Роберт Шуман
Первые музыкальные опыты Шумана
Музыкальные дебюты Шумана отражают его настроения и искания того времени. В этой части узнаем, в какой атмосфере начинал творить композитор.
Прежде чем знакомиться с музыкой Шумана, добавим еще несколько слов о довольно многогранной личности композитора.
🌓 Когда мы знакомились с биографией Шумана, то могли заметить, что он был весьма деятельным человеком — организовывал различные кружки, концерты, стал редактором и издателем музыкального журнала. Но у личности Шумана была и другая сторона. Несмотря на всю его живость и активность, у него была острая потребность в уединении, чтобы сосредотачиваться на мире своей души. Он любил бывать на природе, также часто у Шумана случались периоды, когда он был замкнут и молчалив.
🌀 В 20 веке много изучали различные психопатологии, особенно у людей искусства. Так, периодам замкнутости Шумана, которые постепенно приобретали черты нелюдимости, желанию остаться наедине с природой или инструментом, отгородиться от суеты и шума мира некоторые исследователи приписывают разное значение, иногда чуть ли не мистическое. Но все же это больше похоже на потребность интроверта с очень интенсивной внутренней жизнью как-то ее оберегать. К тому, в 1826 году Шуман переживает не только смерть отца, но и сестры. Она заболевает тифом, на этом фоне у нее развивается неврологическое заболевание, в результате чего сестра покончила жизнь самоубийством. Это, конечно, накладывает отпечаток на композитора.
❤️ С другой стороны, Шуман страстно отдается влюбленностям и дружбе. И во влюбленностях он ищет не только остроты переживаний, но стремится к высокому идеалу. То же самое происходит и в кругу друзей — его письма удивительно искренние. Таким образом, среда, которую создает вокруг себя Шуман, очень многогранна: и склонность к интроверсии, и большой ум, и неисчерпаемая фантазия, и стремление к самому лучшему и высокому, что могла дать культура, возвышающая над мещанским бытом. У романтиков вообще была идефикс вырваться из плена душного, пропитанного ужимками и меркантильными интересами света, к какой-то правде. Эту правду они искали в трех корнях — в простой и естественной жизни народа, в общении с природой, которая сама по себе естественна, и в мире чувств своей души, через который они пытались получить доступ к каким-то универсалиям. Тогда чувства и переживания казались путем к абсолюту, способу прорвать ткань рутинной и утомительной общественной жизни.
🎶 Искания Шумана, конечно же, отражаются в его музыке. Одно из его ранних произведений — вариации для фортепиано на тему имени Abegg. С одной стороны, «Abegg» — это комбинация букв, обозначающих определенные музыкальные звуки. С другой же — это посвящение графине Паулине д’Абегг. Сочинение вариаций — один из основных способов обучения композиции. В этом произведении видно, что у Шумана очень хорошая техника и приличная фантазия, но главный интерес в том, что буквально с первых тактов слышно удивительно живое дыхание и свет, который пронизывает всю эту музыку.
→ Роберт Шуман. Тема на имя Abegg. Вариации для фортепиано
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 8 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Мы послушали одно из первых произведений Шумана, а теперь приступаем к развитию его композиторского таланта. Но прежде немного войдем в атмосферу, в которой Шуман находится в начале 30-х годов 19 века.
🎓 В 1828 году Шуман поступает в Лейпцигский университет, потом переходит в Гейдельбергский, где учится на юриста. Юридическое образование включало в себя не только изучение законов, будущих юристов учили также древним языкам, античной и современной литературе. В целом, это было серьезное гуманитарное образование, которое при таланте могло сулить очень достойную карьеру и хороший доход. С другой стороны, музыка как профессия представлялась делом несерьезным. Конечно, если есть талант, его можно раскрывать, но не обязательно же делать его профессией. Однако здесь надо сделать важную оговорку, чтобы понять отличия начало 19 века от нынешнего времени.
🎹 Сейчас выбирать карьеру концертного пианиста в 18–20 лет немного странно, главным образом по техническим причинам. Мир классической музыки — довольно жесткая структура, предъявляющая большие требования к профессионализму. Конечно, и в 20-е годы 19 века была сложная для исполнения музыка, те же сонаты Бетховена. Но в целом требования к виртуозности были меньше, чем сейчас. А виртуозный, отполированный пианизм, который родился в 20 веке, требует очень долгого, с ранних лет, образования. Это не значит, что человек, который начинает играть в 15 лет на фортепиано, не сможет сделать карьеру в исполнении старинной музыки или в исторически информированном исполнении — это реально. Но чтобы стать концертным пианистом, исполняющим романтический репертуар, уровня Николая Луганского или Дениса Мацуева, то этим нужно заниматься с ранних лет.
🎶 Но во времена Шумана было иначе: учеба дается ему легко, но музыка увлекает больше. Поэтому, заручившись согласием матери, он едет в Лейпциг, где учится игре на фортепиано у Фридриха Вика и композиции у Генриха Дорна. Интересно, что у Дорна похожая на Шумана судьба. В 1823 году он начал изучать право в Берлине, но потом музыка также увлекла его больше. К 1830 году, когда Шуман вернулся в Лейпциг, Дорн был капельмейстером в Лейпцигском придворном театре — это блестящая карьера для 26 лет. Его нельзя назвать великим композитором, но он был человеком, очень хорошо и подробно знавшим музыкальную культуру, хорошо в ней разбиравшегося. И он смог дать Шуману ту техническую базу, которую не мог дать его первый учитель Кунш.
❤️ Фридрих Вик обучал Шумана игре на фортепиано, позже Шуман женился на его дочери Кларе. Примечательно, что в момент знакомства Кларе было 8 лет, а Шуману — 18, но он сразу влюбился и пронес эту любовь через года. Вик был против брака — Клара блестяще играла на фортепиано, отец ее контролировал, заставлял много заниматься и был довольно жесток. Но в 1839 году у Шумана и Клары получилось пожениться через суд: они подали жалобу на отца и требовали дать согласие на брак. На несколько лет их отношения с Виком расстроились, но потом они снова стали общаться.
✋ В 1830 году Шуман пока только учится играть на фортепиано, но в это уже время начинаются его проблемы с пальцами, которые в итоге не позволят ему стать пианистом. Для Шумана это было разочарованием, но для мировой культуры — несомненный плюс. По одной из версий, причиной проблем стал специальный пальцевый тренажер. На нем были кольца на пружинах, которые делали нажатия сложнее, тем самым развивая силу пальцев. Возможно, что Шуман перезанимался. Была и другая версия — из-за лечения сифилиса случились проблемы с нервами, которые ведут к пальцам. Но факт в том, что заболевание случилось не сразу, а развивалось в течение некоторого времени. По еще одной версии, Шуман использовал тренажер, чтобы восстановиться, когда это обнаружил, перепробовал все способы, которые были тогда доступны, но безуспешно.
1. Генрих Дорн
2. Тренажер для пальцев
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день