Игорь Северянин
Сборники
В этой части мы проанализируем творчество Игоря Северянина, а начнем со сборника «Громокипящий кубок» — первом крупном стихотворном сборнике поэта.
🌱 Тема природы. Стихи Северянина о природе насыщены свежими красками, поэтическими метафорами и яркими эпитетами. Ему одинаково хорошо удается описывать весеннее возрождение природы от зимнего плена, ранние осенние морозы и восторг от наслаждения зимними пейзажами.
Люблю леса я северных окраин,
Люблю моря, и горы, и тайгу.
Я — властелин над ними! Я — хозяин!
Я там дышать и властвовать могу!
Это стихотворение 18-летний Северянин пишет под впечатлением от пейзажей Русского Севера. Уже в своих ранних текстах поэт утверждает победу самого себя над природными стихиями — своего рода предтеча эгофутуризма, до возникновения которого еще несколько лет.
❤️ Тема любви. Она, как и в творчестве любого другого поэта Серебряного века, занимает ключевую роль в творчестве Северянина. Он воспевает сложности и таинства любви, чувственную страсть. Лирический герой поэзии Северянина — рыцарь, поклоняющийся женской красоте и изяществу. Любовь уводит героя от пошлости жизни в романтический мир красоты, мечты. Так Северянин описывает любовные переживания в стихотворении 1910 года «Букет забвенья»:
Прости и ты, мой ангел чистый,
Краса и гордость бытия!
Бросаю жизнь в букет душистый,
И захлебнусь в букете я!
👤 Философская лирика. Северянин с равным интересом рассуждает об одиночестве и месте человека в мире, рефлексирует на тему сложности взаимоотношений людей и размышляет о ценности человеческой жизни. В стихотворении «Хочется мне плакать» 1915 года Северянин так описывает свои переживания о своем душевном состоянии:
Хочется мне плакать, плакать безнадежно, плакать бесконечно,
Плакать о минувшем, плакать о грядущем, плакать беспричинно…
Все как будто мирно, все как будто верно, все как будто чинно,
А на самом деле очень уж условно, кратко, бессердечно.
✍️ Тема поэта и поэзии. Еще одна традиционная для всей классической русской литературы тема нашла отражение в творчестве Северянина. Однако в отличие от своих предшественников, он относится к своему призванию с показным эгоизмом — называет себя «Я-гений Игорь Северянин». Но на самом деле поэт был чутким человеком и ранимой личностью. В стихотворении 1912 года «Поэза о солнце, в душе восходящем» он благодарит за свой талант, за возможность писать:
В его лучах легко и просто
Вступаю в жизнь, как в листный сад.
Я улыбаюсь, как подросток,
Приемлю все, всему я рад.
👦🏻 Первые стихи создавались под влиянием литературных кумиров. Своими предшественниками, помимо уже не раз упомянутого Константина Фофанова, Северянин считал Мирру Лохвицкую, любимого в детстве Алексея Толстого и Алексея Жемчужникова, одного из создателей образа и творчества Козьмы Пруткова. Прочтем одно из первых стихотворений Северянина:
Вот и звезда золотая
Вышла на небо сиять.
Звездочка верно не знает,
Что ей недолго блистать.
Так же и девица красна:
Выйдет на волю гулять.
И воли ее не видать.
Сам поэт позже напишет об этом тексте так:
🗣 «Стихотворение хотя и бездарное на мой взгляд, однако написано с соблюдением всех „лучших“ традиций поэтического произведения: здесь вы найдете и высокопоэтические слова, и размер общепринятый и гармоничный для слуха».
🚢 «Гибель Рюрика» — первое опубликованное стихотворение Северянина. Оно посвящено ожесточенной схватке владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой, в результате которой геройски погиб крейсер «Рюрик». Подвиг экипажа этого корабля сродни подвигу «Варяга», а по накалу боя и трагизму ситуации, возможно, даже превосходит его:
Забыта героев отвага?
Нет песен о нем, ничего.
Поем мы про подвиг „Варяга“.
Так что же забыли его?!
📝 После этой публикации была затяжная пауза. Северянин начинает издавать свои стихи самостоятельно. Он рассылал их по издательствам и уже почти отчаялся. Однако в 1910 году на одно из стихотворений пишет свой отзыв Лев Толстой. Несмотря на негативное отношение Толстого к молодому, но подающему надежды поэту, начинается первая волна популярности Северянина.
