angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Шуман

Биография Шумана

Шуман был одаренным и разносторонне образованным человеком. В этой части познакомимся с его жизнью и проследим развитие творческого пути.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Начнем разговор о Роберте Шумане с обсуждения его биографии и сначала поговорим о его ранних годах и увлечении музыкой.

🏡 Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в небольшом саксонском городе Цвиккау, в купеческой семье. Его отцом был Август Шуман, книгоиздатель, писатель и поэт. Август Шуман происходил из небогатой и незнатной семьи, но благодаря своему упорству и предприимчивости сумел открыть книгоиздательское дело. И этим он воплощал протестантскую идею о том, что богатство и успех в делах, которые достигнуты трудом — проявление божьей любви.

🧠 Шуман был младшим ребенком, у него было трое братьев и сестра. С самого детства Роберт проявлял незаурядные интеллектуальные способности и интерес к познанию мира. И хотя Цвиккау, где он рос, был провинциальным городом, здесь также шел живой интеллектуальный процесс, в гимназии, которую посещал Шуман, он знакомился с лучшими литературными образцами современности. Отец Шумана принимал активное участие в культурной жизни города, поэтому Шуман рос в окружении книг, прекрасно знал древние языки, читал и переводил античную литературу.

📚 Интересно, что в раннем возрасте одним из главных увлечений Шумана была литература — так, он организовал литературный кружок, где читали и обсуждали самых передовых тогда авторов. Также он писал стихи, занимался переводами, филологией, помогал отцу создавать серию книг «Галерея знаменитейших людей всех народов и времен». Он пробовал себя в музыкальной критике и писал научные работы, где пытался постигнуть смысл искусства. Это все находится в русле тех мыслей и эстетических концепций, которые интересовали образованное и чуткое к искусству юношество.

🎹 В кругу, где рос Шуман, было принято обращать внимание на естественные склонности детей, которые они проявляют. А Шуман все время пел и уже с семи лет брал уроки фортепиано. Занимался он с Иоганном Готфридом Куншем, композитором-самоучкой. Кунш был видным культурным деятелем в Цвиккау — работал органистом в церкви Святой Марии и преподавал в гимназии. Несмотря на то, что Кунша нельзя назвать большим композитором, он владел технической базой, которую смог передать Шуману. И Шуман всю жизнь его очень уважал и был благодарен за то, что указал путь. Хотя тогда Шуман еще не думал, что станет профессиональным музыкантом, ведь это поприще было не очень надежным и престижным.

🎶 Постепенно образование, которое мог дать Шуману Кунш, себя исчерпало. И если в отношении литературы в Цвиккау было много возможностей, то с музыкой было не так. Музыка — ремесло, которое требует мастерства, и Шуману стало не у кого учиться, ему недоставало техники и теории. Отец хотел отправить сына в Дрезден, к видному в то время композитору Карлу Марии фон Веберу, чтобы он там получил фундаментальное образование. Но не сложилось — в 1826 году Вебер умер, в том же году умер и отец Шумана. Поэтому Роберту оставалось полагаться на собственную интуицию. Он добирал, как мог — ходил на концерты, слушал все, что мог, изучал музыкальную литературу, которую мог достать. Также в ходу была традиция домашнего музицирования, и Шуман играл с приятелем в четыре руки Моцарта, Гайдна, Бетховена, организовал домашний оркестр.

1. Дом Шумана в Цвиккау

2. Отец композитора Август Шуман

3. Роберт Шуман в юности

4. Музыкальная комната в доме Шумана

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь поговорим о карьере Шумана как композитора и музыкального критика, также коснемся его личной жизни.

🎓 В 1828 году Шуман поступает в Лейпцигский университет, а в следующем году переходит в университет Гейдельберга. По настоянию матери он собирался стать юристом, но музыка все больше затягивает юношу. Его привлекает идея стать концертирующим пианистом. И в 1830 году он получает разрешение матери полностью посвятить себя музыке и возвращается в Лейпциг, где хочет найти себе подходящего наставника. В Лейпциге он берет уроки фортепиано у Фридриха Вика и композиции у Генриха Дорна. Однако желание стать профессиональным пианистом приходится оставить, потому что у Шумана развивается паралич среднего пальца руки и парез указательного пальца.

📰 Расставшись с мечтой стать пианистом, Шуман серьезно занимается композицией и одновременно музыкальной критикой. Получив поддержку от Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, в 1834 году Шуман основывает одно из влиятельнейших в музыкальных периодических изданий — «Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift für Musik»). На протяжении нескольких лет он является редактором журнала, а также пишет и публикует свои статьи. В этих статьях Шуман представляет читателю идеал истинного искусства, который он видит в произведениях Шуберта и Мендельсона, Шопена и Берлиоза, в музыке венских классиков, в игре Паганини и юной пианистки Клары Вик. Он также боролся с отжившим в искусстве и филистерами — теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.

🙏 На страницах журнала Шуману удалось собрать вокруг себя единомышленников, выступавших как давидсбюндлеры — члены «Давидова братства» («Davidsbund»), некоего духовного союза подлинных музыкантов. Сам Шуман часто подписывал свои рецензии именами вымышленных давидсбюндлеров Флорестана и Эвсебия. Флорестан склонен к буйным взлетам фантазии и парадоксам, суждения же мечтательного Эвсебия более мягки. А в сюите характеристических пьес «Карнавал» Шуман создает музыкальные портреты давидсбюндлеров — Шопена, Паганини, Клары (под именем Киарины), Эвсебия, Флорестана.

