angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эрик Сати

Биография и ранние произведения

Эрик Сати не был широко известен при жизни. Его творчество сильно опережало время, поэтому композитор обрел популярность незадолго до смерти, а истинное признание — уже после.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о биографии Эрика Сати и его пути в музыке.

👶 Эрик Сати родился в 1866 году в нормандском городе Онфлёр. Среди его близких не было музыкантов, и рано проявившееся влечение к музыке осталось незамеченным. Когда Эрику исполнилось 12 лет, семья перебралась в Париж. Тогда и начались серьезные занятия музыкой. В 18 лет Сати поступает в Парижскую консерваторию, но за плохую учебу его отчисляют — он оставляет занятия и уходит добровольцем в армию.

🎹 Через год Сати возвращается в Париж и устраивается работать тапером в маленьких кафе на Монмартре, где знакомится с Дебюсси. Композитора впечатляют оригинальные гармонии в импровизациях молодого пианиста — он даже берется за оркестровку его фортепианного цикла «Гимнопедии». Их знакомство перерастет в долгую дружбу, а влияние Сати в дальнейшем поможет Дебюсси преодолеть юношеское увлечение творчеством Вагнера.

🎼 В 1888 году Сати написал произведение «Три гимнопедии» для фортепианного соло, которое было основано на свободном использовании последовательностей нонаккордов. Сати первым ввел последовательности аккордов, построенных по квартам — этот прием впервые появился в его произведении «Сын звезд» 1891 года.

✍️ Нововведения Сати быстро переняли практически все французские композиторы. Его приемы стали характерными для французской музыки направления модерн. В 1892 году Сати разработал собственную систему композиции, суть которой заключалась в том, что для каждой пьесы он сочинял несколько коротких пассажей, после чего просто пристыковывал эти элементы друг к другу.

🏡 В 1898 году Сати перебрался в пригород Парижа — Аркёй. Он поселился в скромной комнате на втором этаже над маленьким кафе, и никогда никого не приглашал к себе в гости — даже друзей. За Сати укрепилось прозвище «аркейский отшельник». Он жил в одиночестве, избегая встреч с издателями, уклоняясь от выгодных предложений театров. Время от времени он появлялся в Париже с каким-нибудь новым сочинением. Весь музыкальный Париж повторял остроты Сати, его меткие, иронические афоризмы об искусстве, о коллегах-композиторах.

👏 До своего пятидесятилетия Эрик Сати был практически неизвестен широкой публике. Он был саркастичным и замкнутым человеком, жил и работал отдельно от музыкального бомонда Франции. Широко его творчество стало известно благодаря Морису Равелю, устроившему цикл концертов в 1911 году и познакомившему его с хорошими издателями.

🤝 В 1915 году Сати сближается с поэтом, драматургом и музыкальным критикой Жаном Кокто, который предложил ему в содружестве с Пикассо написать балет для «Русских сезонов» Дягилева. Премьера балета «Парад» состоялась в 1917 году. В 1920-м году появляется знаменитая «Шестерка» — объединение молодых композиторов. В нее входили Артур Онеггер, Дариус Мийо, Франсис Пуленк, Луи Дюрей, Жорж Орик и Жермен Тайефер. Главным вдохновителем группы сначала был Эрик Сати, но позже возглавлять «Шестерку» стал Жан Кокто.

🌿 Последние годы жизни Сати провел в уединении, живя в Аркёе. Он порвал всякие отношения с «Шестеркой» и собрал вокруг себя новую группу композиторов, которая получила название «Аркейская школа». Основным эстетическим принципом этого творческого союза было стремление к новому демократическому искусству. Эрик Сати умер от цирроза печени. Его смерть прошла почти незамеченной, и только в 50-х годах 20 века его творчество стало снова вызывать интерес. Сегодня музыку Эрика Сати можно услышать чаще, чем многих других фортепианных композиторов 20 века.

Обсудим особенности музыкального языка Сати.

🎼 Мы знаем много композиторов, которые при жизни не были успешными, а их творчество не воспринимали всерьез. Но незадолго до или уже после их смерти широкая общественность вдруг открывала их музыку для себя. Начинался виток их славы, не омраченный критикой: мертвого композитора критиковать нет смысла, ведь он ничего не ответит. Часто в забвение попадали композиторы второго ряда.

