angle-down facebook instagram vkontakte warning

Игорь Северянин

Псевдоним

«Игорь-Северянин» — именно такое написание своего имени предпочитал поэт большую часть жизни. Поговорим о причинах выбора такого необычного псевдонима.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Екатерина Буслаева
Выпускница Московского педагогического государственного университета, преподаватель школы 1370 в Москве, финалист конкурса «Учитель года».

✍️ Началом своего творческого пути Северянин считал 1905 год. В тот год состоялась публикация его стихов в Повременном издании для солдат и народа «Досуг и дело». Начиная с 1925 года, Северянин ежегодно отмечал дату начала своей литературной карьеры.

После этого его не печатали несколько лет. Тогда Северянин решает самостоятельно заняться этим и выпускает стихи собственными силами. Всего в период с 1904 по 1912 год он сумел выпустить 35 стихотворных брошюр, но и это не принесло поэту желаемой славы.

👤 Успех пришел откуда не ждали. В 1910 году одна из этих брошюр попадает в руки Льва Толстого. Высказываясь негативно о современной поэзии в целом, живой классик русской литературы в качестве примера приводит строчки из стихотворения «Хабанера II». Комментарий писателя был предан огласке в прессе:

🗣 «Чем занимаются, чем занимаются… И это — литература? Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки…»

Позже Северянин уверял, что стихотворение было написано в ироническом ключе, а Толстой просто не понял этого и решил истолковать следующие строчки всерьез:

Вонзите штопор в упругость пробки, —

И взоры женщин не будут робки!..

Да, взоры женщин не будут робки,

И к знойной страсти завьются тропки.

👁 С тех пор молодой Северянин окружен вниманием. Все журналы хотят печатать его стихи, и ни одна публикация не обходится без мнения со стороны литературных критиков. В своих воспоминаниях поэт пишет об этом времени так:

🗣 «Всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну!...С легкой руки Толстого меня начали бранить все, кому не было лень».

👤 Северянин всегда питал страсть к псевдонимам. Еще на заре творческого пути он подписал стихотворение «Певица страсти» князь Олег Сойволский. Княжеский титул юный поэт взял из-за тяги к аристократизму, имя Олег скорее всего взято из древних преданий, а Сойволский — в честь небольшого городка под Череповцом, где он проводил время в детстве. Этот псевдоним не стал постоянным, однако страсть к русскому Северу отразилась в его основном псевдониме.

👨‍ Он появляется под влиянием главного авторитета в период раннего творчества — писателя старшего поколения Константина Фофанова. Молодого Северянина поразила идея Фофанова о том, что ум — это достояние толпы, и только безумие обладает истинной индивидуальностью. Следовательно, безумие является уделом гения.

🖇 Идея о личной творческой гениальности захватывает Северянина. Он решает придумать псевдоним, который по своей сути будет заявлять о его стиле. Так появляется мысль писать имя и фамилию через дефис.

❄️ Появление слова «Северянин» в псевдониме имеет две причины. Во-первых, Северянин любил русский Север и еще живя в городке Суда по Череповцом, задумался о появлении псевдонима. Во-вторых, вновь свою роль сыграло влияние, оказанное на поэта Константином Фофановым. Зимой Северянин часто прибегал в гости к Фофанову на лыжах. После одного из таких визитов Фофанов пишет стихотворение, посвященное юному другу:

Я видел вновь весны рожденье,

Весенний плеск, веселый гул,

Но прочитал твои творенья,

Мой Северянин, — и заснул…

И спало все в морозной неге —

От рек хрустальных до высот,

И, как гигант, мелькал на снеге

При лунном свете лыжеход…

📝 Современники Северянина не поняли его идею. Уже при жизни поэта издатели, журналисты и критики пытались упрощать псевдоним поэта, убирая из него дефис. Они видели в таком написании псевдонима либо проявление безграмотности, либо излишнюю вычурность и игру в гениальность.

📍 Поэт смирился с нежеланием писать псевдоним через дефис. Многие прижизненные издания публиковались с традиционным написанием имени на обложке. Но Северянин до конца жизни остался при своем, настаивая на этом написании как на индивидуальной мифологии — особом знаке, который смог выделить его из толпы современников.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🌀 Декламация Северянина напоминала массовый гипноз. Так вспоминают его выступления очевидцы. Его поведение на сцене удивляло: обычно он не обращал на публику никакого внимания. Северянин мало двигался во время выступлений, на сцене держался крепко и уверенно.

🎀 Он примерял на себя необычные сценические образы. Первые выступления Северянина вызывали волну непонимания, публика часто хохотала до слез. Поэт Сергей Спасский вспоминает одно из выступлений Северянина в 1913 году:

🗣 «Он вышел нераскрашенный и одетый в благопристойный сюртук. В руке лилия на длинном стебле. Встретили его полным молчанием. Он откровенно запел на определенный отчетливый мотив. Это показалось необыкновенно смешным. Вероятно, действовала полная неожиданность такой манеры. Смешил хлыщеватый, завывающий баритон поэта, носовое, якобы французское произношение. Все это соединялось с презрительной невозмутимостью долговязой фигуры, со взглядом, устремленным поверх слушателей, с ленивым помахиванием лилией, раскачивающейся в такт словам. Зал хохотал безудержно и вызывающе. Люди хватались за головы. Некоторые, измученные хохотом, с красными лицами бросались из рядов в коридор. Такого оглушительного смеха я впоследствии ни на одном поэтическом вечере не слыхал».

🎤 Манера чтения Северянина трогала слушателей. По воспоминаниям современников, в нем чувствовалась та самая божья искра, которая отличала его от других поэтов. Встретив Северянина уже в период эмиграции, писательница Вера Круглова так отзывалась о первом впечатлении от Северянина:

🗣 «Я даже не помню, что он читал тогда, но отлично помню ощущение, охватившее меня. Северянин читал несколько протяжно, но очень четко, акцентируя те слова, которые хотел подчеркнуть. Мелодия его стиха как бы обволакивала, проникала в суть тебя, говорил он о чем-то красивом, и слова его были необычными, яркими. Это была музыка — музыка слов».

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;