Эрик Сати
Балеты «Прекрасная истеричка», «Приключения Меркурия» и «Представление отменяется»
Мы уже знакомы с балетом Сати «Парад», а теперь обсудим другие балеты композитора и узнаем, когда он снова сотрудничал с Дягилевым и Пикассо, и какой балет пользовался большой популярностью.
Танцевальная сюита или маленький балет Эрика Сати «Прекрасная истеричка» в оригинале назвался «Эксцентричная красавица». С легкой руки переводчика он вошел в русскую традицию под таким причудливым названием, которое не вполне отражает его суть.
⏰ Все действие балета занимает чуть больше 8 минут. Он состоит из одного ритурнеля и трех танцев. Балет был написан в 1920 году после «Сократа» и после ноктюрнов. В нем мы слышим, как Сати возвращается к музыке более простой, музыке своей молодости.
🎭 Балет «Прекрасная истеричка» задумывался Сати как ироническое путешествие по вселенной танцевальных шоу в мюзик-холлах. Сам балет композитор называл «серьезной фантазией». Из сохранившихся черновиков мы знаем, что изначально это планировалось как путешествие через три временные точки. Первая — это 1900 год, а соответствующий времени танец должен был назваться «Марш великой кокотки». Дальше идет 1910 год — танец «Элегантность цирка», и 1920 — «Современный канкан». Но позднее он отказался от такого хронологического деления.
🩰 В итоге балет состоит из четырех абстрактных произведений: «Большой ритурнель» — он, естественно, небольшой, «Франко-лунный марш», «Вальс таинственного поцелуя в глаз» и «Канкан высшего общества».
👯 Кабаре и мюзик-холлы — это не место для тонкого юмора и едкой иронии. Люди приходили туда насладиться дионисийскими радостями жизни. Часто такие шоу были очень вульгарны и эту избыточность, чрезмерность подобных представлений мы слышим и в музыке «Прекрасной истерички». Она неаккуратная, в нее вплетаются диссонансы. Первый диссонанс символизирует появление героини на сцене.
💃 Балет заказала у Сати авангардная танцовщица Элиза Тулемон. Она выступала под сценическим псевдонимом Caryathis, то есть Кариатис. Эффектный костюм для балета создал Жан Кокто: Кариатис танцевала в маске, которая оставляла открытыми только глаза. Это была самая успешная роль Тулемон, она стала для нее тем же, чем стал Фавн для Нижинского. Тулемон даже назвала свою автобиографию «Радости и скорби эксцентричной красавицы».
🧟 Некоторые критики увидели в балете «Прекрасная истеричка» череду пугающих видений из произведений Бодлера или По. Однако, произведение имело большой успех во многом благодаря танцовщице — это длилось примерно 20 лет, пока не началась Первая мировая война. Давайте послушаем.
→ Эрик Сати. Балет «Прекрасная истеричка»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 9 минут
1 — Элиза Тулемон в костюме от Жана Кокто в балете «Прекрасная истеричка»
2 — Постер к балету «Прекрасная истеричка»
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Балет «Приключения Меркурия» был заказан в 1924 году французским балетоманом, графом Этьеном де Бомоном. Это еще одна совместная работа Сати, Пикассо и Мясина. Для Сати это произведение стало одним из последних, а для другого участника — поворотной точкой карьеры.
👑 Этот проект родился из амбиций графа Этьена де Бомона, которому не давали покоя лавры Дягилева. Граф устраивал в своем парижском доме роскошные костюмированные балы, на которых часто давались представления, в том числе и балеты.
🩰 Граф считал себя достойным составить Дягилеву конкуренцию и сделать что-то вроде новой дягилевской труппы. Он увлекался современным балетом, и из всех постановок последнего времени, которые он видел, больше всего его поразил балет «Парад», поэтому он пригласил мастеров в том же составе. Музыка принадлежала Сати, декорации и костюмы создал Пикассо, а хореографом был Леонид Мясин.
🚀 Идея Этьена де Бомонда сделать труппу имени себя долго не продержалась, но этот балет стал поворотной точкой в карьере одного из участников. Для Мясина балет ничего не поменял, позже он редко будет вспоминать о постановке. Сати умер через год после написания произведения, возможно, оно бы и поменяло что-то в жизни композитора, но этого мы не узнаем.
💫 Балет «Приключения Меркурия» стал поворотной точкой в карьере Пикассо. В то время художник оставляет богему, налаживает связи с высшим обществом и модифицирует свою манеру — отходит от того, что делал прежде и от того, что от него ждала богема Монпарнаса.
🎹 Главной своей задачей Сати считал перевод на язык музыки удивительную работу Пикассо и совместить с действием и жестом, созданными Мясиным. Насколько этот перевод был адекватен для людей того времени судить можно весьма ограничено. Для того, чтобы оценить восприятие того времени, нужно изучить много источников. Часто бывает так, что мы наслаждаемся произведением вековой давности, открываем современную ему критику и сталкиваемся с тем, что оно приводила публику того времени в ужас. И наоборот скучные для нас сочинения, часто вызывали восторг современников.
👀 Мы воспринимаем культуру прошлого не целиком, а несколько изолированно. Кубизм или вообще авангард для нас далек от кабаре. Кабаре — это низкий жанр, а авангард — это нечто совершенно противоположное, то, что ломает устоявшиеся формы, двигается в соответствии с названием вперед.
🕺 В балете «Приключения Меркурия» музыка наполнена аллюзиями на кабаре. В ней есть комические эффекты, когда низкое делается высоким, высокое принижается. Кабаре — низкий жанр, эксплуатирующий популярное у аудитории. Сати остается верен своему методу и юмору, он использует весьма наивные темы, хотя сопровождающие их гармонии сложны. И если бы не его ранняя смерть, неизвестно, что бы он придумал раньше.
🌓 Проживи Сати подольше, кто знает, как бы развернулась музыкальная история. Сати был не тем композитором, который при жизни стал большим авторитетом и ориентиром. После его смерти многое забылось и было воскрешено позже. Тот краткий успех, который он имел во второй половине жизни дал ему много, как творческой единице, но его оказалось недостаточно для того, чтобы его музыка возымела большое и серьезное влияние на современников и ближайших потомков. Даже в «Шестерке» нельзя с уверенностью сказать, что Сати повлиял на участников больше, чем Кокто. Давайте послушаем балет.
→ Эрик Сати. Балет «Приключения Меркурия»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 14 минут
1,2 — Декорации Пабло Пикассо к балету «Приключения Меркурия»
3 — Занавес Пабло Пикассо к балету «Приключения Меркурия»
4 — Граф Этьен де Бомон
Поговорим про еще один балет Сати — «Представление отменяется».
🎹 Музыку написал Эрик Сати, а поставил балет Франсис Пикабиа. Нам интересен не сам балет, а уникальный документ эпохи, который должны были показать в антракте. Это фильм, который так и называется — «Антракт».
🎥 Фильм состоит из сцены, которая показана до балета и в промежутках между актами. В нем мы видим самого Сати, заснятого на пленку — он слева в котелке, и Пикабиа — справа в белой рубашке. После всего, что мы узнали об Эрике Сати, так прекрасно увидеть его живую мимику, его пластику. Кажется, что можно даже угадать интонации голоса. Давайте посмотрим.
→ Эрик Сати. Фильм «Антракт»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 3 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день