angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эрик Сати

Пьесы для фортепиано

В своих фортепианных пьесах Сати экспериментировал с новыми формами. В этой части узнаем, зачем композитору понадобились груши и чем раздражает «Раздражение».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

«Три пьесы в форме груши» Сати написал осенью 1903 года. В то время у него был творческий кризис — он был страшно недоволен тем, что ему приходилось писать музыку для кабаре, чтобы заработать на жизнь. Композитор считал неудачными большие произведения, над которыми он работал: «Мечтающая рыба» для фортепиано и поэма для оркестра «Ангорский бык». Как это часто бывает, из творческого кризиса помогает выбраться случайность — так вышло и у Сати.

🎵 Есть стереотипный выход из творческого кризиса — услышал или увидел что-то, вдохновился и пошел создавать прекрасное. У Сати произошло все ровно наоборот. Он услышал оперу «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси, и понял, что импрессионизм — это тупик, он исчерпаем. Сам Дебюсси этого не понимал, но Сати в итоге оказался прав.

🧩 Клод Дебюсси советовал Эрику Сати уделять больше внимания форме. «Три пьесы в форме груши» — это остроумный ответ на этот совет. Пьесы имеют точную и понятную форму — форму груши, их невозможно критиковать за ее отсутствие.

🍐 Почему груша? В 19 веке грушей называли глупую голову — это было простонародное выражение. Но юмор Сати проявляется не только в метафоре с грушей. На самом деле пьес не 3, а 7 — это такая сюита. Но 7 не делится на 3 без остатка, поэтому разделить пьесы точно нельзя.

✍️ Эти 7 пьес представляют собой синтез всего, что Сати умел. Первая пьеса — это неопубликованные «Гносьенны». Вторая — маршеобразная пьеса, которая родилась из неоконченной песни для кабаре с названием «Свинцовый король солнца».

🔮 Третья пьеса единственная не основывалась на предыдущем материале. Она ближе всего стоит к эзотерической музыке Сати. Его эзотерика была связана не с индийской традицией, а с христианской мистикой. Так как любая религиозная традиция имеет богатый ритуал, отражение этого ритуала в музыке мы можем услышать через набор определенных приемов, который Сати использует, чтобы строить произведение. При всех этих сложных структурах гармонический язык довольно легкомысленный.

👯‍♀️ Четвертая пьеса основана на двух песнях для кабаре. Пятая имеет традиционную и для песни, и для старинной музыки структуру ABA: в ней середина окружена двумя повторяющимися частями. Шестая — это буквальная транскрипция еще одной пьесы, танца для струнного ансамбля. Для седьмой Сати использовал материал «Ангорского быка», работу над которым оставил, и стилизовал его под вальс.

🎹 «Три пьесы в форме груши» являются одним из самых известных произведений Сати для фортепиано. Исполнены они были только через 10 лет после создания, когда Морис Равель решил помочь карьере Сати. Жан Кокто хотел предложить Дягилеву эти пьесы как музыку для балета, но сам Сати отказался и предложил создать что-то новое. В итоге появился Дягилевский балет «Парад». Сейчас эти пьесы исполняют не так часто, как другую его музыку, хотя они стали частью иконографии Сати.

→ Эрик Сати. «Три пьесы в форме груши»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

«Гносьенны» Эрика Сати — одни из самых известных произведений композитора. Интересно то, что само название их отражает поиск новой формы, нового способа композиции. Слово «гносьенна» восходит к философскому термину «гнозис», то есть познание.

🧿 У Сати был некоторый провидческий дар. В современном искусстве мы очень часто слышим, что какой-нибудь художник исследовал в своих работах определенную тему. Результат порой оказывается не так важен, как процесс наблюдения за художником и то, что это объявляется исследованием. Раньше подход был другой: человек что-то исследовал, приходил к результату и показывал результат. «Гносьенны» — это одновременно и сочиненная музыка, и попытка как-то расширить ее горизонты. Большая часть музыки совершенно необычная и новая для того времени: темп не проставлен, нет тактового деления, форма, ритм и аккордовая структура в высшей степени необычны.

👯‍♀️ Если пытаться провести параллель с музыкальной историей, то «Гносьенны» больше всего похожи на танцы. Язык в них более смелый, более необычный — особенно по сравнению с «Тремя гимнопедиями». Сейчас «Гносьенны» выглядят почти как современная музыка. Если не знать, кто такой Сати, то вполне можно принять «Гносьенны» за современное сочинение, которое написано с вниманием к мелодии.

🎹 Работа Сати в кабаре придала музыке легкость и простую, иногда даже примитивную, красоту — ведь в кабаре играет то, что легко ложится на слух, что легко напеть. Из известных композиторов, работавших в похожих условиях, приходит на ум Шостакович. Он таперствовал в кинотеатре и это отразилось на его первом фортепианном концерте: музыка иногда напоминает сопровождение к мелькающей киноленте.

🎧 Современные мелодии популярных песен строятся по похожему принципу, но в них меньше изящества. Если мы остаемся в приделах тональной системы, у нас не так много выходов. Поэтому можно утверждать, что Сати до сих пор современен. Давайте послушаем это удивительное произведение.

