Игорь Северянин
Кто такие эгофутуристы?
В 1909 году вокруг Игоря Северянина собирается сообщество поэтов Ego, которое уже через два года превращается в самостоятельное литературное направление — эгофутуризм. Давайте познакомимся с его историей и ключевыми представителями.
📝 Эгофутуризм развивается в рамках русского футуризма. На момент основания эгофутуризма уже существовали несколько объединений, например, будетляне, которые позже превратились в кубофутуристов. Но в отличие от кубофутуризма, который изначально зародился как кружок единомышленников, эгофутуризм был личным изобретением Игоря Северянина.
👤 Эгофутуризм в переводе с латыни обозначает «я — будущее». Это новое для русской литературы слово появляется впервые в названии сборника Северянина «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» в 1911 году. Основная черта направления — победа индивидуального над коллективным, что становится понятно из названия.
✍️ Четко сформулированной программы у эгофутуристов не было. Однако известны несколько основных принципов в творчестве, которые придумал сам Северянин:
▪️ Единственная истина — это душа человека.
▫️ Личности необходимо самоутверждение.
▪️ В поисках нового нельзя отказываться от старого.
▫️ Неологизмы должны быть осмысленными.
▪️ Употреблять больше нестандартных, ярких образов и эпитетов.
▫️ Бороться со «стереотипами», «шаблонами».
▪️ Употреблять разнообразные стихотворные размеры.
🏛 В 1912 году на основе кружка Ego формируется «Академия эгопоэзии». Помимо Северянина, который стал самым ярким представителем направления, туда вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Василиск Гнедов и другие петербургские поэты. Тогда же был выпущен главный манифест направления — манифест Вселенского эгофутуризма с громким названием «Скрижали эгопоэзии». Подписавшие манифест поэты объявили своими предшественниками Мирру Лохвицкую, сестру писательницы Тэффи, и Константина Фофанова — поэта, под чьим влиянием выбрал свой псевдоним Северянин.
🔖 Своей целью эгофутуристы выбрали обновление стихотворной рифмы и языковые эксперименты. Поэты придумывали множество неологизмов: в их стихах встречаются слова «поэза», «окалошить» и другие. В качестве примера можно вспомнить строчку из одного из самых популярных стихотворений Северянина «Увертюра» — «Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров».
⛔️ Северянин недолго пробыл предводителем эгофутуристов. Они ссорятся с Олимповым, выясняя, кто же все же является создателем направления. Северянин отделяется от направления осенью 1912 года, осознавая собственную нарастающую популярность. Начав направление с текста с названием «Пролог», Северянин-эгофутурист пишет последний текст, который носит символичное название «Эпилог эгофутуризма». Между «Прологом» и «Эпилогом» прошел всего год. Последний — яркий пример эгофутуризма: Северянин превозносит самого себя как ключевого представителя направления:
Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Я,— год назад,— сказал: «Я буду!»
Год отсверкал, и вот — я есть!
Среди друзей я зрил Иуду,
Но не его отверг, а — месть.
👤 Основной фигурой эгофутуризма после ухода Северянина становится молодой поэт Иван Игнатьев. Он создает новое литературное объединение — «Интуитивная ассоциация эгофутуристов». Эгофутуризм в их программном манифесте «Грамдта» характеризуется как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма — индивидуализации, осознания, преклонения и восхваления „Я“» — фактически, это повторение первого манифеста эгофутуризма, написанного еще при Северянине. Помимо этого, Игнатьев организовывает издательство «Петербургский глашатай», где печатает стихотворения своих соратников — ранние стихи Вадима Шершеневича, тексты Рюрика Ивнева, Василиска Гнедова и других поэтов.
🔗 Игнатьев продолжает традицию, заданную Северяниным. Он увлечен языковой игрой и лексическими экспериментами, которое называл «словством». Игнатьев считал, что «каждая буква имеет не только звук и цвет, но и вкус, но и неразрывную от прочих литер зависимость в значении, осязание, вес и пространственность». Еще Игнатьев практикует визуальную поэзию, дополняя стихотворные строки графическими композициями из слов, математических символов и нотных знаков. Например, стихотворение «Опус-45» Игнатьев дополняет припиской — «написан исключительно для взирания, слушать и говорить его нельзя».
❇️ Вошедший в историю как основатель поэтической пантомимы поэт Василиск Гнедов — еще один яркий представитель «Ассоциации». Одно из программных положений объединения говорило о том, что слово играет в поэтическом искусстве минимальную роль. Гнедов создает цикл «Смерть искусству», состоящий из 15 поэм. Поэмами их можно назвать лишь условно: например, одна из поэм представляла собой только одну букву «Ю» без традиционной точки в конце. Завершением цикла становится «Поэма конца» — просто чистый лист бумаги.
🩸 В 1914 году Иван Игнатьев перерезает себе бритвой горло. Его смерть ставит окончательную точку в эгофутуризме как литературном направлении.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день