли эстетические идеалы Шумана. Но широкой концертной славы у него не было. Он был достаточно известен, но суперзвездой его назвать нельзя. И Шуман понимал, что его вещи не были слишком репертуарными. Но также он понимал, что есть способ дойти до широкого слушателя, не предавая своих идеалов, не поступаясь принципами.

Обложка сборника камерных работ Шумана

Посмотрим, как эволюционировал стиль Шумана на примере квинтета.

🔄 Как происходит переход от раннего стиля к позднему: это закономерное развитие творческого метода или дело в событиях, которые определяют происходящее с композитором? Ответ всегда остается не до конца известным, зыбким. На Шумана, конечно, влияла его болезнь и та острота, впечатлительность, которой он был наделен. Возможно, человек с более устойчивой психикой и меньшей душевной тонкостью не обратил бы на это внимания, но у Шумана это оставляло довольно глубокий отпечаток. И через этот квинтет прослеживается нить пути к будущей строгости. В целом, для композитора такого масштаба как Шуман любое новое является интегральной частью любого поиска. А поскольку этот поиск идет всю жизнь, то иначе и быть не может.

🎶 С точки зрения музыки, доступность для широкого слушателя заключается в широких, певучих мелодиях. Они интонационно связаны сначала с народной песенностью, а потом с тем, что называется бытовым романсом. А патетика иногда граничит с мелодраматичностью, совсем не так, как в симфонии. Но что замечательно — ничего из этого не слишком, все элементы сосуществуют в гармонии.

💥 Во всех фортепианных ансамблях, включая квинтет, достаточно широкое по времени развитие материала. Нет быстрой череды смены образов, но материал остается ярким, крайне индивидуальным, везде видна работа мысли. То есть Шуман завлекает слушателя песней, снимает барьер непонятности, а дальше, когда слушатель уже оказывается в пространстве этого произведения, делает с ним, что хочет.

🎹 Шуман посвятил фортепианный квинтет Кларе Шуман-Вик, она же должна была его исполнить на первой частной премьере в декабре 1842 года. К сожалению, Клара заболела, поэтому ее заменил Феликс Мендельсон. Но на публичной премьере в лейпцигском Гевандхаусе 8 января 1843 Клара все же сыграла партию фортепиано. Во время своих дальнейших концертов она часто исполняла это произведение.

Обратимся к музыкальному устройству произведения.

👥 В квинтете к нам возвращаются любимые шумановские герои — Флорестан и Эвсебий. Первое аллегро — чисто флорестановское по настроению, здесь очень мужественная и дерзкая тема. В своем развитии она меняет эмоциональные оттенки и дальше проявляется более ласковой. Но эта перемена сделана таким образом, что кажется, что ничего другого там и не могло быть.

🎻 В побочной теме первого аллегро мы слышим лиричный, нежный диалог виолончели и альта, который выходит на первый план. Фортепиано играет здесь аккомпанирующую роль и сообщает чувство взволнованности через пульсацию аккомпанемента. В целом, вся первая часть — это непрерывное движение, беспокойство, которое происходит не от тревоги, а от биения жизненных сил. Это еще одно выражение флорестановской неистовости.

💔 Второй части Шуман дал определение «в духе марша». При этом скорбь остается мужественной и героической, как в третьей симфонии Бетховена. Похоронный марш — это тема разлуки, последнего прощания. Например, есть траурная мелодия, акцент которой придается очень скупым аккомпанементом. Можно провести аналогию с песней «Во сне я горько плакал» из цикла «Любовь поэта»: появляется дополнительный смысл, что скорбь — это не похоронный вой, а похоронный марш. То есть скорбь не экстравертная, а та, которую человек переживает наедине с собой.

🌓 Если перевести все в образы, то первая тема эмоциональна, но сдержанна, а вторая показывает нам то, что могло бы быть при других обстоятельствах. Она написана в мажоре и наполнена душевным трепетом. Это то, что потерял не Шуман, а его лирический герой. Для более сильного впечатления и для правильности контраста Шуман рисует удивительный образ того, что было потеряно.

🔥 После размышлений об этом образе, созерцания его внутренним взором наступает третья тема — ажитато, то есть оживленно. В ней мы слышим бушующий гнев, несогласие с произошедшим, возмущение несправедливостью того, что смерть унесла любимую. И на фоне этой развивающейся, клокочущей динамики мы слышим новое проведение главной темы, которая как бы напоминает о том, что все уже свершилось. Это усиливает трагичность второй части.

