angle-down facebook instagram vkontakte warning

Роберт Шуман

Третья и четвертая симфонии

Четвертая симфония — самая популярная среди симфоний композитора, изначально задумывалась как симфоническая фантазия. А третью симфонию композитор создал под впечатлением от Рейна. Узнаем подробности.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Четвертая симфония Шумана впервые появилась в начале 1840-х, но в окончательной редакции вышла лишь спустя 10 лет.

🔢 Трудности нумерации. Четвертую симфонию Шуман написал раньше третьей, но в одно время с первой — в 1841 году. Но первая редакция Шумана не устроила, поэтому композитор издал симфонию только в 1851 году. На тот момент уже существовала третья симфония 1850 года.

📝 Есть несколько мнений по поводу качества первой редакции симфонии. Клара Шуман в комментарии к полному изданию работ Шумана писала, что в 1841 году Шуман сделал только некоторые наброски, а полностью закончил работу в 1851-м. Но это опроверг Брамс. Ему гораздо больше нравилась первая версия симфонии, и в 1891 году он опубликовал ее, несмотря на возражения Клары. А почему Клара решила соврать, неизвестно.

🌗 О роли Клары в жизни Шумана есть две полярные позиции. Первую занимает феминистское крыло нового музыковедения. Исследователи этого направления возводят Клару на пьедестал и считают, что Роберт Шуман мешал ей развиваться как композитору. Но это тоже не совсем так.

🎼 Клара училась композиции с детства, но не из-за того, что проявляла сочинительский талант. Она была гениальной исполнительницей. Но в то время обучение композиции входило в курс обучения любого музыканта. Клара умела сочинять, но это не вызывало у нее большого энтузиазма. Несмотря на прекрасное чувство мелодии и определенное композиторское мастерство, свое величие она проявляла именно как пианистка.

😈 Второй взгляд на Клару Шуман прямо противоположен первому. Так, ее считают злым гением Роберта, которая постоянно манипулировала им. Такие выводы можно сделать из общего дневника, который вели супруги. Когда у Шумана были периоды погружения в себя, этот дневник был для Клары единственным способом доносить до мужа свои мысли и желания. И там можно найти достаточно много явных манипуляций. Истина, однако, где-то посередине.

💪 В Кларе позже проявились некоторые качества ее отца — жесткость и властность. Но именно эти качества помогли ей вести хозяйство и поддерживать семью после смерти Шумана. Один из ее сыновей, как и сам Шуман, стал проявлять признаки психического расстройства. И когда сына поместили в лечебницу, Клара взяла на попечение внуков. При этот она гастролировала до последнего, пока могла физически делать это. Так проявлялась непоколебимая воля Клары.

Узнаем, как Шуман работал над четвертой симфонией и какие мотивы его творчества можно в ней разглядеть.

😕 Шуман написал симфонию за несколько дней, в сентябре 1841 года. Впервые ее исполнил Лейпцигский оркестр Гевандхауса шестого декабря того же года. Но сильного впечатления симфония не произвела. Возможная причина этого — качество исполнения. Мендельсон, который должен был дирижировать, не смог выступить. Его заменил концертмейстер оркестра, который, конечно, был несравним с Мендельсоном.

🎵 После неудачи Шуман начал сомневаться в качестве симфонии. Именно поэтому он не стал ее печатать, симфония ушла в стол до 1851 года, когда композитор ее переработал. Он полностью переинструментовал симфонию, придал музыкальным темам другое звучание и исправил небольшие огрехи. В этом виде симфонию исполнили в Дюссельдорфе, за пультом стоял сам Шуман.

🥇 Позднее симфония стала самой популярной и исполняемой среди шумановских симфоний. Хотя эту симфонию Шуман писал в начале 1840-х, она не вполне вписывается в стиль композитора тех годов. В музыке Шумана становилось меньше романтической взволнованности и больше холодного разума. А сомнения и редактура четвертой симфонии привели к тому, что в ней есть и полет фантазии, и разнообразие образов, и свобода построения форм. В ней нет проходных мест и того, что называют гармоническим заполнением — приятной музыки, которая должна связать одно действие с другим.

