angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Шуман

Опера «Геновева»

«Геновева» стала единственной оперой в творчестве Шумана. Хотя самому композитору опера нравилась, на сцене она провалилась. Посмотрим, в чем была причина.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Оперу «Геновева» Шуман написал в 1847–48 годах. Композитор уже давно хотел сделать произведение для музыкального театра, а на момент создания оперы был увлечен двумя сюжетами: «Одиссеей» и, собственно, историей Геновевы.

💔 В основе сюжета лежит история Женевьевы Брабантской, полулегендарного персонажа. Женевьеву обвинили в супружеской измене и приговорили к смерти. Убить ее поручили слуге, но вместо этого он ее спас. Женевьева удалилась в пещеру и провела там шесть лет со своим сыном, пока их не обнаружил муж во время охоты. Женевьева вернулась с ним домой и жила счастливо.

📙 Шуман, когда создавал оперу, основывался не на легенде, а на пьесе. Сюжет легенды пользовался популярностью в Европе, и драматург Фридрих Кристиан Геббель, современник Шумана, написал пьесу «Геновева». На ее основе Шуман и хотел написать увертюру, но потом все-таки решил сделать оперу.

📝 Главные действующие лица «Геновевы» — сама Геновева, ее муж граф Зигфрид и его слуга Голо. В центр сюжета пьесы Геббеля помещен наполненный трагическими противоречиями Голо. Он — благородный, очень одухотворенный рыцарь и певец. Как личность он гораздо выше Зигфрида, который груб, неотесан, хорош в битве, но ничего не понимает в любви. Вся страстность и одухотворенность Голо сосредоточена на Геновеве. Он так влюблен, что находится чуть ли не в бреду. Но, по злой иронии, он должен оставаться при ней как доверенный Зигфрида. Происходит тайный поцелуй, у Голо появляется чувство вины, которое усугубляется осознанием благодарности Зигфриду, ведь тот нашел его младенцем и фактически вырастил. Голо знает о неизбежности расплаты, но страшит его не смерть, а позор, поэтому он ожесточается. Старуха Маргарета, его кормилица, обозленная на жизнь, подталкивает Голо на путь мести. Но даже двигаясь по этому пути, он не утрачивает чувство раскаяния и любви.

😥 В конце пьесы Голо погибает, и Геббель в комментариях пишет, что это история падения, того, как падший ангел стал дьяволом. В самой пьесе это присутствует имплицитно: христианская мораль есть в логике действия персонажа. Однако содержание пьесы чисто романтическое: лабиринты чувств, в которых путешествует персонаж, созданы обстоятельствами, чувствами неудовлетворенности и обездоленности. А реакция на это все сродни природной силе очень большой высоты, которая скованна этими обстоятельствами.

😡 За переработку трагедии в либретто отвечал Роберт Рейник. Однако Шуман остался недоволен работой: по его мнению, тексту Рейника не хватало силы, он был слишком обыденным. Но там дело скорее в том, что Рейник был либреттистом далеко не выдающимся, но с хорошо набитой рукой, а писал так, как было принято в то время. А у Шумана как человека с высокими эстетическими запросами и требованиями, которые он предъявлял в первую очередь к себе, этот подход вызывал неудовольствие.

📨 Композитор написал Геббелю: рассказал, какое впечатление на него произвела «Геновева» и сама по себе, и как материал для музыки. Пока он ее читал, поэзия превращалась в музыку. Он жалуется на работу Рейника и просит Геббеля высказать свои замечания и приложить к тексту свою сильную руку. Но Геббель отказался, поэтому Шуман взялся за либретто сам. Кроме текстов, которые уже были, он использовал пьесу Людвига Тика «Жизнь и смерть святой Геновевы».

1. «Геновева в лесном уединении», Адриан Людвиг Рихтер, 1841
2. Кристиан Фридрих Геббель
3. Роберт Рейник

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Неудовлетворенный либретто Рейника, Шуман сам создает текст для оперы.

📜 Начало сюжета совпадает с оригинальной историей. Граф Зигфрид отправляется в крестовый поход, а его жена Геновева становится жертвой клеветы влюбленного в нее, но отвергнутого Голо. Он вместе со старухой Маргаретой плетет заговор против Геновевы и инсценирует доказательства ее измены с начальником стражи дворца Драго. Геновеву бросают в тюрьму, эта весть доходит до Зигфрида, который поручает Голо казнить своим мечом Геновеву. У Шумана в сюжете нет пещеры, вместо этого по стечению обстоятельств исполнение приказа задерживается. А потом Зигфрид возвращается домой и спасает невинно осужденную.

🤷 Сюжет выглядит довольно посредственно: простая интрига, есть лишь несколько моментов, где музыка может придать истории сильные чувства. Если сравнивать с операми Россини, Беллини или Вебера, что было бы уместнее, то их сюжет в кратком пересказе звучит увлекательнее. Тем более удивительно, что и Шуман — человек с прекрасным умом и чувством вкуса, и оригинал Геббеля был хороший, вполне в духе Шумана. Почему же композитор так его упростил? Можно выделить несколько причин.

▪️ Если бы сам Геббель все-таки взялся за либретто, то наверняка получилось бы лучше.

▪️ С другой стороны, поэтические и литературные опыты самого Шумана остались в молодости. Можно сказать, что он к тому времени уже потерял навык письма.

▪️ Также сама опера всегда по своему сюжету проще, чем литература, у нее другие принципы устройства. Есть смелые эксперименты, когда проза кладется на музыку без изменений, и в прозе обнаруживаются музыкальные принципы. Например, Шостакович писал, что рассказ Чехова «Черный монах», который он задумывал превратить в оперу, имеет сонатную форму.

