angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эрик Сати

«Меблировочная музыка»

«Меблировочная музыка» Сати — это бунт против образа композитора-художника, который был распространен в его время. Сати хотел создать музыку, которая бы сопровождала бытовые ситуации жизни человека, была приятным фоном.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о «Меблировочной музыке» Сати, которую, наряду с пьесой «Раздражение», можно считать предтечей минимализма.

🪑 «Меблировочная музыка» — это концепция, которую Сати окончательно сформулировал в конце 1910-х годов. Шел он к ней достаточно долго. Если верить, что указание о повторении «Раздражения» 840 раз исходит от самого композитора, то это можно назвать первым провидческим примером минимализма.

🌀 «Меблировочная музыка» должна была состоять из некоторого количества очень невыразительных повторяющихся паттернов — так задумывал ее Сати. Произведение было далеко от всего, что он делал именно в отношении концепции, смысла. Сати был одним из первых концептуалистов в искусстве, который относился с большой долей иронии к той музыке, которая была популярна в его время. Он осмыслял ее не с точки зрения гармонии, мелодии, красоты или ее отсутствия, а с точки зрения смыслов, которые имеет музыка в определенном контексте.

👏 Музыка профессиональных академических композиторов исполнялась в оперных театрах, концертных залах или салонах. Что-то докатывалось до кабаков и кафешантанов. Но все это была музыка, написанная для того, чтобы ее слушали.

🎼 Всю историю существовала сопровождающая музыка — привязанная к какому-либо действию. Мы можем вспомнить «Музыку для королевского фейерверка» Генделя, «Масонскую церемониальную музыку» Сибелиуса для ложи, в которой он состоял. Да и песни в кабаках никто не слушает — они нужны, чтобы создать приятный звуковой фон. Сати пришла идея создавать этот фон намеренно.

✍️ Сати решил писать специальную музыку для быта. Она должна быть не слишком выразительной, не привлекать к себе большого внимания. Такой подход совершенно уничтожал фигуру композитора как творца. Композитор превращался в своего рода конвейер. Такое представление не было новым: в моцартовские времена, да и до этого тоже существовала подобная музыка, просто мы помним исключительно великих.

«Меблировочная музыка» Сати основывалась на одном из основных чувств, которое испытывают люди всего мира и всех времен — скуку. Давайте разберемся, почему композитор выбрал именно ее.

💥 «Меблировочная музыка» стала бунтом против романтического образа художника, против зыбкости и шаткости импрессионизма. Музыка должна была появляться как на заводе: они появились во времена промышленной революции и производили вещи в большом количестве на конвейерах. Сати хотел уйти от творчества и вдохновения к определенному методу, стабильности.

🎵 Основой музыки можно сделать все, что угодно. В классицизме технической основой была форма, тональная система, классическая гармония, а эмоциональной — движение к прекрасному и возвышенному. У романтизма во главу угла было поставлено чувство и его выражение, яркость и красочность образов, иногда даже избыточная. Для импрессионистов главное — это впечатление, которое основывалось на романтических постулатах, но большое внимание уделялось такому качеству, как зыбкость.

😒 Сати сделал основой «Меблировочной музыки» скуку. Конечно, он мог создавать яркие и запоминающиеся мелодии. Способность сочинять на ходу интересные мелодии просто необходима для таперствующего пианиста. Мы помним и «Три пьесы в форме груши», и «Гносьенны» — хоть они и спокойны по интонациям, но запоминаются очень хорошо.

✍️ Скука одно из основных чувств, которое возникает у человека в жизни. Чтобы лучше понять мысли Сати, давайте познакомимся с эссе Иосифа Бродского «Похвала скуке», после чего продолжим.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Меблировочную музыку» не поняли — успешной она не стала. Позже идеи Сати подхватили американские минималисты, но смысл они несли уже другой.

👎 Одно из первых исполнений состоялось в 1920 году в антракте спектакля. Инструменты были разнесены по сцене, а Эрик Сати и единственный из его приятелей, поддержавших эту идею, Дариюс Мийо, прохаживались по сцене, готовые к общению с публикой. Публика не поняла, что происходит: это было слишком смело, слишком необычно. Сейчас мы легко подхватываем новые концепты, а тогда публика была приучена к тому, что музыку обязательно нужно слушать, особенно если ее играют в концертном зале.

🗣 В своей статье, посвященной Эрику Сати, Жан Кокто напишет о том, что композитор-экспериментатор производит впечатление совершенно несерьезное. В представлении публики художник — это тот, кто все время повторяется. Это очень глубокая мысль: несмотря на то, что имена и Сати и Кокто ушли в прошлое, некоторые их идеи работают до сих пор.

🎹 В начале 20 века подобная музыка была смелым экспериментом, а в начале 21 века это констатация обреченности. Композитор Настасья Хрущева, которая преподает композицию в Санкт–Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, пишет намеренно простую грустную музыку. Она не претендует ни на что великое, увлекается разнообразными метомодернистскими играми. Можно посмотреть на названия ее музыки, например, «Танцы седой лисички» и текст, в котором постоянные повторы и нет ничего нового — только упадничество и декадентство. Насколько ее музыка соответствует действительности, это большой вопрос, но искусство и не должно быть связано с действительностью.

🎼 «Меблировочная музыка» при жизни Сати никакого успеха не имела. Он пытался вставлять ее в разные свои произведения и даже один раз получил заказ на сочинение такого рода музыки. Но концепция не откликнулась в душах слушателей. Это хорошее напоминание всем художникам, которые играют со зрительскими ожиданиями, что не нужно заходить слишком далеко.

👏 Находки Сати оценили только спустя 30 лет после его смерти. Связано это было с американским минимализмом — повторяемость, простота, механическое конструирование произведений вместо создания их в порыве вдохновения. Концепция обросла уже совсем другими смыслами и контекстом: индийскими или буддистскими, но Сати стал считаться провидцем.

Сати со своими идеями до сих пор остается не понятым до конца, хотя методы его используются. Скорее всего, Сати не имел в виду того, что создавали минималисты 1950-х и 1960-х. Если бы он услышал их произведения, они бы ему не понравились. По жизни Сати протестовал против серьезного лица и важности, которую вкладывают в музыку. Но в творчестве минималистов эта серьезность и важность продолжила существовать. Давайте послушаем.

→ Эрик Сати. «Подвесной шкаф префектуры»
Видеопример
⏱Время прослушивания: 6 минут

→ Эрик Сати. «Гобелен из кованого железа»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута

→Эрик Сати. «Акустическая напольная плитка»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута

→ Эрик Сати. «В бистро»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;