angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эрик Сати

Симфоническая драма «Сократ» и балет «Парад»

«Сократ» — произведение для голоса и фортепиано или небольшого оркестра. Сати написал его в 1917 — начале 1918 года. А балет «Парад» был написан для дягилевских «Русских сезонов» за 1916 — начало 1917 года. В этой части узнаем подробнее о произведениях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

После славы, которая обрушилась на Сати благодаря Морису Равелю, о нем узнали артистические круги Парижа. Сочинения композитора исполняли на больших сценах — они вызывали неоднозначную реакцию современников.

👏 У Сати появился покровитель — княгиня Эдмон де Полиньяк, она же Виннаретта Зингер, которая была известнейшим меценатом того времени. Она спонсировала проекты Дягилева и парижскую оперу. Занималась всяческой благотворительной деятельностью, которая на 70 процентов была направлена на искусство.

📜 По задумке Сати, «Сократ» должен была быть почти фоновой музыкой к представлению, где принцесса и несколько ее подруг будут читать тексты античных философов. Сложно представить себе что-то более далекое от эстетики Сати, чем мелодрама и античный театр в целом. В процессе работы идея претерпела изменения — в итоге получилось так, что текст пропевается в манере, похожей на речитатив. Сопровождает его не совсем фоновая, но достаточно спокойная и не слишком выразительная музыка.

🎹 Произведение было названо симфонической драмой в трех частях. Как и во всех произведениях Эрика Сати, здесь есть аллюзия на драматическую симфонию «Ромео и Джульетта» Гектора Берлиоза, написанную в 1839 году. Симфония Берлиоза длится больше часа и представляет собой по большому счету оперу, которая заключена в форму симфонии. Произведение Сати является полной противоположность симфонизму и драматизму — оно совсем небольшое для такого жанра, длится около получаса, и вся драма в нем заключена в тексте.

🎭 Сати не заботился о сценичности — он даже не думал, что произведение поставят. Он написал небольшую светскую ораторию, где женские голоса не имперсонируют, не изображают кого-то, а просто доносят до слушателя текст. Если искать какие-то сходства в музыке прежних веков, то нужно смотреть на небольшие кантаты эпохи барокко: Баха или Генделя. Но сходство будет очень примерным: в барочные времена за речитативом следовала ария, а здесь ария так и не начинается.

🎼 Симфоническая драма «Сократ» состоит из трех частей. Первая называется «Портрет Сократа», текст для нее взят из платоновского диалога «Пир». Вторая часть — «Берега Илисоса», текст которой взят из платоновского «Федра». Третья часть носит название «Смерть Сократа» и взята из диалога «Федон».

🗣 Произведение написано для четырех женских голосов: двух сопрано и двух меццо-сопрано. В нем нет никакого специального расчета на их технические возможности, как у оперных композиторов. Сати нужен был только тембр — более темный или более светлый. Диапазон произведения такой, что оба голоса могут с легкость его исполнить, иногда оно исполняется тенором. Мы послушаем запись, где за всех четырех исполнителей поет великий камерный певец тенор Юг Кюэно.

→ Эрик Сати. «Сократ»
Видеопример
⏱Время прослушивания: 28 минут

Балет «Парад» изображал шествие цирковых артистов, которые зазывали народ на свое представление. Премьера состоялась в мае 1917 года в театре Шатле в Париже — реакция публики была неоднозначной.

📖 Судя по всему, идея заказать балет у Сати принадлежала Жану Кокто: он услышал его «Три пьесы в форме груши» и предложил написать сценарий и поставить на них балет. Сати идея понравилась, но он озвучил единственное условие — должна быть написана новая музыка, ни в коем случае не старая.

🎪 Темой нового балета стал парад, но не военный, а цирковой. В прежние времена, когда реклама не была настолько хороша развита, цирки зазывали народ на преставление парадами артистов: они демонстрировали свои умения и пытались заманить народ на шоу.