💍 12 сентября 1840 года, в деревенской церкви Шёнефельда под Лейпцигом Шуман женится на дочери своего учителя — выдающейся пианистке Кларе Жозефине Вик. В год бракосочетания Шуман создает около 140 песен. Семейная жизнь Роберта и Клары протекала счастливо, за время брака у них родилось восемь детей. Шуман сопровождает жену в концертных поездках, а она часто исполняет музыку мужа. В 1844 году Шуман вместе с супругой едут в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимают с большим почетом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые у композитора проявляются признаки психического расстройства, и только в 1846 году Шуман поправляется настолько, что в состоянии снова сочинять.

😱 В 1850 году Шуман получает приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре у него начинаются размолвки с руководством, и осенью 1853 года контракт не возобновляют. В ноябре 1853 года Шуман с женой отправляются в путешествие по Голландии, где его и Клару принимают «с радостью и с почестями». Но в том же году вновь появляются симптомы расстройства. В начале 1854 года после обострения психического расстройства Шуман пытается покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но его спасают. После этого Шумана помещают в психиатрическую больницу в Энденихе близ Бонна. В больнице он почти не сочиняет, а эскизы новых сочинений утеряны. Изредка ему разрешали увидеться с супругой. Роберт Шуман умер 29 июля 1856 года был похоронен в Бонне.

1. Учитель Шумана Фридрих Вик

2. Первый номер «Нового музыкального журнала»

3. Пианистка Клара Вик

4. Роберт Шуман и его жена Клара Вик

5. Могила Роберта и Клары в Бонне

6. Памятник Шуману в Цвиккау

Мы познакомились с жизнью Роберта Шумана и теперь постепенно начинаем разговор о его музыке. Но сначала стоит затронуть тему той музыкальной среды, в которой существовал Шуман. А это было интересное и непростое время — тогда создавалось новое романтическое искусство, которое искало выходы за пределы вырождавшегося к тому моменту классицизма.

🎼 Интегральной частью барочной музыки была структурная сложность. Математические и полифонические построения разбавлялись простотой, стройностью и гармонией раннего классицизма. Этот стиль, развиваясь на протяжении второй половины 19 века, уделял большое внимание форме, соразмерности, правильному сочетанию контрастов. Произведения выстраивались как здания — сродни античному храму или зданиям эпохи классицизма, где все регулярно, соразмерно и уравновешенно.

🌪 В определенный момент структурный потенциал классицизма начал приобретать черты вырождения. Если мы слушаем Гайдна, Моцарта, Бетховена, то, помимо формальных правил музыки, которые там тоже есть, мы в первую очередь ощущаем глубокое содержание их музыки. Однако есть творец, а есть и время, в которое он живет, а также дух времени и идеи, которые имеют хождение. И череда революций, которые начались во Франции в конце 18 века, а в 19 веке гремели по всей Европе, привели к переустройству общества. Иллюстративный пример на эту тему — фильм «Леопард» Лукино Висконти, где хорошо показано то, что происходило и то, что будет происходить с аристократией в конце 19-го и начале 20 века.

🎹 Классическая музыка, которая раньше существовала в пространстве аристократических дворов или церквей, которые тоже были связаны с властной верхушкой общества, в 19 веке вылилась в народ. Так, стали расцветать разнообразные салоны и концерты. Ко времени же, когда Шуман начинал свою музыкальную карьеру, была популярна музыка техничная. Это значит, что музыка сделана хорошо, но она рассчитана на то, чтобы поражать виртуозными эффектами и новой техникой, которая стала возможной благодаря развитию фортепиано как инструмента.

Давайте посмотрим на два примера такой музыки.

1️⃣ Начнем с Сизигмунда Тальберга. Он берет за основу композиции мелодию из оперы Россини «Моисей в Египте». Сама тема очень красивая, в ней слышен удивительный дар Россини, чувствуется глубина. Но в парафразе Тальберга она вырвана из контекста всей оперы, поэтому глубина вполне просматривается — это не океан, а лишь горный ручей. Тему предъявляют, разнообразят, раскрашивают — и на этом все, кроме этой темы и ее содержания в произведении ничего нет.

→ Сизигмунд Тальберг. Dal tuo stellato soglio
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут

2️⃣ Второй пример — произведение Фридриха Калькбреннера «Безумец». Это история пианиста, который сходит с ума. Калькбреннер создает музыкальную зарисовку-впечатление. Эта зарисовка эффектная, яркая, но направлена не на точное отображение психологических процессов, которые происходят с лирическим героем пьесы, а на то, чтобы поразить и впечатлить. Но насытить эта музыка не может, в больших количествах от нее утомляешься.

→ Фридрих Калькбреннер. «Безумец»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут

➡️ Так, часто музыка, которая звучала в салонах, исполнялась только ради самого факта исполнения, для демонстрации, как пианист быстро перебирает руками по клавиатуре. Искусство, которое господствовало в буржуазном мире Европы, зачастую не имело подлинного содержания, не давало пищи для ума и сердца. Так формальное совершенство правил композиции и стиль классицизма, который давал богатейшие возможности для того, чтобы штамповать одинаково эффектную музыку, и развернулось во всю силу. Но тех, кто искал в искусстве нечто подлинное, некую поэтическую струну, такой подход не удовлетворял. Поэтому европейский музыкальный романтизм рождался в муках, борьбе и полемике, он был тесно связан с философией и литературой, а это как раз те связи, которые сам Шуман начал выстраивать с детства.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;