🏆 Первый большой сборник «Громокипящий кубок» сделал Северянина популярным. В предисловии к его первому изданию писатель Федор Сологуб, автор «Мелкого беса», пишет с восторгом о Северянине. Это укрепило его авторитет среди литературного сообщества:
🗣 «Одно из сладчайших утешений жизни — поэзия свободная, легкий, радостный дар небес. Появление поэта радует, и, когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована бывает она приходом весны».
💯 Другие поэты-символисты оценили сборник высоко. Известен отзыв Александра Блока о Северянине как о «свежем детском таланте». А Николай Гумилев воспринял его как крупное культурное событие для литературы. В статье «Письма о русской поэзии» о пишет о Северянине так:
🗣 «Игорь Северянин — действительно настоящий поэт. Что он поэт, доказывает богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции, свои, остро пережитые темы».
💨 Корни названия сборника — стихотворение Тютчева. Именно оттуда Северянин берет словосочетание «громокипящий кубок». Вспомним строфу из стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
😏 Ироничность, за которой, скрывается большой талант. Поэт высмеивает многое: обывателей с низким эстетическим вкусом, время, в которое он живет, и даже самого себя и собственные мечты. В стихотворении «Рядовые люди» он так отзывается о своем окружении:
Я презираю спокойно, грустно, светло и строго
Людей бездарных: отсталых, плоских,
темно-упрямых.
Моя дорога — не их дорога.
Мои кумиры — не в людных храмах.
Я не желаю ни зла, ни горя всем этим людям, —
Я равнодушен; порой прощаю, порой жалею.
👁 Скрытый лирический характер. Несмотря на обилие иронии, в стихотворениях Северянина нельзя не заметить чувствительность в переживаниях отношений с людьми, впечатлений от природы.
Январь, старик в державном сане,
Садится в ветровые сани, —
И устремляется олень,
Воздушней вальсовых касаний
И упоительней, чем лень.
✍️ Языковые эксперименты и любовь к неологизмам. Многие из слов, придуманные Северяниным, вошли в повседневное употребление, например, «бездарь». Неологизмы встречаются повсеместно как в раннем, так и в позднем творчестве Северянина.
Я, белоснежный,
печальноюный бубенчик-ландыш,
Шуршу в свой чепчик
Зефира легче
Для птичек певчих
🎼 Музыкальность поэзии. Это выражается в множестве ассонансов и аллитераций, повторений отдельных слов и фраз в стихотворениях Северянина. Недаром на его стихи писали романсы Рахманинов, Вертинский и другие музыканты. Одним из самых известных романсов стал «Это было у моря»:
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
🌸 Образ цветов. Цветы занимают особое место в первом сборнике Северянина. В стихотворениях встречаются фиалки, маргаритки, яблоневый цвет, чайная роза, лилии и сирень — она заняла особое место в творческой биографии поэта. Сирень становится символом весеннего возрождения природы. Известно, что даже заглавие сборника было напечатано сиреневыми буквами.
Очам души твоей — сиренью упоенье
И литургия — гимн жасминовым ночам;
Все — все, что дорого, что будит вдохновенье, —
Души твоей очам!
✨ Сборник «Громокипящий кубок» — целостное произведение. Подобно композитору, Северянин выстраивает его с музыкальной четкостью. Сборник состоит из четырех разделов. Их заголовки указывают на тематику каждого из них — «Сирень моей весны», «Мороженое из сирени», «За струнной изгородью лиры», «Эго-футуризм». Разделы сборника состоят из поэз — так Северянин характеризует жанр, в котором пишет, и обладают собственным микросюжетом, которые в свою очередь связаны единой художественной задумкой.
🖇 Читая стихотворения сборника, можно заметить некоторую двойственность ощущений. С одной стороны, молодой поэт отличается неприкрытой манерностью — в метафорах, выборе слов и интонаций. С другой стороны, через весь сборник нитью проходит определенная наивность и инфантильность — как поэтическая, так и человеческая.
✍️ Северянин готовит «Златолиру» на волне популярности. Только что вышел предыдущий, а он, ничуть не медлив, выпускает второй. Уже в июне 1913 года поэт пишет письмо Валерию Брюсову, в котором сообщает о дальнейших планах:
🗣 «Приготовляю к осени второй сборник. Много пишу вновь, и эта работа доставляет мне истинное наслаждение».
👩🏻 Сборник посвящен Лидии Рындиной. Она — жена владельца издательства «Гриф». Изначально поэт хотел посвятить «Златолиру» жене своего приятеля Федора Сологуба, Анастасии Чеботаревской. Но в то время их отношения с Северяниным были натянутыми, и поэт в последний момент меняет решение в пользу Лидии.
