angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Шуман

«Крейслериана»

«Крейслериану» Шуман создал в 1838 году, в один из моментов сильнейшего творческого подъема. Узнаем из этой части, чем вдохновлялся композитор.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Начнем с общей характеристики и истории создания произведения.

🌟 «Крейслериана» — это фортепианный цикл из восьми фантазий, пожалуй, самого романтического музыкального жанра. Если «Симфонические этюды» можно отнести к Флорестану, то «Крейслериана» — это Эвсебий. В письмах того времени Шуман пишет, что его фантазия ничем так не окрыляется, как напряжением и тоской по нереализованной пока влюбленности, его буквально разрывает от избытка музыки в нем. «Крейслериану» Шуман писал с влечением и, по его словам, всего за несколько дней. Но, скорее всего, за несколько дней он написал основной костяк произведения, а потом несколько месяцев его дорабатывал.

🎶 Название «Крейслериана» сочинение получило уже после окончания работы над ним. А связано оно с именем героя произведения Гофмана, капельмейстера Иоганна Крейслера. Гофман — один из самых ярких немецких писателей своего времени, но человек с не очень счастливой судьбой. Он с самого детства интересовался музыкой, живописью, литературой. Но он выбрал карьеру юриста и потом всю жизнь пытался выбраться из рутины дел, зарабатывать искусством, но этого у него не получалось.

🍻 Гофман постоянно был вынужден где-то служить, при этом много времени проводил в кабаках. В то время было несколько видов досуга: аристократические салоны, куда пускали не всех, мещанские общества, к которым Гофман питал отвращение, а также заведенья, где собирался всякий сброд, но по крайней мере без ненавистного мещанского духа. Большая часть жизни Гофмана прошла в таком режиме: по вечерам сидел в кабаках, выпивал, возвращался домой и писал, с утра шел на службу. Таким образом писатель «сжег» себя и умер в 46 лет.

🌀 Произведения Гофмана в его время не пользовались очень большой популярностью. Современная ему немецкая критика ждала большей серьезности. А у Гофмана произведения наполнены безудержной фантазийностью, которая роднит его с преромантиками и сентименталистами, а также острым юмором, который порой доходил до сарказма. Основная черта произведений — тесное переплетение реальности и фантастики, слияние двух миров, где не всегда понятно, в каком из них происходит действие.

😺 Иоганн Крейслер как герой впервые появляется в произведении «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганна Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах». Кот Мурр — это реальный кот, который жил у Гофмана и умер от болезни, а писатель посвятил ему произведение. Повествование ведется от лица издателя: он рассказывает, что перед читателем исповедь ученого Кота Мурра, который одновременно и герой, и автор книги. Но когда к издателю попали черновики, то обнаружилось, что рядом с записками Кота есть чужой текст. Кот, чтобы изложить свою историю, взял первую попавшуюся книгу из библиотеки хозяина, а этой книгой было жизнеописание Иоганна Крейслера. Это трагичная история сверхталантливого человека, который странствует по разным княжествам в попытках заработать на хлеб насущный.

🎹 Крейслер появляется также в новелле «Музыкальные страдания капельмейстера Крейслера» из сборника новелл «Фантазии в манере Калло». Это персонаж, которого Гофман создал из себя для того, чтобы говорить о музыке, ведь сам он глубоко и серьезно увлекался музыкой. Гофман говорит, с одной стороны, о самозабвении в музыке и восприятии ее как высшего из искусств. С другой стороны, у него чувствуется едкая ирония и бунт против обывателей и тех, кто удовлетворяет их запросы. Все это было очень близко идеям Шумана. Но прямых литературных связей фантазии Шумана с прозой Гофмана не имеют, это просто образная аналогия.

🎻 Интересно, что на рубеже 19 и 20 веков жил Фриц Крейслер, один из самых выдающихся скрипачей. Таким причудливым образом литература оказывается сплетена с жизнью.

1. Эрнст Теодор Амадей Гофман

2. Обложка книги «Житейские воззрения Кота Мурра», издание 1855 года

3. Эскиз Гофмана для первого издания «Житейских воззрений Кота Мурра»

4. Эскиз капельмейстера Крейслера в сборнике новелл

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Обратимся к самой «Крейслериане» и рассмотрим музыкальное содержание произведения.

Если «Симфонические этюды» — это героическое произведение Шумана, то «Крейслериана», наоборот, одно из самых лиричных его сочинений. Поскольку это пьесы-фантазии, Шуман чувствует себя свободно. Всего пьес восемь, но внутри них есть множество тематических эпизодов. Там нет определенной главной темы, как в «Симфонических этюдах», но есть сотканный из разных тем музыкальный образ, который проносится с нами через все произведение, получает в фантазиях различное воплощение, но мы все равно чувствуем некое единство. Но лирика не может существовать без драматизма в таких циклах, поэтому к нам порой прорывается Флорестан.

