Эрик Сати
Вокальная музыка Сати
Сати создал несколько вокальных произведений. В этой части посмотрим, с какими темами работал композитор в песенном творчестве и в чем особенность этих произведений.
Знакомство с вокальной музыкой Сати начнем с маленькой песни «Bonjour Biqui, Bonjour» или «Привет, Бики, привет».
🎹 Песня «Привет, Бики, привет» — это самое короткое законченное произведение Сати. У Рахманинова была небольшая музыкальная шутка, где он благодарил за присланный ананас. У Сати же это подарок для дамы.
🎁 Песенка была частью подарка Сюзанне Валадон, с которой у Сати были довольно близкие отношения. Второй частью подарка был портрет. Сати был хорошим карикатуристом и шаржистом — это еще раз подчеркивает то, насколько важна была для него ирония, юмор, смех.
🗣 Песня состоит из трех тактов, сама мелодия из пяти нот, и весь текст исчерпывается названием. Эти несколько тактов музыки, с одной стороны достаточно тональны, с другой — отражают сложное чувство. В песенке слышна не простая радость приветствия, а что-то, что передает часть многоаспектного отношения одного человека к другому. Давайте ее послушаем.
→ Эрик Сати. «Bonjour Biqui, Bonjour»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 27 секунд
«Три любовных поэмы» Сати написал в 1914 году и назвал их вокальным циклом. Но его исполнение занимает не более трех минут.
🏰 В цикле содержатся аллюзии на средневековые песни трубадуров. Текст написан самим Сати в намеренно архаическом стиле, но вместе с этим вполне в духе авангардной поэзии — некоторые слова и словосочетания выпадают из ритма. Называет поэмы Сати в своем насмешливом стиле. Первая поэма называется «Я только горсть песка», вторая — «Я лыс с рождения», третья — «Ваш наряд весьма сдержан».
📜 Сати сопроводил эту музыку комментариями о том, что это своеобразные выражения куртуазной любви Средних веков.
Он писал 👇
🗣 «Эти поэмы не обсуждают любовь, связанную со славой, или с коммерцией, или географией. Эти поэмы очень просты, в них отражена вся нежность, которая есть в доблестном муже — весьма необычная, но ему подходящая. Вы можете слушать эту музыку без страха».
💍 В «Трех любовных поэмах» присутствует ирония о коммерциализации брака и отношений, которая была так распространена во времена Сати — но когда она была не распространена? Возможно, в Средние века, когда был культ прекрасной дамы. Но с прекрасной дамой не могло быть никакого брака, никакого союза. Ее надо было любить издалека, посвящать ей стихи, погибать с ее именем на устах, но никакого близкого взаимодействия с ней не подразумевалось. Эта странная чистота видимо привлекала Сати: куртуазная любовь ему, как эстету, была понятна.
❤️ Об отношениях самого Сати нам известно очень мало. Нет упоминаний, что его интересовали женщины или мужчины. О романах его мы не знаем абсолютно ничего — если они и были, то мы не знаем, с кем. Что-то мы знаем о нем и Сюзанне Валадон, но эти отношения видимо не были романтическими.
✨ Поэмы появились очень необычно. Сати не писал песен с конца 1880-х годов, а к Средним векам не обращался с «Мессы бедных». Возможно, у него была короткая интрижка с поэтессой и феминисткой Генриеттой Соре, которая вдохновила его написать этот цикл. Но мы ничего об этом не знаем. Давайте послушаем поэмы.
→ Эрик Сати. «Три любовных поэмы»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«Четыре маленьких песни» Сати написал в 1920 году. Самая известная из них — «Элегия», посвященная Клоду Дебюсси, который умер в 1918 году.
📒 Основатель и главный редактор «La Revue musicale» Анри Прюньер решил сделать памятный выпуск о Дебюсси. В дополнение к журналу было сделано музыкальное посвящение от самых передовых композиторов Европы того времени. Это приложение называлось «Могила Клода Дебюсси», что было аллюзией на произведение самого Дебюсси «Могила Куперена».
💔 Дебюсси был одним из ближайших друзей Сати. Возможно, Сати был влюблен в него: сколько там было душевного, а сколько — эротического, нельзя сказать. Когда встречаешь какие-либо цитаты прежнего времени, необходимо помнить, что традиции общения и обращения друг к другу были абсолютно другими. Общение мужчин, которые даже не думали о романтических отношениях и не состояли в них, было намного более нежным, чем сегодня.
🎼 Сати посвятил Дебюсси «Элегию» и решил дописать еще три песни. Вторая песня — ироническая «Балерина», в ней танцовщица сравнивается с крабом. Пусть она и названа «Балериной», но имеет отношение к Мясину. Следующая песня — «Застольная», текст взят из французской песни 19 века. Последняя — «Прощание» на слова Реймана Радиге. Тогда он был протеже Жана Кокто, но время показало, что он весьма талантлив и способен творить самостоятельно.