🙌 Сначала на постановку балета не хватало денег. 1916 год — это середина Первой мировой войны, когда Европу трясло. У Дягилева всегда были проблемы с деньгами, и балет не стал исключением. С деньгами ему помогали меценаты.

🎹 Конкретно в этом проекте участвовала Мися Серт: она была родом из Царского села, но переехала в Париж в возрасте 10 лет и удачно вышла замуж несколько раз. Она была прекрасной пианисткой, но стала известна именно как меценат.

💰 Мися Серт покровительствовала множеству художников и композиторов. Есть огромное количество ее портретов, которые писали в том числе Анри де Тулуз-Лотрек и Феликс Валлоттон. Она дружила с Пикассо, Кокто, ей посвящали сочинения Пуленк, Стравинский, Серт также вошла в литературу. Она согласилась проспонсировать балет «Парад» и постановка состоялась.

💃 Хореографом и танцовщиком балета был Леонид Мясин, а костюмы и сценическое оформление делал Пабло Пикассо. Создал он и занавес, на котором были изображены артисты за ужином.

🧿 Что интересно, здесь мы снова узнаем о провидчестве Сати — поэт Гийом Аполлинер, который был на премьере, назвал его балет в некотором роде сюрреалистическим. Это было за три года до того, как сюрреализм оформился, как художественное направление.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

У балета «Парад» было две премьеры — в Лондоне в 1919 году и в Париже в 1917. Они принесли Сати еще большую известность. Если раньше мы говорили о творцах, которые опережали свое время, то Эрик Сати к концу своей жизни стал с этим временем совпадать. Посмотрим, что особенного было в этом балете.

🩰 Сати и Пикассо впервые работали вместе. Также балет стал первым сотрудничеством Сати с Дягилевым и его «Русскими сезонами».

🎬 Простонародные развлечения впервые появились в классическом балете. Действие «Парада» происходит на улицах Парижа перед большим и значимым театром. При этом в нем отражены элементы повседневности: ярмарки, балаганы — все, где используются простонародные развлечения. Не будучи перенесена в регистр возвышенного, такая ярмарочная тема совершенно не подходила для высокой эстетики классического балета. А вдохновлялся Сати американскими и датскими немыми фильмами, а также парижскими мюзик-холлами.

🔥 Кокто хотел скандала. Несмотря на то, что первое представление «Весны священной» Стравинского было полным провалом, потом оно стало одним из самых известных и исполняемых произведений той эпохи. Кокто хотел повторить этот опыт и отчасти намеренно эпатировал публику. К примеру, попытка героев балета заманить публику в зал театра проваливалась — тут заметна самоирония, очень близкая Сати. Костюмы были весьма странные — на некоторых артистах были надеты сверху тяжелые картонные фигуры, в которых их движения были ограничены.

🥁 В партитуре было несколько шумовых инструментов: печатная машинка, несколько бутылок для молока, пистолет, наутофон — специальное устройство, которое издает высокий звук и используется для того, чтобы корабли в тумане не налетали на берег. Эти инструменты Сати убедил добавить Кокто. Композитор сопротивлялся, но это оказалось бесполезно. В балете «Парад» есть регтайм для фортепиано, который иногда исполняется отдельно. Он звучит в финале, когда труппа предпринимает последнюю отчаянную попытку завлечь публику на свое шоу.

💥 Постановка вызвала скандал. Он был меньше, чем у «Весны священной», но все же был. Мнения разделились: часть парижского общества подвергла балет жесточайшей критике, другая была в восторге. «Парад» не приобрел такого значения и масштаба как «Весна священная» — ее постановка вызвала не просто скандал, но почти единодушную ненависть к произведению. Давайте посмотрим балет.

→ Эрик Сати. «Парад»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 22 минуты

1 — Мися Серт
2 — княгиня Эдмон де Полиньяк
3 — Леонид Мясин
4 — Сергей Павлович Дягилев
5 — Пабло Пикассо
6 — Эрик Сати
7 — Занавес к балету «Парад»
8 — Костюм к балету «Парад»

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;