💫 Шуман сначала хотел назвать сочинение симфонической фантазией. Фантазии можно встретить в фортепианном творчестве композитора. Этот жанр самый романтический по духу из всех возможных, он подразумевает гораздо большую свободу, чем, например, соната или симфония, где надо соблюдать форму. И Шуман проделывает путь от фантазийности, богатства смены образов, которые были присущи творчеству 1830-х годов, к относительной строгости позднего периода. И четвертая симфония находится где-то между.

🔢 В симфонии классическое сонатное устройство: четыре части, но они исполняются без перерыва. Эти части как бы сплетены между собой из-за родственного тематического материала. Здесь можно вспомнить си-минорную сонату Листа: у них есть что-то общее в настроении и движении.

💥 Тематические связи в симфонии выстроены не столько логически, сколько импровизационно. Эта симфония во многом напоминает большую оркестровую импровизацию, если бы оркестр мог так импровизировать. Сами связи наполнены играми-перевертышами, которые так любил Шуман. Здесь есть карнавальный характер, когда одно становится другим, а реальность едва возможно разглядеть за вихрем намеков и ассоциаций.

Из всех шумановских симфоний четвертая — самая лиричная. Несмотря на то, что это большое оркестровое произведение, она производит впечатление, будто мы становимся свидетелями излияния личного и интимного чувства.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Разберем, из каких частей состоит симфония и какие в них есть особенности, а также послушаем ее исполнения.

🌚 В первую часть симфонии вводит меланхоличное и задумчивое ленто. Во вступлении, которое имеет другой темп, аллегро, сонатная форма трактуется очень свободно. Вся экспозиция занята материалом первой темы, контраст появляется только в разработке.

☄️ Экспозиция — это полет чувства, а контрастная тема — это его развитие и усложнение. Первая — маршеобразная, вторая — игривая и напевная. Здесь, с одной стороны, нет симметрии и ясности, которая была в сонатах, в частности, во второй. Например, есть реприза, но она не симметрична, сливается с разработкой и кодой. Но ощущение бесконечного полета и того, что мы не можем уловить устойчивую форму, благоприятствует тому, что симфония воспринимается как целое.

Вторая часть — это романс, переход к нему сделан очень изящно. Его первый аккорд — это как бы эхо аккорда, которым закончилось аллегро. Только оно закончилось мажорным, а этот аккорд минорный. С одной стороны, тема проста, с другой — весьма оригинальна. В ней ощущается связь с тем, что потом прорастет у Грига и Брамса, которые достаточно внимательно смотрели в сторону народной музыки. У Шумана здесь нечто похожее: не какая-то конкретная песня, но легкая ассоциация, которая рождается при прослушивании.

🎼 К этой теме появляется дополнение из вступления первой части. Шуман поступает похожим образом в первой сонате: это наработанный прием, который он использует, чтобы строить форму. То, как Шуман нестрого соблюдал каноны, меняя их в угоду развития чувства, похоже, как романтическая опера была заменена веристской. В романтической опере была важна именно музыкальная логика устройства действия, а в веристской основой для оперы стала не музыкальная, а драматургическая логика, логика либретто. Так и у Шумана драматургия чувства оказывается важнее строгости формы.

🎶 В среднем эпизоде романса дополнение развивается как мажорная вариация, которая дана в скрипке. Потом начинается скерцо, которое напоминает скерцо из девятой симфонии Бетховена. А в трио, которое следует за скерцо, мы снова слышим вариацию на среднюю тему из романса. В конце скерцо трио повторяется, его мягкость и саморастворение звука служит поводом для того, чтобы развивался финал. Музыка затухает и производит ощущение, что сейчас что-то будет.

🔥 Вступление к финалу написано в темпе ленто, а сам финал — сонатное аллегро. Основная тема здесь — праздничный марш, который взят из разработки первого аллегро. Материал главной партии служит орнаментом для него.

⭐️ Слова, которые хорошо описывают форму и содержание происходящего — игра и бурная фантазия. Сочетание музыкальных комбинаций, которые здесь есть, выполнены по правилам, которые уже были выработаны к 40-м годам 19 века. Человек с хорошим музыкальным образованием знал, как писать сонату или симфонию. Это можно сравнить с сочинением фуги: это технический навык, который требует, конечно, вкуса и таланта, но в первую очередь — технического мастерства. У Шумана, разумеется, такое мастерство было. Но вопрос в том, на каком материале строить симфонию, используя эти принципы, и как именно обращаться с правилами.

