Роберт Шуман
Вокальный цикл «Круг песен»
«Круг песен» — это также обращение композитора к поэзии Гейне. Посмотрим, какую историю рассказывает Шуман в девяти песнях.
Вокальный цикл «Круг песен», который также иногда называют «Страдания юности», Шуман написал в тот же песенный 1840 год на стихи Гейне.
📜 Для этого цикла Шуман снова обращается к поэзии Гейне и циклу «Песни». Шуман из него ничего не выбрасывает и берет все девять стихотворений. Гейне хотел сначала назвать его «Любовные песни», но потом передумал. «Песни» входят в более крупный цикл под названием «Страдания юности» (нем. Junge Leiden).
💔 Впервые весь цикл, в который, помимо «Песен», вошли разделы «Сонеты», «Романсы», и «Сновидения», вышел в 1822 году. И потом он вошел в состав «Книги песен», откуда его и взял Шуман. «Песни» чем-то похожи на «Лирическое интермеццо» — это тоже законченный цикл, который повествует о неразделенной любви. Он также делится на внутренние мини-циклы: песни с первой по четвертую рассказывают о муках любви, пятая и шестая — о расставании, седьмая — воспоминания об ушедшем. Как и в «Лирическом интермеццо», финальные восьмая и девятая песни — это похороны безнадежной любви. Шуман сохраняет сюжетную линию цикла. Но, конечно, композитор воспринимает его по-своему.
🌝 Первая песня — «Утром встав, я вопрошаю» (нем. Morgens steh' ich auf und frage). Вокальная версия песни начинается словами «День с надеждой я встречаю...» — это нетерпение в ожидании встречи с любимой. Здесь светлые краски, моцартовское изящество, но одновременно и душевная пустота. В песне опять есть скрытое волнение, которое отдано аккомпанементу, его пульсация выражается через ритм. И это волнение потом станет основным мотивом цикла.
🌟 Почему хороши такие подробные разборы циклов? Когда мы сталкиваемся с одним произведением, мы восхищаемся его устройством и гениальностью. Но для того, чтобы видеть принцип, надо разобрать что-то родственное. Именно поэтому сонаты с их подробным разбором идут рядом, так же, как симфонии и фортепианные циклы. Это один из ключей к пониманию методов.
☄️ Вторая песня — «К любимой мчат меня мечты» (нем. Es treibt mich hin). Сам Гейне назвал это стихотворение «Нетерпение». Поэт здесь торопит ленивое время, неистово спешит к желанному часу. Шуман развивает образ первой песни — ритм нетерпеливого сердца, который выражается аккордами. Это становится главным тематическим элементом. Хотелось бы сказать, что музыка описывает не только состояние, но и физиологию, но где физиология, а где Шуман.
🥺 Третья песня — «Один я, грустя и вздыхая...» (нем. Ich wandelte unter den Bäumen). Это светлое адажио, наполненное настроением и мечтанием, но также есть и печаль. Мелодию сопровождают строгие аккорды. И это способ устройства: когда мелодия парит, ее надо чем-то поддерживать. А поддержка этого парения мелодии должна быть очень строгой. Ведь если там будет рваный ритм, то мелодия завалится. У Шопена, например, очень выразительная мелодия в революционном двенадцатом этюде. Там совершенно иные интонации, чем у этого адажио, но тоже очень строгая, ритмическая и фактурная организация.
🌿 И в поэзии Гейне, и у Шумана одиночество связано не только с самоуглублением, но и с созерцанием природы. Это проявляется в первом эпизоде. В середине вводится новый штрих: птицы рассказывают о том, что девушка научила их песне золотыми словами. Это вариант главной темы, в новой контрастной тональности. Смысл этого эпизода в том, что возникает видение, в котором герой идеализирует свою возлюбленную.
🔮 У романтиков есть противоречие: все идеальные образы — фантазийные, но в них есть потенциал. Тут два варианта: потенциал, до которого человек может взойти, или то прекрасное, что в нем есть. Влюбленные глаза часто видят только одну сторону событий. Этот образ всегда контрастно сопоставляется с жестокой реальностью или превратностями судьбы. В этом и есть типичный романтический конфликт — реальное положение дел в любви или в жизни в целом против стремления к светлому идеалу.
Поговорим о следующих песнях цикла и узнаем, где можно найти мотивы, близкие романсу «Очи черные».
❤️ Четвертая песня — «Прижмись поскорее к груди моей» (нем. Lieb' Liebchen). В тексте есть метафора, где стук сердца сравнивается со стуком молотка, который сколачивает гроб. В этой песне есть связь со второй. Но если во второй песне волнения достаточно бурные, то здесь — глуховатые и замедленные. Это опять же контраст, который здесь выражается в том, что поэзия говорит об одном, а музыка — о другом. В целом, вся песня построена на контрастах: первая половина куплета контрастирует со второй, где тональность понижается на полтона. Из-за этого прорастает ощущение зловещего.
👀 Пятая песня — «Светлых снов моих могила» (нем. Schöne Wiege meiner Leiden). Она построена в форме рондо, и здесь есть три образа. В рондо всегда есть рефрен, перемежающийся контрастными эпизодами. Повторение рефрена закругляет форму, ведь рондо — это круг. Второй образ — это контрастный эпизод, обращение к прошлому. Интересно, что эта часть хорошо рифмуется с романсом «Очи черные», где есть такие слова:
Не встречал бы вас, не страдал бы так,
Я бы прожил жизнь улыбаючись.
