angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Роберт Шуман

Биография Шумана

Шуман был одаренным и разносторонне образованным человеком. В этой части познакомимся с его жизнью и проследим развитие творческого пути.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Начнем разговор о Роберте Шумане с обсуждения его биографии и сначала поговорим о его ранних годах и увлечении музыкой.

🏡 Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в небольшом саксонском городе Цвиккау, в купеческой семье. Его отцом был Август Шуман, книгоиздатель, писатель и поэт. Август Шуман происходил из небогатой и незнатной семьи, но благодаря своему упорству и предприимчивости сумел открыть книгоиздательское дело. И этим он воплощал протестантскую идею о том, что богатство и успех в делах, которые достигнуты трудом — проявление божьей любви.

🧠 Шуман был младшим ребенком, у него было трое братьев и сестра. С самого детства Роберт проявлял незаурядные интеллектуальные способности и интерес к познанию мира. И хотя Цвиккау, где он рос, был провинциальным городом, здесь также шел живой интеллектуальный процесс, в гимназии, которую посещал Шуман, он знакомился с лучшими литературными образцами современности. Отец Шумана принимал активное участие в культурной жизни города, поэтому Шуман рос в окружении книг, прекрасно знал древние языки, читал и переводил античную литературу.

📚 Интересно, что в раннем возрасте одним из главных увлечений Шумана была литература — так, он организовал литературный кружок, где читали и обсуждали самых передовых тогда авторов. Также он писал стихи, занимался переводами, филологией, помогал отцу создавать серию книг «Галерея знаменитейших людей всех народов и времен». Он пробовал себя в музыкальной критике и писал научные работы, где пытался постигнуть смысл искусства. Это все находится в русле тех мыслей и эстетических концепций, которые интересовали образованное и чуткое к искусству юношество.

🎹 В кругу, где рос Шуман, было принято обращать внимание на естественные склонности детей, которые они проявляют. А Шуман все время пел и уже с семи лет брал уроки фортепиано. Занимался он с Иоганном Готфридом Куншем, композитором-самоучкой. Кунш был видным культурным деятелем в Цвиккау — работал органистом в церкви Святой Марии и преподавал в гимназии. Несмотря на то, что Кунша нельзя назвать большим композитором, он владел технической базой, которую смог передать Шуману. И Шуман всю жизнь его очень уважал и был благодарен за то, что указал путь. Хотя тогда Шуман еще не думал, что станет профессиональным музыкантом, ведь это поприще было не очень надежным и престижным.

🎶 Постепенно образование, которое мог дать Шуману Кунш, себя исчерпало. И если в отношении литературы в Цвиккау было много возможностей, то с музыкой было не так. Музыка — ремесло, которое требует мастерства, и Шуману стало не у кого учиться, ему недоставало техники и теории. Отец хотел отправить сына в Дрезден, к видному в то время композитору Карлу Марии фон Веберу, чтобы он там получил фундаментальное образование. Но не сложилось — в 1826 году Вебер умер, в том же году умер и отец Шумана. Поэтому Роберту оставалось полагаться на собственную интуицию. Он добирал, как мог — ходил на концерты, слушал все, что мог, изучал музыкальную литературу, которую мог достать. Также в ходу была традиция домашнего музицирования, и Шуман играл с приятелем в четыре руки Моцарта, Гайдна, Бетховена, организовал домашний оркестр.

1. Дом Шумана в Цвиккау

2. Отец композитора Август Шуман

3. Роберт Шуман в юности

4. Музыкальная комната в доме Шумана

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь поговорим о карьере Шумана как композитора и музыкального критика, также коснемся его личной жизни.

🎓 В 1828 году Шуман поступает в Лейпцигский университет, а в следующем году переходит в университет Гейдельберга. По настоянию матери он собирался стать юристом, но музыка все больше затягивает юношу. Его привлекает идея стать концертирующим пианистом. И в 1830 году он получает разрешение матери полностью посвятить себя музыке и возвращается в Лейпциг, где хочет найти себе подходящего наставника. В Лейпциге он берет уроки фортепиано у Фридриха Вика и композиции у Генриха Дорна. Однако желание стать профессиональным пианистом приходится оставить, потому что у Шумана развивается паралич среднего пальца руки и парез указательного пальца.

📰 Расставшись с мечтой стать пианистом, Шуман серьезно занимается композицией и одновременно музыкальной критикой. Получив поддержку от Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, в 1834 году Шуман основывает одно из влиятельнейших в музыкальных периодических изданий — «Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift für Musik»). На протяжении нескольких лет он является редактором журнала, а также пишет и публикует свои статьи. В этих статьях Шуман представляет читателю идеал истинного искусства, который он видит в произведениях Шуберта и Мендельсона, Шопена и Берлиоза, в музыке венских классиков, в игре Паганини и юной пианистки Клары Вик. Он также боролся с отжившим в искусстве и филистерами — теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.

🙏 На страницах журнала Шуману удалось собрать вокруг себя единомышленников, выступавших как давидсбюндлеры — члены «Давидова братства» («Davidsbund»), некоего духовного союза подлинных музыкантов. Сам Шуман часто подписывал свои рецензии именами вымышленных давидсбюндлеров Флорестана и Эвсебия. Флорестан склонен к буйным взлетам фантазии и парадоксам, суждения же мечтательного Эвсебия более мягки. А в сюите характеристических пьес «Карнавал» Шуман создает музыкальные портреты давидсбюндлеров — Шопена, Паганини, Клары (под именем Киарины), Эвсебия, Флорестана.