🎵 Какие-то из правил Шуман соблюдает, какие-то — нет, причем намеренно. И умение обращаться с правилами было главным в искусстве. Ведь важно соблюсти пропорцию, что-то оставить, а что-то выбросить, решить, какие темы использовать и развивать.

🎧 При прослушивании четвертой симфонии с первого раза можно что-то не заметить или не понять. Но уже через несколько прослушиваний музыка запоминается, и можно разбираться, находить тонкости и оттенки, восхищаться свежестью и оригинальностью музыкальной мысли Шумана.

Давайте послушаем симфонию и попробуем оценить ее красоту.

→ Роберт Шуман. Четвертая симфония ре минор (Мюнхенский филармонический оркестр)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 32 минуты

→ Роберт Шуман. Четвертая симфония ре минор (Кёльнский симфонический оркестр)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 24 минуты

Третья симфония ми-бемоль мажор также носит название «Рейнская». Эта симфония ценится меньше, чем четвертая, но в ней прекрасная первая часть.

🇩🇪 Шуман написал симфонию быстро: начал работу 2 ноября 1850 года, а закончил 9 декабря. Вдохновением послужило путешествие по Рейнской области — землям Рейнлад-Пфальц и Северный Рейн-Вестфалия. Рейн — это объект поклонения всех романтиков и символ народного духа. Его величавое течение и жизнь, которая происходит на его берегах, очень плотно вошли в немецкую культуру.

💥 Потом Шуман переезжает из Лейпцига в Дюссельдорф. Этот переезд вызывает у композитора бурную эмоциональную реакцию. Это чувствуется в настроении произведения: возвышенная радость, которую мы слышим уже с первых тактов первой части, так отлита в музыке, что она захватывает дух.

📙 Симфония была программной — к ней предполагалась литературная программа, которая не была опубликована. Но и без программы можно прочувствовать восхищение природой и попытку через это восхищение взойти до народного духа. Как мы уже отмечали, чувства и переживания были способами восхождения к абсолюту в романтизме. Здесь этот абсолют является духом родины.

👏 Премьера симфонии состоялась в 1851 году в Дюссельдорфе. Дирижировал сам Шуман. Приняли симфонию неоднозначно. В прессе вышли смешанные рецензии. Одни бешено хвалили Шумана, другие писали, что слушать симфонию невозможно, это не музыка, а позор. Зато на концерте был успех: публика ликовала в финале и аплодировала после каждой части. Есть мнение, что хлопать между частями симфонии нельзя. Но почему бы и нет, особенно если это исторически информированное исполнительство, когда музыканты воссоздают не только музыку, но и контекст.

1. Обложка партитуры третьей симфонии
2. Карта Рейнской области
3. Рейн в районе Бонна
4. Оливер Кромвель. Был лорд-протектором английской республики с 1653 до 1658

Начнем разговор об устройстве симфонии и разберем первые три части.

🌟 Первая часть написана в форме сонатного аллегро. Первая тема имеет героическое звучание и внутреннюю пружину действия, которая создается гемиолой. Гемиола — это прием построения ритма, при котором трехдольный метр изменяется на двудольный. То есть в нотах записан размер три четверти, а мелодия звучит так, что по своим акцентам он превращается в две четверти, которые мы и воспринимаем на слух. Но это не простые две четверти с сильной и слабой долей. Ритм становится сложнее, эта сложность используется как вечный двигатель. Начало похоже на начало «Героической симфонии» Бетховена, но дух звучания другой.

💫 Вторая партия написана в духе мендельсоновских песен без слов. В репризе нет повторения экспозиции, вместо этого музыка развивается до форте. Тональность вдруг переходит в мажор, начинается развитие. По всем канонам там есть три темы из экспозиции, с небольшими дополнениями. Здесь можно услышать одновременно и браваду мастерством, и излюбленную Шуманом сложную гармонию. Под конец примерно 200 тактов происходит движение сквозь сонм тональностей и музыка не возвращается в ми бемоль мажор до тех пор, пока не возвращается главная тема в своем первоначальном ключе.