💥 Первая фантазия — это знакомство с образом, его первый вариант. Здесь есть стремительное движение, где мелодия сопровождается потоком фигураций, причем звучит она совершенно свободно и непринужденно. Написана она в форме АВА, и по всем законам контрастов начало имеет драматичный характер, а середина светла, прозрачна и лирична.

🌗 Вторая фантазия написана в форме рондо, и в ней сопоставляются два контрастных эпизода. Первый — это небольшое игривое скерцо, второе — вариация на первый и главный образ «Крейслерианы», и перед последней репризой основной темы мы слышим нарастание темной сумрачной напряженности. Но вдруг облака расходятся, и мы снова слышим первоначальный светлый образ.

🌪 В третьей фантазии главная тема активна, энергична, имеет вихреобразное движение. Середина же, наоборот, собрана, сдержана и представляет собой вариацию, но при этом общее настроение этого эпизода остается светлым.

🎶 Четвертая фантазия удивительна тем, что основная музыкальная фраза занимает всего несколько тактов, но она настолько выразительна и заключает в себе столько всего, что, если не смотреть в ноты и об этом не знать, кажется, что она имеет гораздо больший масштаб. Это довольно типичный для времени романтизма адажио, но здесь есть удивительное сочетание несочетаемого.

💫 С одной стороны, фактура фантазии достаточно строгая, с другой — внутри этой фактуры слышна очень большая свобода импровизационного характера. Здесь множество модуляций, мелодия постоянно переходит в побочные голоса и снова возникает из них, каждый ее поворот производит впечатление неожиданного, но одновременно сохраняется чувство его связи с предыдущими. Переход от трагики к лирике, тонкая вязь чувств отражена Шуманом с удивительным мастерством.

Обсудим оставшиеся части и послушаем музыку.

🌀 Пятая фантазия — это новая вариация на главный образ. Здесь больше остроты ритма, но главный образ немного спрятан, он проступает как будто из старого зеркала или как сквозь туман. Можно услышать отзвуки поступательного движения первого симфонического этюда. Фантазия имеет характер рондо, здесь, как в любом рондо, есть два контрастных эпизода. Первый — лиричный или гибкий, с плавностью струящихся мелодий. Второй, наоборот, содержит в себе такую строгую собранность, которая иногда возвышается до патетики.

Шестая фантазия связана со второй, написана в мажоре, но даже еще нежнее, чем вторая. Она несколько сентиментальная, но не в дурном смысле. Опасность излишней сентиментальности в том, что может утратиться энергия движения, то есть у плохих композиторов сентиментальность превращается в вялость. Но Шуман очень хороший композитор, поэтому даже в этой проникновенной лиричной мелодии он сумел найти те точки, в которые можно поместить динамические контрасты.

🔥 Седьмая фантазия снова возвращается к страстности. Здесь бурное вступление предваряет лиричную задушевную мелодию, которая переливается в фугато. А оно полифоническим средствами собирает эту лирическую энергию движения и переводит ее в действие.

🌊 Дальше идет небольшая просветленная интермедия, и «Крейслериана» заканчивается рондо. Здесь главный образ Крейслера наиболее динамичен. Внутри него помещено ритмичное упругое движение с пунктирным ритмом. Музыка производит впечатление все усиливающегося прибоя, где волны нарастают, набегают одна на другую сильнее и сильнее, но Шуман не был бы собой, если бы здесь еще чего-то не изобрел. В этой фантазии он постоянно смещает ритмические акценты, которые расположены в басу, что придает атмосфере всей музыки ощущение тревоги. Например, когда это исполняют в концертном зале, особенно хорошие пианисты, то воздух как будто бы наполняется предгрозовым электричеством.

🌒 В «Крейслериане» очень много разнообразного тематического материала. Но в конце Шуман делает так, что этот мощный поток, которой рожден главной темой, вбирает в себя эти звуки, отзвуки и фигурации. И если «Симфонические этюды» заканчивались триумфальным финалом, то здесь музыка растворяется в таинственной предрассветной мгле.

🏆 Шуман считал «Крейслериану» одним из самых удачных своих произведений, и не без причины. Он думал не только о чисто музыкальных аспектах, но и об исполнительских, и прекрасно понимал, что «Симфонические этюды» исполнять очень трудно. «Крейслериана» тоже не совсем простая, но все-таки легче, а также она больше отражает дух самого Шумана, которому не всегда подходила героика бетховенского свойства, которую мы слышали в этюдах. И, возможно, это богатство образов с различными звуковыми красками и причудливость логики развития была гораздо ближе его эстетическим устремлениям. Если говорить о лирике и непрерывности развития, которая есть у чувств, то это музыка, отражающая эти качества в наивысшей степени.

Теперь давайте послушаем «Крейслериану».

→ Роберт Шуман. «Крейслериана»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 40 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;