👥 После успеха первого сборника Северянина ждет разочарования. Писатели и критики делятся на два лагеря: позитивных и негативных отзывов про «Златолиру» было примерно одинаково. Сборник называют «недоразуменим в стихах», «поминками», «очень бедной книгой», а автора — недостаточно грамотным, «мальчиком, ставшим старичком». Но, несмотря на прохладную встречу, уже через несколько недель сборник был издан вторым, более масштабным тиражом.
🎹 Начинает сборник стихотворение «Эгополонез». В нем можно найти сразу две ключевые черты творчества Северянина — музыкальность и нарочитое утверждение собственной индивидуальности, что становится понятно уже из названия.
Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
Снопы ржаные моих поэз!
В них водопадят Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое! — поют уста.
📚 Сборник содержит несколько стихотворений-посвящений. Северянин заявляет о гениальности Михаила Лермонтова. Эпиграфом стихотворения «На смерть Лермонтова» является первая строчка лермонтовского «На смерть Поэта», которое было написано об Александре Пушкине. Так Северянин невидимой нитью связывает себя со своими предшественниками.
Пал жертвой лжи и зла земного,
Коварства гнусного людского
И низкой зависти людей
Носитель царственных идей.
📝 Одно из стихотворений сборника — акростих-обращение к Валерию Брюсову. Интересен выбор литературной формы: акростих — текст, в котором из первых букв каждой строки складывается новое слово или фраза, — не так уж часто встречается в русской поэзии. В случае со стихотворением Северянина из первых букв складывается фраза «Валерию Брюсову». Также стоит обратить внимание на жанр: посвящение Брюсову Северянин пишет в форме сонета.
💥 Второй сборник стал не таким популярным, как первый. Возможно, так вышло из-за того, что в «Златолиру» Северянин включил много юношеских стихов. После «Громокипящего кубка», который стал большим событием в литературной среде, критиков более ранняя поэзия уже не могла удивить.
📖 Сборник меняет планы Северянина. По задумке поэта третьим должен был выйти сборник Victoria Regia, а уже потом — «Ананасы в шампанском». Однако работу над Victoria Regia Северянин приостанавливает — он станет четвертым по счету сборником поэта, — и отдает предпочтение выпуску «Ананасов в шампанском».
🍍 «Ананасы в шампанском» состоит их двух циклов. Первый — «Розирис», начинающийся стихотворением «Увертюра», состоит из недавних стихов Северянина, второй — «Незабудки на канавках: Стихи „давно минувших лет”» — составляют юношеские стихотворения поэта.
✍️ Писавшие отзывы критики разделились на два лагеря. Одни считают, что третий сборник поэта сильно уступает предыдущим двум. Другие, напротив, восхищены талантом молодого поэта. Посетивший один из поэзоконцертов в Политехническом музее критик Семен Рубанович отмечал «повышенную эмоциональность» поэта. А о его творчестве в целом он отзывался так:
🗣 «О, какое тонкое гурманство проявляет тогда поэт-денди. Недаром названиями фантастических и существующих яств и ликеров пестрят его поэзы... Может быть, самый сок жизни представляется ему, как эти колоритные, сладко пьяные и обжигающие напитки, от которых кружится голова и все вещи пускаются в плавный танец. И когда опьяненным взглядом он окидывает картину природы или опьяненным сердцем переживает мгновение любви — его вдруг настигает галантный эксцесс и из глубей приливающий прибой выкидывает нам на берег узорно-лазурную пену — замысловатое кружево его стихов».
⛔️ Отрицательных отзывов на «Ананасы в шампанском» не меньше, чем на предыдущий сборник. Театральный критик Павел Марков утверждает, что Северянин — бездарность, а пишет он только для увеселения публики:
🗣 «Вообще творчество Игоря Северянина упало. Его „Ананасы в шампанском” лучшее тому доказательство. Этот сборник стихов, за исключением немногих, бездарен. Очарование передачи стихотворений, покоривших в первый его вечер, рассеялось, как дым. Эти напевы, однотонные и однообразные, часто мешающие добраться до смысла туманных „поэз” Северянина, утомляют слушателя. Все „новое” — вымучено и надумано. Поэт теперь пишет не потому, что пишется, а для публики. И публика благодарна Игорю Северянину».
👥 Стихотворение «Увертюра», более известное читателю по первой строчке — ананасы в шампанском. Поводом для написания первой строчки стала встреча с Маяковским. Как-то раз в гостях у Северянина Маяковский окунул ломтик ананаса в бокал с шампанским и предложил угоститься и ему. Так мгновенно родился образ, ставший основой для одного из самых знаменитых стихотворений Северянина.
