Роберт Шуман
Сонаты для фортепиано
В сонатном творчестве Шуман придерживается классической формы, но в то же время добавляет элементы романтизма. Посмотрим, как это отражается на музыке.
Разговор о сонатах начнем с первой, которая посвящена Кларе Вик.
🔢 Шуман написал первую сонату в 1833–35 годах. В ней посвящение Кларе идет отФлорестана и Эвсебия. Соната состоит из четырех частей, это классическая форма, которую Шуман, тем не менее, разнообразит. Оставаясь в рамках классической сонаты, он привносит туда интродукцию, которая звучит перед аллегро.
Давайте посмотрим на структуру сонаты:
▪️первая часть — интродукция и аллегро виваче;
▪️вторая часть — ария и анданте, то есть медленная часть;
▪️третья часть — скерцо и интермеццо;
▪️четвертая часть — быстрый и бурный финал.
🎶 От сонат композиторов классической эпохи эту сонату отличает богатство гармонии. Структура там более индивидуальная, Шуман позволяет себе дальше отступать от правил. А посвящение от Флорестана и Эвсебия говорит о том, что в сонате будут две стихии. Первая энергичная, страстная и бурная. Вторая, наоборот, лиричная, нежная, возвышенная.
🌚 Интродукция довольна большая по объему, ее тема имеет героический и одновременно скорбный характер. В этом есть что-то от героики Бетховена, но по сравнению с ним она смягчена. И дело не столько во времени жизни и творчества двух композиторов, а в разнице индивидуальных темпераментов.
🎙 В интродукции слышен активный ритм, а отдельные интонации подчеркнуты. Это создает впечатление ораторского выступления, драматически наполненной речи. Но само мелодические движение очень сумрачное, оно отдаленно напоминает суровый похоронный марш.
👻 Начальная тема меняется более лиричной и напевной темой. Она связана с другой, которая появляется во второй части, в арии. Первую тему аллегро Шуман создал на основе пьесы Клары Вик «Балет привидений». Это приятный для Клары жест Шумана, к которому он часто обращался.
💃 Тема написана в ритме фанданго, испанского танца. Есть версия, что эта тема была использована Кларой в ранней пьесе «Фанданго», а потом перенеслась в сонаты. Тема звучит в разных голосах и тональностях, тревожно, беспокойно. Это создает ощущение того, что тревога и беспокойство нарастают. Спутником темы является квинтовый мотив, который как бы оттеняет главную тему и задает фон.
Послушаем пьесу Клары Вик.
→ Клара Вик. «Балет привидений»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Посмотрим на особенности сонаты и разберем остальные ее части.
🌓 Во второй теме есть контраст, но не в плане музыки, а с точки зрения чувств, которые здесь появляются. Это новая ступень развития первой темы. Нарастающее беспокойство превращается в страстную речь. Драматургия в том, что накопившееся внутри теперь изливается вовне.
🌊 После второй темы слышно новое проведение первой темы, которое является ответом на нее. Этот ответ более спокойный, ласковый и утешительный. Экспозиция завершается небольшой светлой идиллией, а дальше начинается ее разработка. Там появляется главная тема, она набегает как волны о скалы.
💥 Первый этап развития доходит до кульминации, когда звучит тема интродукции, еще более сумрачно, чем первый раз. Второй этап завершается аккордами в обеих руках. Они написаны на три форте, то есть их следует исполнять очень громко. В этом содержится призывный характер. В репризе нет светлого финала, а побочная тема, которая написана в миноре, звучит очень печально.
🎤 Ария сонаты появилась из шумановской песни «К Анне» на стихи поэта Юстинуса Кернера. Шуман написал песню в 18 лет, при жизни ее не публиковал. Вокальный характер песни явно слышен, это дуэт. В начале идет сопрано, потом — тенор или баритон, это понятно из регистров, в которые заключена мелодия.
✨ Эта часть Эвсебия, образец чистейшей красоты. Здесь отражается способность Шумана к тонкому лиризму. Тонкость заключена в том, что небольшими выразительными средствами композитор преподносит разницу оттенков чувств. И эта разница имеет сдержанный характер, который отчасти напоминает музыку эпохи классицизма.
🌀 Третья часть — внутренний цикл, богатый образами. Главная тема наполнена радостью и ликованием, энергией. В середине ее сменяет более мягкая и изящная тема, а после репризы звучит интермеццо в духе полонеза. Этот полонез не шопеновский, но он имеет общее для полонезов вертливое настроение. Перед последней репризой скерцо слышен выразительный эпизод бетховенского духа, где есть что-то от речитатива.