💫 «Прощание» устроено таким образом, что связывает последнее произведение с первым. В конце звучат слова про охоту на блох прошлого — это намеренное снижение жанра, оно позволяет произведению не быть слишком серьезным. Несмотря на свою ироничность и злоязычие, Сати был обыкновенным живым человеком, очень чутким к явлениям мира. Пусть он часто смеялся, за этой улыбкой порой были слезы.
🗣 Несмотря на свой крохотный размер, цикл рассказывает целую историю Сати о времени и о себе. Первая песня — скорбь по Дебюсси, вторая отражает балетный опыт композитора, третья — это песня о его проблемах с выпивкой, четвертая — это прощание, которое замыкает все в один круг и делает цикл цельным произведением. Остается много неясностей, нельзя сказать, что мы полностью раскрыли его замысел — в нем остается много тайн.
→ Эрик Сати «Четыре маленьких песни» — «Элегия»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута
→ Эрик Сати «Четыре маленьких песни» — «Балерина»
Видеопример
⏱Время прослушивания: 1 минута
→ Эрик Сати «Четыре маленьких песни» — «Застольная»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 30 секунд
→ Эрик Сати «Четыре маленьких песни» — «Прощание»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута
Эрик Сати — один из самых парадоксальных французских композиторов, реформатор европейской музыки начала 20 века. Вспомним главное о нем.
🇫🇷 Сати родился и жил во Франции. Первую половину жизни он не был известен широкой публике, зарабатывал на жизнь, таперствуя в заведениях, и писал отдельно от музыкального бомонда Франции.
🎹 Он воплощал свои самые смелые идеи в музыке. Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн, начиная от Клода Дебюсси, французской «Шестерки» и заканчивая Джоном Кейджем.
🎼 За вторую половину жизни Сати написал много произведений, которые имели успех. Он сотрудничал с художниками, артистами балета, поэтами. Большинство сочинений композитора опережали время, его творчество снова начало вызывать интерес через несколько десятков лет после смерти композитора, и до сих пор остается актуальным.
Познакомились и послушали 👇
✨ «Три гимнопедии». В этом опусе интересны обозначения темпов. Темп первой гимнопедии обозначен как «медленно и скорбно», хотя настоящей скорби в ней нет. Темп второй — «медленно и грустно», третий — «медленно и тяжело».
💫 «Сын звезд». Сати выстроил все произведение, используя одни только нонаккорды. Этот аккорд не вполне благозвучен и как бы устойчиво-неустойчив, что создает эффект, будто музыка дрожит и переливается — прямо как мерцание звезд.
🍐 «Три пьесы в форме груши». Эти 7 пьес представляют собой синтез всего, что Сати умел и являются одним из самых известных произведений композитора для фортепиано.
🎹 «Гносьенны». Это одновременно и сочиненная музыка, и попытка как-то расширить ее горизонты. Большая ее часть совершенно необычная и новая для того времени.
🥒 «Засушенные эмбрионы». Произведение-насмешка, состоящие из трех частей: «Голотурия» — пародия на песню Луизы Пурже, «Эдриофтальма» — издевка над «Похоронным маршем» Шопена из сонаты №2, «Подофтальма» — миниатюра, посвященная охоте ракообразных.
🌩 «Раздражение». По опубликованному указанию пьеса должна исполняться 840 раз — это можно рассматривать как внутреннюю издевку над вагнеризмом, его бесконечной мелодией и лейтмотивами. С другой стороны, это мог быть поиск нового гармонического языка.
📜 «Сократ». Это произведение Сати является полной противоположность симфонизму и драматизму — оно совсем небольшое для такого жанра, длится около получаса, и вся драма в нем заключена в тексте.
🎪 «Парад». Балет, поставленный Сати, Пикассо, Кокто и Дягилевым. «Парад» вынес простонародные развлечения на сцену классического балета. Постановка вызвала скандал, мнения разделились: часть парижского общества подвергла балет жесточайшей критике, другая была в восторге.
🪑 «Меблировочная музыка». Произведение стало бунтом против романтического образа художника, против зыбкости и шаткости импрессионизма. Сати сделал основой «Меблировочной музыки» скуку.
🩰 «Прекрасная истеричка». Балет состоит из одного ритурнеля и трех танцев. В музыке «Прекрасной истерички» есть некоторая неаккуратность. В нее вплетаются диссонансы, первый из которых символизирует появление героини на сцене.
🪐 «Приключения Меркурия». Балет был создан тем же составом, что и «Парад». Его музыка наполнена аллюзиями на кабаре. В ней есть комические эффекты, когда низкое делается высоким, а высокое принижается.
👋 «Привет, Бики, привет». Эта песня — самое короткое законченное произведение Сати. Он сочинил его в подарок Сюзанне Валадон.
❤️ «Три любовных поэмы». Данный цикл — это своеобразные выражения куртуазной любви Средних веков.
🗣 «Четыре маленьких песни». Цикл, который рассказывает целую историю Сати о времени и о себе, несмотря на свой небольшой размер.
🎥 Фильм «Антракт». Фильм сняли, чтобы показать в антракте премьеры балета «Представление отменяется». В нем мы видим самого Сати и режиссера балета Франсиса Пикабиа.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день