🎹 Сейчас стало модно доставать композиторов из этого забвения и показывать, что кроме очень известных фигур музыкального ландшафта — тех, чьи портреты висят в каждой музыкальной школе, и тех, чья музыка постоянно находится в репертуаре у театров или музыкантов, — есть и другие творческие личности. Иногда это бывает удачное открытие, но чаще это делается для более широкого понимания контекста эпохи, для сравнения. Например, Шопена играют часто, а Филда гораздо реже. Но, слушая ноктюрны Филда, мы лучше понимаем, чем всех очаровал Шопен, как он преобразил этот жанр и более отчетливо представляем себе его заслуги.

🎵 Бывало и так, что композиторы при жизни выходили из моды. Обычно они проживали долгую жизнь, но не желали приспосабливаться к новым тенденциям в композиции, к новым увлечениям слушателей или импресарио. Поэтому они писали в стол — так делал Ян Сибелиус, который за последнюю треть своей очень долгой жизни создал не так много.

Были и композиторы, которые опередили свое время. К ним относится Эрик Сати. Его два раза выгоняли из консерватории: с точки зрения музыкального образования того времени он не делал никаких успехов. Он не желал усваивать то, что ему предлагали, он этим попросту не интересовался. У Сати был необычный, можно сказать инженерный, склад ума. Такие люди очень редко шли в композиторы, а если и шли, то занимались теорией, как Танеев. Либо, написав определенное количество музыки, становились музыкальными теоретиками.

👏 Сати почти не был популярен при жизни. Он был очень умным человеком, очень наблюдательным, с острым, часто ироничным взглядом на происходящее. Когда мы из 21 века смотрим на то, что было написано тогда, Сати ярко выделяется на фоне таких конструкторов как Кейдж или Гласс, или современного фортепианного минимализма, который вышел из сюртука Эрика Сати. Несмотря на всю намеренную сконструированность и сложную иронию произведений Сати, мы видим в них простодушное мелодическое очарование.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь обсудим и послушаем два опуса Сати — «Три гимнопедии» и «Сын звезд». Каждый из них состоит из трех произведений и содержит некоторые новшества композитора, которые постепенно войдут в практику остальных композиторов.

🎼 В «Сыне звезд» интересен композиторский подход. Сати выстроил все произведение, используя одни только нонаккорды. Нонаккорд — аккорд, который по краям покрывает диапазон ноны, которая на одну ноту больше, чем октава. Внутри аккорд состоит из четырех терций: больших, малых, уменьшенных, увеличенных — не так важно. Важно, что этот аккорд не вполне благозвучен и как бы устойчиво-неустойчив. Если септаккорд вне всякого сомнения требует разрешения, в нем есть напряжение, которое интуитивно хочется как-то снять, то в нонаккорде дополнительная нота придает ему некоторую устойчивость, и музыка дрожит и переливается, прямо как мерцание звезд.

🤸‍♀️ Гимнопедия — это воинственный спартанский праздник. Музыка «Трех гимнопедий», наоборот, лишена всякой воинственности, она мягкая, чувственная и спокойная. В этом опусе интересны обозначения темпов. Темп первой гимнопедии обозначен как «медленно и скорбно», хотя настоящей скорби в ней нет. Темп второй — «медленно и грустно», третий — «медленно и тяжело». Здесь вспоминается цитата пророка Исаия: «Праздники ваши ненавижу я».

🎹 Сами эти произведения стали предтечей даже не глассовского минимализма, а современного фортепианного поп-минимализма. Можно послушать для примера Юпа Бевинга или Людовико Эйнауди и обратить внимание на некоторое сходство. Эйнауди, конечно, из другой школы, но Юп Бевинг просто наследует часть традиции Сати. Правда, сейчас это делается с очень серьезным лицом. Композиторы очень трогательные и чувственные, они несут в мир какие-то идеи, и это придает им большую важность. Например, Эйнауди играет на тающих ледниках, а Юп Бевинг рассказывает истории про бабушкино фортепиано.

→ Юп Бевинг. «Ab Ovo»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

→ Людовико Эйнауди. «Элегия Арктике»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

🎵 У Сати настроение совершенно другое. То, что было своеобразным протестом, попыткой «подколоть», уязвить современную ему богему, от которой он держался довольно далеко, сейчас превратилось в нечто более серьезное. Как причудливо повернулась история — то, что раньше было иронией над сложностью, высокоумием и пафосом, стало абсолютно серьезным композиторским подходом. Давайте послушаем опусы.

→ Эрик Сати. «Три гимнопедии»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 9 минут

→ Эрик Сати. «Сын звезд»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;