angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Эрик Сати

«Меблировочная музыка»

«Меблировочная музыка» Сати — это бунт против образа композитора-художника, который был распространен в его время. Сати хотел создать музыку, которая бы сопровождала бытовые ситуации жизни человека, была приятным фоном.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о «Меблировочной музыке» Сати, которую, наряду с пьесой «Раздражение», можно считать предтечей минимализма.

🪑 «Меблировочная музыка» — это концепция, которую Сати окончательно сформулировал в конце 1910-х годов. Шел он к ней достаточно долго. Если верить, что указание о повторении «Раздражения» 840 раз исходит от самого композитора, то это можно назвать первым провидческим примером минимализма.

🌀 «Меблировочная музыка» должна была состоять из некоторого количества очень невыразительных повторяющихся паттернов — так задумывал ее Сати. Произведение было далеко от всего, что он делал именно в отношении концепции, смысла. Сати был одним из первых концептуалистов в искусстве, который относился с большой долей иронии к той музыке, которая была популярна в его время. Он осмыслял ее не с точки зрения гармонии, мелодии, красоты или ее отсутствия, а с точки зрения смыслов, которые имеет музыка в определенном контексте.

👏 Музыка профессиональных академических композиторов исполнялась в оперных театрах, концертных залах или салонах. Что-то докатывалось до кабаков и кафешантанов. Но все это была музыка, написанная для того, чтобы ее слушали.

🎼 Всю историю существовала сопровождающая музыка — привязанная к какому-либо действию. Мы можем вспомнить «Музыку для королевского фейерверка» Генделя, «Масонскую церемониальную музыку» Сибелиуса для ложи, в которой он состоял. Да и песни в кабаках никто не слушает — они нужны, чтобы создать приятный звуковой фон. Сати пришла идея создавать этот фон намеренно.

✍️ Сати решил писать специальную музыку для быта. Она должна быть не слишком выразительной, не привлекать к себе большого внимания. Такой подход совершенно уничтожал фигуру композитора как творца. Композитор превращался в своего рода конвейер. Такое представление не было новым: в моцартовские времена, да и до этого тоже существовала подобная музыка, просто мы помним исключительно великих.

«Меблировочная музыка» Сати основывалась на одном из основных чувств, которое испытывают люди всего мира и всех времен — скуку. Давайте разберемся, почему композитор выбрал именно ее.

💥 «Меблировочная музыка» стала бунтом против романтического образа художника, против зыбкости и шаткости импрессионизма. Музыка должна была появляться как на заводе: они появились во времена промышленной революции и производили вещи в большом количестве на конвейерах. Сати хотел уйти от творчества и вдохновения к определенному методу, стабильности.

🎵 Основой музыки можно сделать все, что угодно. В классицизме технической основой была форма, тональная система, классическая гармония, а эмоциональной — движение к прекрасному и возвышенному. У романтизма во главу угла было поставлено чувство и его выражение, яркость и красочность образов, иногда даже избыточная. Для импрессионистов главное — это впечатление, которое основывалось на романтических постулатах, но большое внимание уделялось такому качеству, как зыбкость.

😒 Сати сделал основой «Меблировочной музыки» скуку. Конечно, он мог создавать яркие и запоминающиеся мелодии. Способность сочинять на ходу интересные мелодии просто необходима для таперствующего пианиста. Мы помним и «Три пьесы в форме груши», и «Гносьенны» — хоть они и спокойны по интонациям, но запоминаются очень хорошо.

✍️ Скука одно из основных чувств, которое возникает у человека в жизни. Чтобы лучше понять мысли Сати, давайте познакомимся с эссе Иосифа Бродского «Похвала скуке», после чего продолжим.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Меблировочную музыку» не поняли — успешной она не стала. Позже идеи Сати подхватили американские минималисты, но смысл они несли уже другой.

👎 Одно из первых исполнений состоялось в 1920 году в антракте спектакля. Инструменты были разнесены по сцене, а Эрик Сати и единственный из его приятелей, поддержавших эту идею, Дариюс Мийо, прохаживались по сцене, готовые к общению с публикой. Публика не поняла, что происходит: это было слишком смело, слишком необычно. Сейчас мы легко подхватываем новые концепты, а тогда публика была приучена к тому, что музыку обязательно нужно слушать, особенно если ее играют в концертном зале.

🗣 В своей статье, посвященной Эрику Сати, Жан Кокто напишет о том, что композитор-экспериментатор производит впечатление совершенно несерьезное. В представлении публики художник — это тот, кто все время повторяется. Это очень глубокая мысль: несмотря на то, что имена и Сати и Кокто ушли в прошлое, некоторые их идеи работают до сих пор.

🎹 В начале 20 века подобная музыка была смелым экспериментом, а в начале 21 века это констатация обреченности. Композитор Настасья Хрущева, которая преподает композицию в Санкт–Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, пишет намеренно простую грустную музыку. Она не претендует ни на что великое, увлекается разнообразными метомодернистскими играми. Можно посмотреть на названия ее музыки, например, «Танцы седой лисички» и текст, в котором постоянные повторы и нет ничего нового — только упадничество и декадентство. Насколько ее музыка соответствует действительности, это большой вопрос, но искусство и не должно быть связано с действительностью.

🎼 «Меблировочная музыка» при жизни Сати никакого успеха не имела. Он пытался вставлять ее в разные свои произведения и даже один раз получил заказ на сочинение такого рода музыки. Но концепция не откликнулась в душах слушателей. Это хорошее напоминание всем художникам, которые играют со зрительскими ожиданиями, что не нужно заходить слишком далеко.

👏 Находки Сати оценили только спустя 30 лет после его смерти. Связано это было с американским минимализмом — повторяемость, простота, механическое конструирование произведений вместо создания их в порыве вдохновения. Концепция обросла уже совсем другими смыслами и контекстом: индийскими или буддистскими, но Сати стал считаться провидцем.

Сати со своими идеями до сих пор остается не понятым до конца, хотя методы его используются. Скорее всего, Сати не имел в виду того, что создавали минималисты 1950-х и 1960-х. Если бы он услышал их произведения, они бы ему не понравились. По жизни Сати протестовал против серьезного лица и важности, которую вкладывают в музыку. Но в творчестве минималистов эта серьезность и важность продолжила существовать. Давайте послушаем.

→ Эрик Сати. «Подвесной шкаф префектуры»
Видеопример
⏱Время прослушивания: 6 минут

→ Эрик Сати. «Гобелен из кованого железа»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута

→Эрик Сати. «Акустическая напольная плитка»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута

→ Эрик Сати. «В бистро»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;