🔥 В финале Шуман дает полную свободу фантазии. Там даже нельзя точно сказать, какую он форму имеет: звучит и рондо, и соната, но без разработки. В финале есть три цикла, начало каждого маркируется проведением первой темы. Первые два больших цикла делятся на малые, которые разграничены проведением первой темы, третий цикл — кода. Здесь не имеет смысл наблюдать за формой, как у Бетховена, когда, слушая сонаты внимательно и подробно, можно восхититься тем, с каким изяществом и вкусом Бетховен все связывает. У Шумана же форма свободна и ее задача — сделать так, чтобы весь карнавал образов не рассыпался. Это Шуману отлично удается.
Теперь послушаем первую сонату.
→ Роберт Шуман. Соната для фортепиано № 1, op. 11
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 30 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь разберем вторую сонату соль минор, работу над которой Шуман вел в период творческого расцвета.
🎵 Шуман начал работать над второй сонатой в 1833 году, параллельно с первой. Но потом композитор отложил работу, занялся третьей сонатой, которую закончил в 1834 году. Финал же второй он написал в 1838 году, значительно доработав. Дело в том, что Клара Вик при обсуждении оставила справедливые критические замечания к сонате. Соната соль минор стала второй, хотя вышла уже после третьей, потому что третью Шуман назвал «Концертом без оркестра».
💫 Нельзя сказать, что соната соль минор — это эксперимент Шумана, но точно попытка более полно освоить наследие классиков. Ее структура такова:
▪️первая часть — сонатное аллегро, с указанием, что надо играть как можно быстрее;
▪️вторая часть — андантино;
▪️третья часть — скерцо;
▪️четвертая часть — рондо с чертами сонаты.
🎼 Что дала Шуману строгость классической формы? Если говорить о мире музыкальных образов сонат, то этот мир несет черты романтизма, имеет своеобразный шумановский отпечаток. Этот мир очень подробный и богатый, его можно сравнить с обедом, где много перемен блюд. Все блюда вкусные и все хочется попробовать, но от излишков можно объесться. Поэтому и нужна форма, чтобы собрать эти музыкальные образы вместе, связать и сделать удобоваримыми для слушателя. Также желание остаться в строгих рамках способствовало тому, что в сонате появилось ощущение искренности, разговора о глубоко личном, интимном. Но, несмотря на строгость, в ней есть дух импровизационности. По словам Шумана, здесь же запечатлено его восприятие Клары Вик.
1️⃣ Первая часть 1833 года дошла до нас в неизменном виде. Указание играть «как можно быстрее» относится здесь не только к темпу, но и к духу — здесь выражается предельная эмоциональность звучания. Первая часть очень монолитна, что сразу вызывает ассоциацию с классическим периодом. Все темы связаны очень тонко, но есть среди них и контрасты. Например, в конце связующей партии возникает промежуточная тема, в которой есть синкопированный ритм. Он как бы выводит нас к поразительной и изящной побочной партии.
✨ Промежуточная тема изначально была изложена патетически, но когда происходит ее разработка, там появляется драматизм. Шуман берет эту патетику и, отталкиваясь от нее, разворачивает настроение в другую сторону. Потом появляются те же синкопы, которые уже слышали в побочной теме. Все сливается вместе, и из двух музыкальных образов рождается новый, наполненный нежной и порывистой мечтательностью. А в конце репризы, после каденции, которая как бы разгоняется и убыстряет течение этого потока, мы слышим очень выразительное проведение главной темы.
Поговорим об оставшихся частях второй сонаты, обсудим, почему и как Шуман изменил финал произведения, и послушаем саму сонату.
2️⃣ Вторая часть, андантино, по характеру напоминает арию. Это такая же ария, как из первой сонаты, на песню из того же сборника на стихи Кернера. В ней явно выражен куплетный характер: сначала тема излагается, потом следуют четыре куплета вариаций. Часть написана с ювелирным мастерством, а весь интерес здесь в деталях: иногда проявляется промежуточная гармония, иногда удивительной красоты фигуры. В аккомпанементе это все представлено очень небольшим набором средств, от это создается богатство чувства.
3️⃣ Третья часть — это небольшое скерцо, здесь отсутствует трио, и в этом ее особенность. Там тоже есть камерность, тонкость выделки, сопоставляется несколько острохарактерных музыкальных тем.
🌚 Почему важно говорить про камерность или оперность произведений? Все дело в деталях. В камерной музыке этих деталей, исходя из обстоятельств исполнения, гораздо больше. Под камерностью понимается не скромность звучания, не то, что музыка тихая, а именно необходимость вслушиваться в разнообразные оттенки, которые становятся основой выразительности. Камерность — это именно тип выразительности.
🎭 Опера — это большой стиль, который требует большого звука и чувства. Там тоже нужны детали, но, в целом, для успеха артиста на оперной сцене внимание к деталям не так критично. Опера имеет другую выразительность, и часто тонкие детали и игра интонации, которые можно включить в любой арии, просто будет не разглядеть. А в камерном концерте все на этом основано — внимание к дикции, слову.