🔥 Намерение самого Шумана было создать «отрывок из жизненной истории, каким должна быть всякая драматическая поэма». В музыке он старался избежать оперной патетики и сентиментальности и воссоздать суровую, по-романтически строгую атмосферу пьесы Геббеля. Также сюжет стал намного короче из-за объема оригинала. Если пятиактную пьесу полностью переложить на музыку, то получилось бы что-то похожее на эпичное вагнеровское «Кольцо Нибелунгов», но тогда было не принято так писать.

😕 Шуман хотел сохранить и атмосферу оригинала, и силу выражения, но задуманное получилось не очень хорошо. Пьеса отлично разработана в плане драматургии, но в опере от нее остался только внешний контур, где иногда связям одного действия с другим недостает мотива. Отчасти положение спасает музыка, которая оживляет сюжет. Шуман постоянно думает о выразительности и о том, как связать музыку с драматургией. Несмотря на то, что к тому времени Шуман был опытным композитором, это был его первое законченное произведение в оперном жанре. При других обстоятельствах — если бы он прожил дольше или «Геновеву» восприняли бы более благосклонно, он наверняка мог создать еще что-то интересное в этом жанре.

Музыку оперы обсудим на примере увертюры, а потом узнаем ее постановочную судьбу и посмотрим, как отзывались о «Геновеве» композиторы и музыковеды.

🎶 Музыка в опере связана друг с другом при помощи лейтмотивов и родственных музыкальных тем, что похоже на приемы в третьей симфонии. Шуман следует бетховенским образцам, но не тем, которые можно услышать в «Фиделио», а бетховенским увертюрам. После создания «Геновевы» Шуман пишет много увертюр к драматическим спектаклям: «Манфреду», «Мессинской невесте» Шиллера, «Юлию Цезарю» Шекспира, Сценам из «Фауста» Гёте.

🎼 Увертюра дает полноценную, но сжатую картину того, что будет потом разворачиваться в опере: она настраивает на происходящее, пересказывает все действие. Вся музыка увертюры связана с музыкальными темами оперы. Медленное мрачное вступление — это лейтмотивы Голо, лирически страстная главная партия — это страдания героев, также есть и мотив заговора, и мотив Зигфрида.

🎭 Сначала Шуман готовит постановку во Франкфурте, но там провести ее не получилось. Во время подготовки он пишет дирижеру, что ему нужны чуткие и драматические певцы, способные к живому воплощению. Шуман хотел синтезировать оперу и драму, добиться, чтобы на сцене было живое чувство. Это идет вразрез с итальянской оперой, и Шуман выступает продолжателем традиций Вебера и сближается с идеей музыкальной драмы Вагнера.

💫 Это все слышно в музыке: оперные формы гибкие, прочитывается стремление объединить отдельные арии, дуэты, речитативы, которые в итальянской опере четко разграничены, в единые сцены. Большое внимание уделяется декламации, а оркестр, как у Вагнера, выполняет роль античного хора, который комментирует действие.

👏 Премьера прошла в Лейпциге 25 июня 1850 года, дирижировал сам Шуман. Опера была поставлена трижды и потом сошла со сцены. Шуману опера нравилась, а в неуспехе он винил неприязнь к музыке со стороны администрации, музыкантов и певцов, ужасный вкус театральной публики. Он надеялся, что «Геновева» когда-то войдет в репертуар театров, но этого не случилось.

💬 Музыковеды и композиторы считали, что опера Шуману не удалась и к театру не очень приспособлена. Это можно объяснить с точки зрения музыки.

▪️ Музыковед Герман Аберт писал, что ошибка Шумана — уделять больше внимание лирическому элементу, сокращая драматический. Если у Геббеля весь акцент на Голо, то у Шумана — на Геновеве. Для оперы слишком много лиризма не только в партии Геновевы, но и в партии Голо и даже в партии Маргареты. Это, в принципе, соответствует действительности, но нельзя сказать, что в полной степени неуместно. Скорее, Шуману из-за отсутствия опыта не удалось удачно приспособить это к сцене.

◾️ Другое наблюдение Аберта — речитативы достаточно слабые, без драматической силы, а характеристики действующих лиц несколько размыты. Это получилось из-за того, что Шуман пытался связать все вместе, не овладев достаточно навыками построения оперы.

▪️ Композитор Цезарь Кюи считал главным недостатком «Геновевы» ее серый колорит: в опере нет контрастов, много лирического, а драматические сцены недостаточно рельефны. Также в музыке нет блеска и эффекта, а инструментовка однообразна — струнные постоянно дублируются духовыми. Но есть и положительные качества: например, связь музыки с текстом, которая у Шумана получилась.

▪️ Эдвард Григ писал, что «Геновеве» не хватило не драматического таланта, а драматического мастерства. Из-за стремления уйти от того, что нравится публике, Шуман улетал в миры своих фантазий, не вполне чувствуя разницу между симфонической или фортепианной музыкой и оперной постановкой, эта была чуждая ему выразительность.

📌 У Шумана вместе с гениальными страницами есть то, что сделано из необходимости писать иначе, чем он привык. За одну оперу он не успел с этим освоиться. Но «Геновева» остается интересной страницей в оперном творчестве 19 века, которая, как и симфоническая музыка, была полем экспериментов и поисков.

→ Роберт Шуман. Опера «Геновева»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа 27 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;