→ Эрик Сати. «Гносьенны»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 14 минут

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Засушенные эмбрионы» — это произведение для фортепиано, которое Сати написал летом 1913 года. Произведение достаточно большое, длится около 9 минут и состоит из трех частей.

🥒 Первая часть называется «Голотурия». Голотурия — это морской огурец. Она начинается с намека на звук, который издают голотурии, и, естественно, в этой пьесе композитор смеется над всем, над чем только можно.

🏔 Он пародирует песню «Моя скала в Сен-Мало» французского композитора 19 века Луизы Пурже. Эт> песня очень часто исполнялась в салонах. Сан-Мало — это залив на северо-западе Франции, на берегу Ла-Манша. Мы многое знаем из пояснений самого Сати, которые он написал в нотах: «Я наблюдал за голотуриями в заливе Сен-Мало». А каждый раз, когда идет цитата из песни Луизы Пурже, ее сопровождает подпись «какая замечательная скала, как прилипчива!»

→ Луиза Пурже. «Моя скала в Сен-Мало»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

🎹 В пьесе есть насмешка над всем пафосом романтизма, в том числе над произведением Дебюсси «Затонувший собор». Сати говорил, что предпочитает оставаться верным себе и за тему для произведений берет то, что видел своими глазами.

→ Клод Дебюсси. «Затонувший собор»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут

🦐 Вторая часть носит название «Эдриофтальма» — это отсылка к старой классификации ракообразных. Сати не имел в виду конкретный вид, он хотел отобразить дурные качества ракообразных: покорность и угрюмость. Неважно, покорны и угрюмы ли они в реальности — для Сати это было так.

🎼 В этой части он издевается над «Похоронным маршем» Шопена из сонаты №2. Он назвал его «знаменитой мазуркой Шуберта». Дело в том, что Шуберт никаких мазурок не писал — их сочинением был известен именно Шопен. Можно предположить, что название — это намек на поверхностно образованную публику.

→ Фредерик Шопен. Соната №2
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 9 минут

🦀 Третья часть — «Подофтальма». Ее название тоже имеет отношение к ракообразным, но уже ближе к крабам, лобстерам, большим креветкам. В ней Сати пытается отменить их охотничьи качества, а само произведение — это такая миниатюра, посвященная охоте. В истории классической музыки есть множество произведений, посвященных охоте — от Вивальди до Сезара Франка. Но никто еще не писал музыку про охотящихся морских гадов. Сати обожал морепродукты и отмечал, что подофтальмы весьма вкусны.

💫 Произведение заканчивается кодой, которая называется «Обязательная каденция, написанная композитором». Это тоже ирония Сати над традицией каденции. Как мы помним, во времена Моцарта и Бетховена каденции сочиняли, импровизировали. Два наиболее интересных импровизаторов моцартовских каденций — это Фридрих Гульда и Чик Кориа. Оба интересовались джазом, а Чик Кориа был джазовым пианистом. Джаз — это одна из сфер музыки, где сохранилась традиция импровизации.

🎼 В девятиминутном произведении никакой каденции и быть не может, тем более обязательной — это шутка над серьезностью классических композиторов. Каденция состоит из половины страницы фа мажорных аккордов и арпеджио, которые написаны фортиссимо, то есть очень громко. Эта традиция больше подходит какому-нибудь большому фортепианному концерту или симфонии, но никак не трем небольшим пьесам. Здесь она стилизована под конец симфонии № 8 и бесконечные бетховенские коды. Давайте послушаем.

→ Людвиг ван Бетховен. Симфония №8
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 8 минут

→ Эрик Сати. «Засушенные эмбрионы»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут

Теперь поговорим о пьесе «Раздражение».

🎹 Пьеса «Раздражение», судя по всему, написана для фортепиано, но конкретного инструмента композитор не указывает. Она начинается с короткой темы в басу, потом сопровождается аккордами. Весь текст этой пьесы может поместиться на половине нотного листа, что мы и увидим, когда откроем видео: тема на одной строчке помещена внизу и дальше идут две строчки этой темы с обогащающими ее аккордами.

🌀 В пьесе есть указание, что тему нужно сыграть 840 раз подряд. Но нельзя сказать точно, что это указание написал именно Сати. Пьеса была опубликована только в конце 40-х годов 20 века композитором Джоном Кейджем. Возможно, именно он придумал эти повторения. При этом сама музыка явно написана Сати, хотя композитор никогда не публиковал ее и нигде не упоминал. Подлинность музыкального теста не ставится под сомнение, но подлинность указания про 840 раз может не принадлежать Сати.

💫 Указание про 840 раз могло бы быть внутренней издевкой над вагнеризмом, его бесконечной мелодией и лейтмотивами. А может быть, Сати искал новый гармонический язык: «Раздражение» наполнено тритонами, которые никак не разрешаются. Тритон — это, наверное, самый неприятный интервал во всей классической гармонии.

🎧 Мы не предлагаем слушать «Раздражение» 840 раз, но один раз послушать стоит: это пример концептуального искусства, которое играет с контекстом, а любая ирония подразумевает контекст. Это пример того, какие удивительные идеи, совершенно опережающие время, иногда приходят в голову людям: нужно было иметь неординарное мышление, чтобы создать это произведение в конце 19 века. Давайте послушаем.

→ Эрик Сати. «Раздражение»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;