🎶 Так и происходит со второй сонатой Шумана. Начало имеет несколько фантастический, фантазийный характер. Потом начинается флорестановская тема, которая наполнена героическим напором. В промежуточных эпизодах проявляются диссонансы, а скерцо заканчивается юмором и задором.
💥 Шумана не устроил первый вариант финала, потому что он имел очень импровизационный характер по композиционной структуре, а по интересности тем уступал предшествующим частям. В 1838 году появляется новый финал с насыщенной лирикой и ясностью формы. Главная тема здесь дважды прервана очень выразительным мелодическим эпизодом, который интонационно перекликается с побочной темой первой части. Кода очень небольшая, но выразительная, тоже связана с первой частью. В каденции два голоса, в которых нарастает чувство. Этот принцип взят из баховских органных произведений. И нагнетания чувства добавляет стихийности финалу, которая превосходит по своей эмоциональности все другие пики.
Теперь слушаем вторую сонату. Во втором примере есть тайм-коды для всех тем.
→ Роберт Шуман. Соната для фортепиано № 2, op. 22 (исполняет Святослав Рихтер)
Видеопример
⏱Время прослушивания: 18 минут
→ Роберт Шуман. Соната для фортепиано № 2, op. 22 (исполняет Джон Накамацу)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 18 минут
Обсудим третью сонату фа минор, которую композитор написал в 1835–36 годах.
🎶 Третья соната уступает в популярности двум другим сонатам, но она так же хороша. Однако форма сонаты своеобразна. С одной стороны, все признаки сонаты в ней есть, но эти признаки внешние. А по сути это большая серия свободных вариаций, в основе которых — тема Клары Вик, но доподлинно неизвестно, из какого произведения.
💫 Каждая из частей сонаты берет какой-то элемент темы Вик и ее разрабатывает. Это способствует ощущению целостности произведения. А из-за того, что форма сонаты весьма специфична, эта быстрая смена настроения носит оттенок причуды.
🎵 То, что делает Шуман, находится в рамках принципов романтических экспериментов с формой. В 30-е годы он даже немного предвосхищает ту свободу, которая потом будет, например, в произведениях Листа. Это если не самое начало распада классической сонаты, то важный шаг на пути к этому.
📜 Сначала Шуман назвал сочинение концертом для фортепиано. В первом варианте было два скерцо, но издатель Гаслингер настоял, чтобы их выбросили. Только в последней редакции 1853 года Шуман вставляет одно из скерцо. Также издатель не согласился с тем, что это концерт. Ему не хватило типичного концертного блеска, как, например, у Мошелеса или Калькбреннера или Тальберга. Поэтому в итоге Шуман называет произведение третьей большой сонатой.
💥 В первой части сонаты — быстрая и бурная перемена образов. Там есть настроение мужественной героики, глубокой скорби, возбужденной радости, элегичности. От темы Вик Шуман уходит очень далеко. Композитор богато использует синкопы и пунктированные ритмы: это один из его любимых способов придать мелодии движение.
⭐️ Началом второй части, скерцо, служит начало той же темы Клары Вик. Но в том, что Шуман из нее берет, недостаточно индивидуального, чтобы сделать это основой для развития. Поэтому материал из темы Вик можно использовать только для выстраивания определенного характера движения. Оно энергичное, поступательное, активное, похоже на небольшие, героического характера пьесы Шумана. Но это не патетика или невысокая героика, а героика, больше связанная с житейскими вещами.
✨ Третья часть — это небольшой цикл вариаций. Здесь тема, судя по всему, ближе всего изложена к тому, что было у Клары Вик. Она звучит очень аккуратно и трогательно. Этот цикл маленький и это часть сонаты, поэтому здесь необходимо соблюдать пропорции. Но все равно концентрация образов очень высока.
🌊 Финал состоит из потока стремительного движения, где, как пороги на реке, возникают небольшие мелодические фрагменты. Написан финал в сонатной форме, но она как бы не прочитывается. Она служит внутренней основой, которую можно услышать, только если обратить внимание. Это происходит, потому что разница между разделами из-за этого стремительного движения почти не слышна.
🎹 Этот финал замечателен тем, что здесь очень многое зависит от пианиста. Чтобы сделать финал интересным, его надо исполнять в очень быстром темпе. Также необходимо дополнять его личным отношением, оттенками и нюансами, то есть совмещать концертный характер и камерное к нему отношение.
Теперь слушаем сонату.
→ Роберт Шуман. Соната для фортепиано № 3, op. 14 (исполняет Бернд Глемзер)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 29 минут
→ Роберт Шуман. Соната для фортепиано № 3, op. 14 (исполняет Григорий Соколов)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 39 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день