💍 12 сентября 1840 года, в деревенской церкви Шёнефельда под Лейпцигом Шуман женится на дочери своего учителя — выдающейся пианистке Кларе Жозефине Вик. В год бракосочетания Шуман создает около 140 песен. Семейная жизнь Роберта и Клары протекала счастливо, за время брака у них родилось восемь детей. Шуман сопровождает жену в концертных поездках, а она часто исполняет музыку мужа. В 1844 году Шуман вместе с супругой едут в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимают с большим почетом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые у композитора проявляются признаки психического расстройства, и только в 1846 году Шуман поправляется настолько, что в состоянии снова сочинять.

😱 В 1850 году Шуман получает приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре у него начинаются размолвки с руководством, и осенью 1853 года контракт не возобновляют. В ноябре 1853 года Шуман с женой отправляются в путешествие по Голландии, где его и Клару принимают «с радостью и с почестями». Но в том же году вновь появляются симптомы расстройства. В начале 1854 года после обострения психического расстройства Шуман пытается покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но его спасают. После этого Шумана помещают в психиатрическую больницу в Энденихе близ Бонна. В больнице он почти не сочиняет, а эскизы новых сочинений утеряны. Изредка ему разрешали увидеться с супругой. Роберт Шуман умер 29 июля 1856 года был похоронен в Бонне.

1. Учитель Шумана Фридрих Вик

2. Первый номер «Нового музыкального журнала»

3. Пианистка Клара Вик

4. Роберт Шуман и его жена Клара Вик

5. Могила Роберта и Клары в Бонне

6. Памятник Шуману в Цвиккау

Мы познакомились с жизнью Роберта Шумана и теперь постепенно начинаем разговор о его музыке. Но сначала стоит затронуть тему той музыкальной среды, в которой существовал Шуман. А это было интересное и непростое время — тогда создавалось новое романтическое искусство, которое искало выходы за пределы вырождавшегося к тому моменту классицизма.

🎼 Интегральной частью барочной музыки была структурная сложность. Математические и полифонические построения разбавлялись простотой, стройностью и гармонией раннего классицизма. Этот стиль, развиваясь на протяжении второй половины 19 века, уделял большое внимание форме, соразмерности, правильному сочетанию контрастов. Произведения выстраивались как здания — сродни античному храму или зданиям эпохи классицизма, где все регулярно, соразмерно и уравновешенно.

🌪 В определенный момент структурный потенциал классицизма начал приобретать черты вырождения. Если мы слушаем Гайдна, Моцарта, Бетховена, то, помимо формальных правил музыки, которые там тоже есть, мы в первую очередь ощущаем глубокое содержание их музыки. Однако есть творец, а есть и время, в которое он живет, а также дух времени и идеи, которые имеют хождение. И череда революций, которые начались во Франции в конце 18 века, а в 19 веке гремели по всей Европе, привели к переустройству общества. Иллюстративный пример на эту тему — фильм «Леопард» Лукино Висконти, где хорошо показано то, что происходило и то, что будет происходить с аристократией в конце 19-го и начале 20 века.

🎹 Классическая музыка, которая раньше существовала в пространстве аристократических дворов или церквей, которые тоже были связаны с властной верхушкой общества, в 19 веке вылилась в народ. Так, стали расцветать разнообразные салоны и концерты. Ко времени же, когда Шуман начинал свою музыкальную карьеру, была популярна музыка техничная. Это значит, что музыка сделана хорошо, но она рассчитана на то, чтобы поражать виртуозными эффектами и новой техникой, которая стала возможной благодаря развитию фортепиано как инструмента.

Давайте посмотрим на два примера такой музыки.

1️⃣ Начнем с Сизигмунда Тальберга. Он берет за основу композиции мелодию из оперы Россини «Моисей в Египте». Сама тема очень красивая, в ней слышен удивительный дар Россини, чувствуется глубина. Но в парафразе Тальберга она вырвана из контекста всей оперы, поэтому глубина вполне просматривается — это не океан, а лишь горный ручей. Тему предъявляют, разнообразят, раскрашивают — и на этом все, кроме этой темы и ее содержания в произведении ничего нет.

→ Сизигмунд Тальберг. Dal tuo stellato soglio
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут

2️⃣ Второй пример — произведение Фридриха Калькбреннера «Безумец». Это история пианиста, который сходит с ума. Калькбреннер создает музыкальную зарисовку-впечатление. Эта зарисовка эффектная, яркая, но направлена не на точное отображение психологических процессов, которые происходят с лирическим героем пьесы, а на то, чтобы поразить и впечатлить. Но насытить эта музыка не может, в больших количествах от нее утомляешься.

→ Фридрих Калькбреннер. «Безумец»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут

➡️ Так, часто музыка, которая звучала в салонах, исполнялась только ради самого факта исполнения, для демонстрации, как пианист быстро перебирает руками по клавиатуре. Искусство, которое господствовало в буржуазном мире Европы, зачастую не имело подлинного содержания, не давало пищи для ума и сердца. Так формальное совершенство правил композиции и стиль классицизма, который давал богатейшие возможности для того, чтобы штамповать одинаково эффектную музыку, и развернулось во всю силу. Но тех, кто искал в искусстве нечто подлинное, некую поэтическую струну, такой подход не удовлетворял. Поэтому европейский музыкальный романтизм рождался в муках, борьбе и полемике, он был тесно связан с философией и литературой, а это как раз те связи, которые сам Шуман начал выстраивать с детства.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;