angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Шуман

«Симфонические этюды»

«Симфонические этюды», наряду с «Карнавалом» — одно из самых известных и исполняемых произведений Шумана. Над этюдами композитор работал в 1834–37-х годах. Узнаем в этой части их историю.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Начнем разговор с предыстории произведения.

🎶 Когда мы знакомимся с творчеством композитора, то говорим и о музыкальном контексте, ведь он помогает более полно понять то или иное произведение. Но бывает так, что некоторые не такие известные произведения остаются за кадром, однако в них порой можно заметить рождение тех тенденций, которые прорастут в более масштабных сочинениях. На пути, который Шуман прошел до «Симфонических этюдов», он создает цикл вариаций «Экспромты на тему Клары Вик». Композитор пишет эти вариации в 1833 году, и вообще 1830-е — время творческого подъема для Шумана. В «Экспромтах» проявилось одно настроение или музыкальный образ, который потом прорастет сквозь ткань симфонических этюдов как корни дерева сквозь почву.

💫 Клара Вик была талантливой пианисткой, вундеркиндом, она сочиняла и собственные произведения. Из-за своих нежных чувств к Кларе Шуман захотел написать вариации на ее произведение. Н интересное в этих вариациях как раз то, что Шуман сам дописал и сочинил. А придумал он бас, очень суровый, мужественный и героический, в котором есть ощущение шага и решительности. На протяжении всего времени звучания произведения он появляется как бассо остинато или остинатный бас. Это термин из барочной музыки, который означает мелодико-ритмическую фигуру, повторяющуюся в нижнем голосе. На его фоне верхний голос постоянно обновляется. В эпоху романтизма это звучит немного иначе: не конкретная фигура, а схема, по которой выстроена гармония. Вариации и верхние голоса пишутся не так, чтобы совпасть с конкретным басом, а чтобы попасть в гармонию. Но у Шумана этот бас близок именно к барочному образцу. А вся героика баса раскрывается к концу произведения.

⭐️ Цикл совершенно очаровательный. Первые вариации сказочные, полны загадок и тайн. Среди них есть и лиричные, например, седьмая вариация. Но пыл огня и потенциал баса полностью раскрывается в десятой вариации. В финале мы слышим настойчивые пунктирные ритмы, которые потом также проявятся в финалах «Симфонических этюдов».

→ Роберт Шуман. «Экспромты на тему Клары Вик»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 19 минут

Разберем устройство этюдов и историю создания.

💥 «Симфонические этюды» — самое флорестановское произведение Шумана, очень мужественное и героическое. Здесь пылкость и страстность выступают как основной двигатель всего происходящего. Иногда там преобладают мрачные драматические настроения, иногда слышна чисто немецкая упрямая настойчивость, иногда слышно настоящее ликование и триумф героики. Это настроение отчасти похоже на финал «Карнавала» — «Марш Давидсбюндлеров против филистеров», и этот дух суровый, похожий на бетховенский и отчасти баховский. В советском музыковедении было принято связывать эту музыку с пафосом борьбы за переустройство человечества, с народными движениями и гражданственностью. И хотя хотелось бы избежать излишней социологичности трактовок, такие взгляды и интерпретации тоже надо иметь в виду.

⚜️ «Симфонические этюды» написаны в форме темы с вариациями. Тема взята из вариаций для флейты, которую написал барон фон Фриккен, музыкант-любитель, опекун первой невесты Шумана Эрнестины фон Фриккен. Шуман значительно изменил эту тему: у него изначальная мелодия приобрела характер траурного марша.

🎼 Почему Шуман назвал этюды симфоническими? Композитор хотел средствами фортепиано передать звучание других инструментов и как бы сообщить музыке оркестровую выразительность. Так, в третьем этюде можно услышать скрипку, в девятом — деревянные духовые, в финальных этюдах тема проводится очень резко, что отсылает к звучанию медных духовых. Здесь мы сталкиваемся с тем, что не было проявлено у Шумана в других произведениях — настоящим симфоническим развитием, то есть от смены ярких и пестрых образов приходим к последовательной логике. Сам Шуман писал Фриккену, что хочет назвать вариации патетическими, однако патетику попытался преломить в разных красках, то есть из траурного марша сделать триумфальное шествие.