Партитура фортепианного квинтета

Перейдем к третьей части квинтета и посмотрим, как здесь меняется настроение произведения.

☄️ Третья часть квинтета — стремительное скерцо с гаммообразной темой в начале. Эта тема напоминает первое аллегро, но не мелодически, а эмоционально. Снова возвращается победительная сила жизни, и она как бы прокладывает новое русло для музыкального развития.

🎶 В разговоре о тональности мы говорили о примерах из таблицы Маттезона. Он писал, что в барочной музыке, которую Шуман прекрасно знал и любил, большое внимание уделялось тому, куда и как движутся голоса. Это все имело свое значение и смысл. Поэтому четкая организация гаммы у Шумана приобретает смысл стремления, движения куда-то.

📜 Для первой симфонии Шуман сначала составил программу, а потом убрал. Можно предположить, что и в квинтете есть некоторая более широкая, чем непосредственно в музыке, программность, какие-то ассоциации, литературные и жизненные отсылки, о которых композитор не счел нужным сообщать. Он был интровертом, и в его музыке всегда больше того, чего мы о ней не знаем. Это дает широкое поле для интерпретаций, позволяет, послушав через некоторое время, открывать ее для себя заново. В ней есть к этому чисто музыкальный потенциал.

💫 Дальше следует первое трио с более рельефной мелодией. Его довольно решительные ходы по квинтам являются свободно изложенным вариантом темы аллегро, дерзким и мужественным. Но здесь они находятся в непрерывном кружащемся движении, а партия фортепиано варьирует в квинтовых струнах.

💥 Напротив, во втором трио мы слышим тонко выписанную мелодию, грациозную и игривую. На один краткий момент нам снова дается общий флорестановский динамизм скерцо, но сюда он возвращается для того, чтобы быть подчеркнутым в репризе.

Заканчиваем разбор фортепианного квинтета и говорим о финале произведения.

🎼 Финал — аллегро ma non troppo, его форма ближе к рондо, но тема развивается и взаимодействует сложнее, чем в традиционном рондо. Основная тема — это танцевальная народная мелодия. Здесь снова можно увидеть сложность метаморфоз, красоту соединения тем, шумановское остроумие, которое проявляется в изящном сочетании трудно сочетаемого.

🌓 В рондо всегда есть контрастное чередование. Во втором эпизоде мы слышим очень певучую мелодию, которая связывается с гаммообразным движением из первого эпизода. В коде, в которой проходят эти вариации, танцевальная музыка финала соединена с главной темой первой части, и здесь можно в полной мере насладиться искусством полифонии. При чем это полифония не производит впечатление барочной сложности и строгости, как у Баха.

🎵 Сам Шуман в ироническом ключе пишет, что лучшей фугой будет та, которую публика примет приблизительно за штраусовский вальс. То есть та, где корень искусства скрыт как корень цветка, так что мы видим лишь сам цветок. Если человек владеет музыкальной грамотой, то научиться писать фуги можно, даже не имея особого мелодического дара, просто изучая искусство построения фуги по схеме — это искусство вполне математическое.

💫 Сам жанр фуги в эпоху романтизма не исчез, но утратил свое значение как самостоятельное высказывание. В рамках той гармонии, которая есть в эпоху романтизма, жанр отчасти изжил себя, поскольку требовал слишком строгих правил. Но как выразительное средство его широко использовали в больших и сложных произведениях — например, квартетах, симфониях, фугатах. Однако чтобы научиться прятать структуру фуги и оставлять впечатление легкости, нужно не только большое техническое мастерство, но и талант. И здесь открывается широкий простор для шумановской изобретательности: как сделать сложный по устройству финал таким, чтобы он был доступен широкой публике. И Шуман решает эту задачу.

🎧 Теперь давайте послушаем квинтет, чтобы в полной мере оценить мастерство композитора.

→ Роберт Шуман. Квинтет для фортепиано
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 30 минут

Давайте вспомним основные события из жизни Шумана, которые мы успели узнать.

👶 Шуман родился в 1810 году в саксонском Цвиккау, в купеческой семье. С самого детства Роберт проявлял незаурядные интеллектуальные способности, живо интересовался культурой во всех проявлениях. Главными его страстями были литература и музыка.

🎹 Первые уроки фортепиано Шуман брал у местного композитора Иоганна Готфрида Кунша. Когда этих уроков перестало хватать, отец хотел отправить Шумана в Дрезден, к знаменитому композитору Карлу Марии фон Веберу. Но не сложилось — умер и отец Шумана, и сам Вебер.