🕺 Вторая часть — очень умеренно (нем. sehr mäßig). Это синтез менуэта и трио, которые обычно были третьей частью симфоний, и темой с вариацией. Главная тема основана на лендлере (нем. Ländler) — австрийско-немецком народном танце. Танец мажорный, в тональности до мажор, то есть простой чистой тональности. Вторая тема вступает, когда начинается трио в ля миноре, и вступает вместе с духовыми. Интересный момент, что Шуман использует оркестровые педали на до — это необычно, логичнее использовать педали на ре. Но это придает музыке ощущение необычности, как будто за тем, что мы слышим, есть что-то еще. После этого тема танца возвращается.

Третья часть — не быстро (нем. nicht schnell), это островок покоя. Эта тема очень длинная. А в музыкальной теории есть мысль, что для надлежащего симфонического развития надо использовать небольшие темы, которые могут быть сплетены с другими. Большие же темы имеют яркую индивидуальность сами по себе, поэтому сопротивляются симфоническому развитию и слиянию с другими темами и видоизменению. Шуман здесь использует небольшой мотив из четырех хроматических, то есть по полутонам восходящих шестнадцатых нот, для того чтобы придать дополнительное движение и подтолкнуть инерцию длинных парящих тем.

Разберем четвертую часть и финал и узнаем, как с симфонией связан Кёльнский собор.

🙏 Четвертая часть с темпом торжественно (нем. feierlich). Литературно-образная программа здесь связана с Кёльнским собором и церемонией посвящения архиепископа в кардиналы, которую Шуман там застал. Поэтому в музыке слышится величавая торжественность и возвышенная скорбь.

⛪️ У Шумана здесь смешиваются впечатление от церемонии и от готической архитектуры. Главная тема части небольшая, немного угловатая. Она напоминает изломы готических статуй и вообще остроту, которая есть в готической архитектуре. Готическая тема пронизывает всю эту часть и основной мотив появляется только в небольшой детали. Связь музыки с архитектурой, которую имели в виду романтики, здесь очень явна. С одной стороны, здесь есть величественность и строгость, с другой — разнообразие, которое подчинено главному принципу.

〽️ Излом в этой части есть и в тональном плане. Здесь звучит до минор, но по ходу действия появляются дополнительные бемоли, поэтому большая часть музыки звучит в ми-бемоль миноре. Шуман любил такие игры и, с одной стороны, остался в традиции, ведь симфония начинается в ми-бемоль мажоре, а в четвертой части звучит параллельный ей до минор. С другой стороны, композитор как бы выпрыгнул из традиции, потому что в нотах до минор, а слышится ми-бемоль минор, который связан с основной тональностью.

🎶 В конце звуки как будто поднимаются к сводам собора и растворяются. Здесь есть много полифонии, которая напоминает органную полифонию Баха. Но это не пастиш, а намек, ведь музыка в высшей степени оригинальна. Многообразие на основе единства — главная характеристика симфонической музыки, здесь предстает в таком виде. Основной мотив вариации, собранный через ритмы, интонации, контрапункт, являет пример мастерства композитора высшей пробы.

🎉 Финал возвращается в ми-бемоль мажор, две четверти. Тема напоминает вальс Штрауса «Вино, женщины и песни» (нем. Wein, Weib und Gesang). Но одновременно с этим теме придан характер оживленного праздника. Появляется преображенная готическая тема, фанфары из первого аллегро. То есть по классическим законам в конце наступает синтез всего основного, что мы слышали в симфонии.

→ Иоганн Штраус (сын). «Вино, женщины и песни»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут

💥 Четвертая часть, которая связана с собором, является как бы вставной, ее можно вынуть и использовать самостоятельно. Классическая форма в 1840-е уже довольно сильно разнообразится вставками или убиранием чего-либо. Здесь речь идет о попытке раздвинуть границы, дать больше свободы, но оставлять основные принципы организации музыкального материала, ведь без этого у слушателя не появится ощущение цельности и целостности.

🌟 У Шумана всегда тонко найден баланс между организацией и импровизационностью, старым и новым, драматургией чувств и той драматургией, которая есть в музыкальной структуре. Этим симфонии и удивительны, они довольно сильно повлияли и на русскую, и на европейскую симфоническую школу.

Теперь слушаем третью симфонию.

→ Роберт Шуман. Симфония № 3 ми-бемоль мажор
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 33 минуты

Внешние и внутренние виды Кёльнского собора

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;