📜 Из шестнадцати этюдов, которые написал Шуман, было опубликовано двенадцать, остальные композитор счел не соответствующими концепции. В 1852 году он подготовил вторую редакцию, которая получила название «Этюды в форме вариаций». Из этой редакции Шуман исключил третий и девятый этюды. Но в 1891 году Брамс готовил переиздание «Этюдов» и добавил туда исключенные этюды, назвав их посмертными. Сейчас исполнять или нет дополнительные этюды остается выбором пианиста: иногда включают, иногда нет, иногда вставляют между основными этюдами.

💫 Те этюды, которые Шуман исключил, больше подходят Эвсебию, чем Флорестану, в них нет лирической остроты. Возможно, он их исключил, потому что они слишком разряжали то напряжение, которого хотел добиться Шуман. А то, что было опубликовано, соответствует по форме вариациям классической эпохи. Они довольно строгие, хороши по структуре, гармонический план темы существенно нигде не меняется, кроме финала. Но в рамках этой жесткой структуры есть довольно большое количество свободы. Она выражается в том, что, наряду с главной темой, появляется другой тематический материал, который также подвергается развитию. В некоторых вариациях рисунок темы достаточно свободно изменен или связан с ней в большей мере ассоциативно, но за этим очень интересно наблюдать.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Обратимся непосредственно к «Симфоническим этюдам» и узнаем, какое содержание в них заложено.

🌚 Первый этюд наполнен настроением мрачной решительности, с маршеобразной темой, которая сначала кажется вполне самостоятельной. Мы ждем, что она будет развиваться, но вдруг тема начинает звучать как контрапункт к основной мелодии. Эта траурность нарастает и изливается во втором этюде ощущением глубокой скорби. Скорбь эта патетического свойства, но если вы не Рихард Вагнер, постоянно нагнетать напряжение невозможно.

🎻 Уже в третьем этюде контрастом следует разрядка. Появляются скрипичные фигурации в правой руке и плавная струящаяся мелодия в левой руке, которая написана в таком регистре и с такой выразительностью, что в ней угадывается виолончель. В середине этого же этюда вспыхивает и угасает новое сильное чувство.

💥 Четвертый этюд возвращает нас к основной теме, к логичному продолжению музыкального действия. Он связан с первым этюдом: поступательное движение нарастает, тема начинает звучать резко, если не сказать грубо, весь этюд соткан из энергии движения. А в пятом этюде снова содержится разрядка: движение сохраняется, но переклички голосов, которые мы слышали в четвертом этюде, звучат в новой форме, становятся легкими и игривыми, основной рисунок тает в воздухе.

💫 Шестой этюд связан с четвертым: снова та же главная тема, которая проводится очень резко, но резкость усиливается синкопой, то есть смещением акцента на слабую долю, вместо мерного движения музыка начинает как бы прихрамывать. Это все сопровождается очень интересной фигурацией, создающей эффект стихийного пускового потока.

🌟 После шестого этюда заканчивается как бы первый цикл внутри вариаций: помимо общей целостности здесь есть внутренние связи. И в седьмом этюде наступает просветление: сохраняется патетика и движение, которые были в шестом этюде, но характер музыки становится светлым, явно героическим, появляется мажор и ликование. Из бездны и пучины чувства лирический герой возносится к свету.

🔥 Но это еще не финал, и напряжение остается. В седьмом этюде мы действительно слышим и борьбу, и напряжение, и преодоление. Правда, в какую область их отнести — это вопрос интерпретации. Может, и пафос социальной борьбы, а может, внутренняя борьба или борьба человека с жизненными обстоятельствами.