🎓 Шуман переезжает в Лейпциг и учится в университете на юриста. Но в итоге страсть к музыке перевешивает, и он возобновляет занятия: игре на фортепиано учится у Фридриха Вика, а композиции — у Генриха Дорна. Сначала Шуман планирует карьеру пианиста, но паралич пальцев заставляет оставить эту идею и сосредоточиться на сочинении музыки.

🗞 Помимо композиторской деятельности Шуман был редактором «Нового музыкального журнала». Именно благодаря ему появилось общество «Давидсбунд» и постоянные шумановские персонажи Эвсебий и Флорестан, отражение внутреннего мира композитора.

❤️ Шуман был женат на пианистке Кларе Вик, дочери Фридриха Вика. В основе множества его работ — темы Клары Вик, а сама Клара часто исполняла музыку мужа на своих концертах.

Вспомним произведения, с которыми мы познакомились.

🎶 Вариации для фортепиано на тему имени Abegg. Одно из первых сочинений Шумана, где уже можно увидеть мастерство композитора и живое дыхание, которое будет характерно и для дальнейших работ.

🦋 Цикл «Бабочки». Фортепианная сюита из 12 номеров по мотивам «Озорных лет» Жана Поля. Бал-маскарад отражает страсть Шумана к юмористическим зарисовкам и музыкальным портретам.

🕺 «Танцы Давидсбюндлеров». Сюита из 18 пьес в форме музыкальных диалогов между двумя альтер-эго Шумана, Эвсебием и Флорестаном.

🎭 Цикл «Карнавал». Фортепианный цикл из 21 пьесы, квинтэссенция творческого метода раннего Шумана. Помимо Эвсебия и Флорестана здесь появляются персонажи комедии дель арте.

💥 «Симфонические этюды». Это самое флорестановское произведение Шумана, замысел которого родился из вариаций на тему Клары Вик.

🔮 «Крейслериана». Фортепианный цикл из восьми фантазий, созданный по мотивам произведений Гофмана, с которым Шуман был близок по духу.

👶 «Детские сцены». 13 фортепианных пьес, которые выражают взгляд взрослого на мир ребенка.

🌀 «Фантастические пьесы». Еще один цикл из восьми пьес, вдохновленный произведениями Гофмана.

🙏 Первая соната для фортепиано. Это посвящение Кларе Вик от имени Флорестана и Эвсебия.

✍️ Вторая соната для фортепиано. Над этой сонатой Шуман начал работать в 1833 году, а закончил — в 1838 году, переписав финал, который его не устраивал.

Третья соната для фортепиано. Сначала Шуман хотел назвать сочинение концертом для фортепиано, но издатель посчитал, что для этого не хватает концертного блеска.

🎹 Концерт для фортепиано с оркестром. Шуман хотел сочинить фортепианный концерт, когда еще планировал стать пианистом. В итоге у него получилось одно из лучших произведений в жанре.

☄️ Первая симфония. Эту симфонию Шуман написал очень быстро — за месяц в начале 1841 года. Тот год, как и 1840-й, был временем душевного подъема композитора.

🌚 Вторая симфония. А вот эту симфонию композитор писал долго, сама работа была трудной. Это следствие депрессии, которую в тот момент испытывал Шуман.

🌊 Третья симфония. Другое название — «Рейнская», ведь именно путешествие по Рейнской области вдохновило композитора на сочинение.

🌟 Четвертая симфония. Над финальным вариантом этой симфонии Шуман трудился 10 лет, зато теперь она — самая исполняемая шумановская симфония.

🎹 Фортепианный квинтет. 1842 год стал «годом камерной музыки» для Шумана. Он сочинил три струнных квартета, фортепианный квартет и свой единственный квинтет — одну из лучших своих композиций.

💓 Вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины». Цикл из «песенного» 1840 года, который Шуман написал на стихи поэта Адельберта фонШамиссо.

💔 Вокальный цикл «Любовь поэта». 16 песен об отвергнутой юношеской любви на стихи Гейне из цикла «Лирическое интермеццо».

🎤 Вокальный цикл «Круг песен». Шуман снова обращается к Гейне, но на этот раз берет девять стихотворений цикла «Страдания юности».

🎭 Опера «Геновева». Единственная опера Шумана по одноименной пьесе Фридриха Кристиана Геббеля. Опера получила много критики, сам Шуман ее очень любил.

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;