▪️ Стихотворение — символ начала 20 века. Неудовлетворенность жизнью и надежды на перемены мотивировали многих уйти от реального мира и ощутить его по-новому. Или — покинуть Россию, уехав из страны. Возможно, Северянин уже предчувствует скорую эмиграцию, когда пишет такие строки:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!
🔥 «Увертюра» переполнена восторженным настроением. Построенное на большом количестве восклицаний, стихотворение вначале утверждает бытие лирического героя в радостном моменте. А потом — его стремление взяться за перо и уйти в иную реальность, где нет пафоса и насущной пустоты.
🥂 Северянин использует множество современных ему образов. Изображая пустую обыденность, поэт описывает дамское общество. Высмеять повседневность и с головой окунуться в нереальный мир — единственный для него способ уйти от трагической реальности
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс.
📖 После прочтения стихотворения остается ощущение недосказанности. На это влияет нервный, подобный пульсации, стихотворный ритм, многоликость образов, за которыми Северянин будто прячется, быстрая смена сюжета.
📝 Стихотворение «Увертюра» принесло Северянину славу «салонного поэта». Неоднозначный посыл разделил отзывы критиков: некоторых восхитила стилистика стихотворения и его напевность. Другие наоборот не понимали поэта и критиковали его за смелость формулировок и стремление уйти от навязанных обществом стереотипов. Имя поэта становится символом самовосхваления, даже пошлости в некоторой степени. Далеко не каждый считывал истинные переживания Северянина под налетом иронии.
🧓 В 1918 году поэт едет в эстонский городок Тойла. Там живет на даче его больная мать — ей требовался постоянный уход. Изначально он едет туда на время, но после распада Российской империи Эстония стала независимым государством. Так Северянин теряет связь с родиной — в Россию он больше не вернется, а в 1921 году получит эстонское гражданство.
👩❤️👨 Северянин женится на писательнице и переводчице Фелиссе Круут. Через год после свадьбы у них родился сын Вакх. В браке с Круут поэт прожил 15 лет и посвятил ей множество стихов, среди которых — «Увертюра», о которой мы говорили, «Отличной от других» и «Что за счастье». Последнее рассказывает от простом счастье в узком семейном кругу, первые строки стихотворения звучат так:
Что за счастье — быть вечно вдвоем!
И ненужных не ждать визитеров,
И окружных не ткать разговоров,—
Что за счастье — быть вечно вдвоем!
❤️ Тема любви становится ключевой в творчестве Северянина. Любовь для поэта — сильнейшее из чувств, которое открывает подлинные радости жизни и путь к светлому идеалу. Не только любовь к женщине, но и любовь к Богу и природе волнуют Северянина во время его пребывания в эстонской деревушке.
⛪️ Северянин приходит к православию. Не сказать, что путь к религии был простым: только к концу 1920-х годов в творчестве уже взрослого поэта появляется тема веры. Так Северянин обращается к своим современникам в стихотворении «Не устыдись», написанном в 1926 году:
Не устыдись, склонив свои колени,
Благодарить в восторге небеса,
Что зришь еще один расцвет сирени
И слышишь птиц весенних голоса.
🌱 В 1920–1930-х годах Северянин отказывается от языковых экспериментов. Он осознает: поэзия — это не просто словесная игра или словотворчество, как он характеризовал свои тексты ранее. Эпатаж, который в свое время выражался в обилии неологизмов и рваном ритме, уступает место простоте и ясности традиционной поэзии. Практически как девиз того периода творческой биографии Северянина звучат первые строки стихотворения «Возрождение»:
Величье мира — в самом малом.
Величье песни — в простоте.
Душа того не понимала,
Не распятая на кресте.
🎤 Период эмиграции ознаменован множеством публичных выступлений Северянина. Читая свои стихи, он посещает многие европейские столицы: Варшаву, Софию, Белград, Берлин, Париж. Всюду концерты сопровождаются овациями, несмотря на то, что поздняя лирика Северянина сильно отличается от ранней — зрители, ожидая услышать экстравагантные строки о шампанском и легкой жизни, были удивлены проснувшейся в Северянине тонкочувствующей натуре. Очевидцы вспоминают такие разговоры зрителей в антрактах:
— А ведь он гораздо лучше прежнего!
— Потому что он прост.
— Потому что он нежен.
— Потому что он глубок.
🌾 Основная тема, к которой обращается Северянин, — тема Родины. Поэт тоскует по России, поэтому в его строчках очень часто можно встретить мотив утраченной Родины и надежды вернуться обратно. В стихотворении 1922 года «Я мечтаю» Северянину очень сложно смириться со своим положением эмигранта:
Я мечтаю, что Небо от бед
Избавленье даст русскому краю,
Оттого, что я — русский поэт,
Оттого я — по-русски мечтаю.