Продолжим разговор о содержании этюдов, а также послушаем их исполнение.

🔮 В восьмом этюде энергия, алхимически преобразившись, внезапно спадает, и все начинается заново. Мы дошли до определенной точки, до экстремума, за которой обрыв, спад и новое начало. Здесь Шуман берет старую ритмическую форму, остинатную, которая использовалась во времена Баха и Генделя. Это упругая сила, которая движется поступательно, неостановимо. И за счет чего можно увеличить энергию музыки? Конечно, за счет ритма и количества инструментов. Например, можно вспомнить «Болеро» Равеля, где одна и та же мелодия повторяется со все нарастающей силой. Шуман делает нечто похожее: он добавляет голоса. И во второй части восьмого этюда они звучат диссонантно, что создает еще больше напряжения.

🧠 Наш мозг специфическим образом воспринимает гармонию: то, что называется консонансом, его успокаивает, а то, что называется диссонансом, наоборот, создает напряжение, которое хочется разрешить. И здесь у Шумана появляется цепь диссонансов, которая не может сначала найти своего разрешения. Но у нас все-таки эпоха романтизма, поэтому в итоге напряжение разрешается. Но если бы Шуман продолжил нагнетать, это было бы слишком дисгармонично и слишком смело для того времени.

💨 Постоянно нагнетание — прерогатива эпохи декаданса, модернизма. Например, во втором концерте Прокофьева первая часть медленно и поступательно развивается до трагической бури событий, это потрясающая по силе кульминация. И эта буря стихает, мы ждем какого-то контраста, чего-то светлого, но во второй части концерта бег шестнадцатых нот и сплошные нервы. В эпоху романтизма так писать было нельзя.

💫 Девятый этюд похож на третий, это промежуточное скерцо для разрядки. Десятый этюд, токката, объединяет два предшествующих: в правую руку помещено чуть преображенное активное движение из девятого этюда, а в левую, наоборот, сбалансированное и сглаженное движение из восьмого. Это создает очень эффектный композиционный прием.

🌒 Одиннадцатый этюд самый лиричный из всех: тема преобразована в ноктюрнального духа мелодию, но это не шопеновские или фильдовские ноктюрны, а больше в сторону бетховенской лирики. Мелодия во втором проведении превращается в дуэт, где второй голос то следует за ней, то развивает ее своим отдельным образом, поэтому появляется интенсивность. И с точки зрения драматургии это очень грамотное решение. Темнейший час перед рассветом, как говорили христианские мистики, и перед победным шествием двенадцатого этюда Шуман дает образцы своей тончайшей лирики.

🏆 Двенадцатый этюд — это величественное, триумфальное шествие, героический финал, который достоин симфоний Бетховена. И если на протяжении прослушивания забываешь, что этюды называются симфоническими, то в двенадцатом это вспоминаешь. В финале взята другая тема, из оперы немецкого композитора Генриха Маршнера «Храмовник и еврейка», романтическая история на сюжет Айвенго. Музыка этой оперы — концентрация героического немецкого романтизма. Но Шуман тему изменяет, придает ей больше энергии и красок.

💥 Ранее мы говорили о логике симфонического развития, в которой одна тема, а здесь в конце появляется новая. Но дело в том, что это родственная тема этюдов по своему гармоническому складу и, более того, эту тему подготавливают некоторые моменты в вариациях, где мелодия взмывает вверх, в сопровождении мощных аккордов. Двенадцатый этюд шире по форме, чем другие, он написан в форме рондо, где главная тема совмещена с промежуточными, и эти промежуточные темы — контрастные эпизоды. Заканчивается все триумфальным финалом.

Давайте теперь послушаем разные исполнения этюдов.

→ Роберт Шуман. «Симфонические этюды»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 27 минут

→ Роберт Шуман. «Симфонические этюды»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 24 минуты

→ Роберт Шуман. «Симфонические этюды»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 23 минуты

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;