angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Шуман

Вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины»

1840 год стал невероятно продуктивным для Шумана — он написал 130 песен и создал свои лучшие вокальные циклы, среди которых «Любовь и жизнь женщины». Узнаем, что вдохновляло композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

❤️ 1840 год принес Шуману долгожданную победу: его давняя влюбленность в Клару Вик дошла до реализации, и они обвенчались. Это радостное событие послужило стимулом для творческой энергии композитора, которая нашла выражение в форме песен.

💫 Шуман посвятил цикл Освальду Лоренцу, органисту и учителю пения. Шуман был знаком с ним еще со временем издания «Нового музыкального журнала». Стихи для цикла композитор взял из одноименного сборника поэта Адельберта фон Шамиссо.

🇫🇷 Шамиссо родился во Франции, в семье графа, но во время Великой французской революции его семья бежала в Германию. В 1801 году родители Шамиссо возвращаются во Францию, а сам он остается в Германии. Через несколько лет он навещает родителей во Франции и там понимает, что он не француз, а немец, в Париже он чужой, и сам город ему чужой. Поэтому он окончательно переезжает в Германию и меняет французское имя Луи-Шарль Аделаид на немецкое Адельберт. Занимается Шамиссо двумя вещами — ботаникой и литературой.

📜 Стихи Шамиссо были достаточно популярными. Это воплощение того извода романтизма, который обращается не к высотам духам, бурям и грозам, а к поэзии будней. Шамиссо пишет о прелестях семейной жизни, и в этой простой и очаровательной, часто незамысловатой лирике порой появляется и философия. Но это не тяжеловесные размышления Канта или Гегеля, а такая философия, которую пронизывает ощущения легкости. «Любовь и жизнь женщины» — это поэзия будней, но эти будни сотканы из тонких душевных движений.

1. Обложка цикла «Любовь и жизнь женщины»

2. Поэт Адельберт фон Шамиссо

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Начнем разбирать музыку цикла и обсудим первые четыре песни.

👀 Первая песня — «Взор его при встрече» (нем. Seit ich ihn gesehen) наполнена трепетом и тайным благоговением перед новой весной любви. В музыке мы слышим робость и трепетность первого чувства. Кажется даже, что ощущается дуновение свежего ветерка. Песня устроена интересно: мелодию полностью играет только фортепиано, а в партии голоса она дана в свободном изложении. В рецензиях часто напоминают публике, что пианист в камерной музыке так же важен, как и певец. Это дуэт, который соткан из множества тонкостей, а пианист должен поддерживать, отвечать, вступать вместо, быть в постоянной связи с голосом. Так и происходит в первой песне: главный материал излагается фортепиано, а голос ему следует. С одной стороны, это создает удивительное ощущение безмятежности, а с другой — чувство готовности следовать за любовью, очень точное с психологической точки зрения.

💓 Вторая песня — «Он прекраснейший из всех» (нем. Er, der Herrlichste von allen). Здесь есть восторг и сила чувства, в мелодии слышится широта дыхания. Сама мелодия достаточно простая, но в ней — большая энергия, которая дается широкими мелодическими ходами. В разговоре о барочной музыке мы упоминали об интервалах и о том, что композиторы эпохи барокко относились к ним внимательнее, чем композиторы эпохи романтизма. Например, «Аве Марию» Баха–Гуно принято ругать за ненужные там октавы, потому что это входит в противоречие с крепко сбитой баховской музыкой. У Шумана тоже интервалы использованы широко и смело, но, вместе с тем, с поразительным чувством меры. Здесь есть упругие гармонии, напряжение, диссонирующее звучание, мотив, который оттеняет главную любовную тему, и выражает то печаль, то тревогу, то волнение.

🙏 Третья песня — «Не знаю, верить ли счастью» (нем. Ich kann's nicht fassen, nicht glauben). Это песня про радость быть избранницей, но радость смешана с волнением, поэтому и задается вопрос: «не знаю, верить ли». Ритм мелодии похож на ритм живой речи: есть интонации и вопроса, и мольбы, и смятения, и неуверенности, блуждание чувства, ожидание блаженства, и страх, и тоска. Эти чувства копятся и выражаются в кульминации. Как и в первой песне, ведущая мелодическая партия отдана фортепиано, а солист как бы подпевает. Эта песня полна тонкой психологии и нюансов, которые всегда удавались Шуману.

💍 Четвертая песня «Колечко золотое» (нем. Du Ring an meinem Finger). Это песня про венчание, за которым должна следовать свадьба. В песне поется о том, что все складывается удачно, ожидается радость. Во второй песне тоже было настроение радости, но там была некоторая торжественность. Здесь же эта радость непринужденная и искристая, музыка напоминает быстро текущий ручей. Это один из лучших образцов вокальной лирики Шумана.

Закончим разбор вокального цикла и послушаем его исполнения.

👯‍♀️ Пятая песня — «Милые сестры» (нем. Helft mir, ihr Schwestern). В песне описывается подготовка к свадьбе. По духу это продолжение предыдущей песни, где радость еще более светлая. В основу легла тема из первой песни, но видоизмененная: теперь она создает ощущение парения, легкости и воздушности. Контрастов здесь нет. А единственная тень грусти появляется на словах о расставание с милыми сестрами, и единственный раз звучит минор.

😳 Шестая песня — «Милый друг, смущен ты» (нем. Süßer Freund, du blickest mich verwundert an). В песне появляется тревога об ожидаемом материнстве. Здесь есть сосредоточенные раздумья, которые переданы речитативом. В основе песни лежит необычная интонация, немного вопросительная и растерянная. В среднем разделе эта интонация соединяется с движением бьющегося сердца.

👶 Седьмая песня — «Нежно прильни ты к сердцу» (нем. An meinem Herzen, an meiner Brust). Песня посвящена радости и счастью материнства. Здесь появляется не только женщина, но и ребенок. Радость по-детски наивна и простодушна. В музыке есть и беспечность, и окрыленность, за которой следует драматический финал.

💔 Восьмая песня — «Ты в первый раз наносишь мне удар» (нем. Nun hast du mir den ersten Schmerz getan). Это монолог, в котором есть горькая печаль, но без истерик и слез, только внутренняя сила и сдержанность. Это сложный психологический образ, который помещен и для контраста, и для реализации склонности романтиков к трагичности. Образ выражен хроматическим лейтмотивом, который уже появлялся ранее, он отражает ощущение тревоги. Гармонии как будто блуждают и ищут чего-то, и в это же время звучат слова о пустоте и безжизненности одиночества. Здесь также есть желание уединения, погружения в счастливое прошлое и большое инструментальное послесловие. Это характерно для песен Шумана: после того, как заканчивается партия голоса, вступает длинная постлюдия, где звучит музыка светлой первой части цикла. Смысл не только конструктивный, чтобы замкнуть цикл, но также эта постлюдия выражает надежду на светлое будущее.

🎧 Теперь послушаем вокальный цикл.

→ Роберт Шуман. Вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины» (исполнение на русском Натальи Рождественской)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 19 минут

→ Роберт Шуман. Вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины» (исполняет Элизабет Шварцкопф)
Видеопример
⏱Время прослушивания: 20 минут

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;