Вы сгубили меня, очи черные,
Унесли навек мое счастие.
А вот что у Гейне в третьей строфе:
Если б нас, о дорогая,
Не свела судьба тогда, —
Тихо жил бы я, не зная
Мук сердечных никогда!
💥 Третий образ в песне — это второй контрастный эпизод, кульминация. Здесь появляется беспокойство и порывистость. Этот эпизод завершается мрачной фразой, которая носит речитативный характер.
И, усталый и унылый,
Я, как странник, вдаль иду
Без надежд, — пока могилы
На чужбине не найду.
Это о том, что единственный выход из этого состояния — смерть. Потом рефрен проводится еще раз, и в постлюдии шум подытоживает образный строй стихотворения, где возвышенное чувство и рок сосуществуют вместе.
⛵️ Шестое стихотворение — «Жди меня, моряк отважный» (нем. Warte, warte, wilder Schiffmann). Главный музыкальный образ этой песни — сильное и размашистое движение. Здесь Шуман отталкивается от первой строчки, обращения к моряку. В музыке есть образ самого моряка, который совершенно противоположен поэту. Поэтому лирическому герою отчасти хочется стать таким же сильным и бесстрашным. Такие люди часто не томятся любовью, или томятся, но проще.
✨ В этом есть выражение еще одной черты романтизма: истину принято искать не только в природе, но и в жизни простого народа, который, с точки зрения романтиков, живет более естественно и чисто, радуется простому. Поэтому одна грань — это стремление воссоединиться с народом и его духом. А вторая грань — еще более глубокий уровень выхода из страдания, душевное ожесточение. Это довольно распространенный ход для развития героя. Интонации здесь достаточно резкие, подчеркнутые и гармонями, и фактурой аккомпанемента. В русском переводе:
Вижу, ты теперь боишься
Крови, милая? Постой!
Сколько лет с кровавым сердцем
Я стоял перед тобой?
В середине песни, в третьей строфе, как раз на этих словах образ ожесточения приобретает наибольшую полноту, отчетливость. Поэт здесь предельно ожесточается, и эта ожесточенность трагична. Почему она трагична? Достаточно вспомнить возвышенные нежные переживания в первых песнях и сравнить с шестой.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Разберем оставшиеся песни цикла и подведем итоги путешествия героя.
🏰 Седьмая песня — «Замок с выси гор глядится» (нем. Berg und Burgen schaun herunter). Здесь опять есть тема Рейна, которая присутствует, наверное, в творчестве всех немецких поэтов-романтиков. В песне прощание состоялось, город остается позади, и перед глазами поэта возникает светлый Рейн, отражение в нем гор и замков.
🌊 Метафора природы и чувств характерна для поэтов-романтиков, особенно для Гейне. Здесь рифма построена на контрасте таким образом, что образ воды и этих замков, и образ ситуации, которую пережил герой — предательство и коварство — рифмуются. Несмотря на то, что речь о героине, стихотворение наполнено гейневским сарказмом. И несмотря на то, что в первых строфах речь идет о Рейне, на самом деле это тот свет, который герой видел в любимой. Шуман исходит из музыкальной логики и музыкальных законов построения. В поэзии другие законы устройства и восприятия. Как делал Гейне, тоже можно делать, но в музыке необходим контраст. А гейневский сарказм и отчасти философичность не находят отражения.
🛶 Это песня — светлая идиллия, она близка к жанру баркаролы. Баркарола — песня венецианских гондольеров. Ее размер — шесть восьмых, она напоминает плавное покачивание на волнах. Шуманская песня проста и по рисунку, и по форме. В ней три одинаковых куплета, но через музыку, через страницы шумановского текста проглядывают тонкие подробности. Характерные для баркаролы колеблющиеся аккомпанементы имеют диссонансы. Здесь есть не только игра света на водах Рейна, здесь есть и темные глубины, о которых идет речь в стихотворении. Хроматизм создает ощущение нежности света.
🌒 Восьмая песня — «В тоске отчаянья, сначала» (нем. Anfangs wollt' ich fast verzagen). В песне акцент сделан не на том, что герой перенес эти страдания, а на том, как он это сделал. Об этом не говорится прямо, это как бы скрытая фигура умолчания. Шуман здесь выбирает хорал, в котором есть и мрак, и душевная сила — небольшая мрачная тень. И контраст этот тем сильнее, что седьмая песня такая светлая.
🌹 Девятая песня — «Кипарисами, вязями роз, золотой мишурой...» (нем. Mit Myrten und Rosen). Здесь снова появляется кипарис — символ смерти и похорон. У Гейне два мотива — с одной стороны, похороны любви, а с другой — ее вечно живущая сила. Этот мотив неумирающего чувства, то же самое, что мы слышали в финале «Любви поэта». Основной музыкальный образ песни наполнен довольно большой силой, в нем есть ощущение внутреннего подъема, который чуть оттеняет минорный мотив, соответствующий словам о похоронах любви.
💫 Заключительная часть цикла рифмуется с первыми песнями: здесь есть и беспокойный стук сердца, и ожидание новой любви, которая становится еще более волнующей и романтичной. Это нетерпение звучит в музыке. К концу движение замедляется, появляется волшебное звучание гармони, и музыка уходит в совершенно таинственные сферы, которые связаны с внутренней жизнью души.
🎧 Теперь послушаем сам цикл.
→ Роберт Шуман. «Круг песен»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 25 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день