⛔️ «Всегда был вне политики». Северянин, впрочем, никогда не позиционировал себя в качестве эмигранта. О себе он говорил, что он не беженец, а просто дачник. В беседе с Федором Раскольниковым, полномочным представителем СССР в Эстонии, Северянин ответил как истинный поэт:
🗣 «Я слишком привык к здешним лесам и озерам. Да и что бы я стал читать в России? Там, кажется, лирика не в чести, а политикой я не занимаюсь».
🛤 Северянин испытывает сложные чувства по отношению к Родине. С одной стороны, между строк можно прочесть светлую грусть, тревогу за будущее страны и безнадежную тоску по России, которой больше нет. С другой стороны, Северянин говорит о своем положении с горькой иронией — будучи отрезанным ломтем, поэт от стадии отчаяния переходит к смирению со своей участью:
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить —
Россию нужно заслужить!
📖 В контексте темы Родины интересно заглавное стихотворение сборника. За стихотворением «Классические розы» стоит увлекательная история. Северянин всегда ощущал себя последователем писателей-классиков 19 века — недаром в его творческой биографии присутствуют обращения ко многим из них. Одно из стихотворений он посвятил Ивану Тургеневу, у которого заимствовал строку про розы. А Тургенев в свою очередь взял ее у поэта первой половины 19 века Ивана Мятлева.
Строчка у Мятлева:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Тургенев в своем стихотворении в прозе интерпретирует ее иначе:
«Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы…»
Вот как пишет Северянин:
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
📝 Прошло почти полвека, а строчка про розы все еще жива благодаря Игорю Северянину. В его прочтении она приобретает трагический оттенок утерянной Родины. Его душа болит за Россию, ведь поэт понимает: он уже никогда не найдет себе место в родной стране:
Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
«Медальоны» — это сборник стихотворений, каждое из которых написано в форме сонета. Сборник поражает своим объемом: он состоит из ста текстов-обращений к писателям, поэтам и композиторам разных эпох. Выстроенный в алфавитном порядке по фамилиям, он охватывает несколько веков русской и зарубежной литературы.
✍️ Северянин посвящает стихотворения самым разным людям. Это и русские писатели-классики: Пушкин, Гоголь, Некрасов, Достоевский, и зарубежные авторы: Тагор, Конан Дойл, Мопассан, и даже современники самого поэта: Гиппиус, Блок, Есенин, Цветаева.
🎼 Любопытно встретить в компании литераторов и великих зарубежных композиторов. Северянин отдает дань таланту Бетховена, Верди, Грига, Россини. Поэт очень любит музыку — недаром его поэзия очень музыкальна, и многие стихи были положены на песни и романсы.
📕 Отдельной группой стоят современники, которые были оппонентами или недругами Северянина. Например, символиста Георгия Иванова он называет «коварным пажем» и «большим льстецом», своего давнего конкурента Маяковского он наделяет званиями кощунника и шута, а также достаточно презрительно отзывается о его образе и творчестве:
В нем слишком много удали и мощи,
Какой полны издревле наши рощи,
Уж слишком он весь русский, слишком наш!
Не менее высокомерно, вполне в традиции эгофутуризма, Северянин отзывается и о Борисе Пастернаке. О нем пишет так:
Когда в поэты тщится Пастернак,
Разумничает Недоразуменье.
Мое о нем ему нелестно мненье:
Не отношусь к нему совсем никак.
Им восторгаются — плачевный знак.
📌 Характерная черта каждого из портретов — афористичность формулировок. Из-за этого портреты сродни литературным шаржам или каррикатурам — настолько ловко Северянин обращается со словом. В «Медальонах» вновь появляются неологизмы, столько любимые Северяниным в его раннем творчестве. Свое мастерство поэт проявляет не только в едких отзывах на своих коллег по цеху, но и в восторгах по отношению к некоторым из них. Ахматова предстает в образе «послушницы обители Любви», Есенин у него — «благочестивый русский хулиган», а Ги де Мопассан — «трагичный юморист» и «лукавый гуманист».
👤 Северянин пишет посвящение самому себе. Вот оно, торжество эгофутуризма — поэт верен традициям, хотя прошло уже больше 15 лет после выхода из поэтического объединения. Северянин ироничен, но горд, так как позволяет себе сделать в тексте отсылку на самого себя — на стихотворение «Увертюра»:
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день