angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Рихард Штраус

Опера «Ариадна на Наксосе»

Опера «Ариадна на Наксосе» имеет две версии и отличается от всего, что мы слышали у Штрауса ранее тем, что представляет театр в театре. В этой части узнаем подробнее о ее особенностях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Начнем разговор с оперы «Кавалер розы», история создания которой сыграла важную роль в появлении «Арианды на Наксосе».

✍️ Опера «Кавалер розы» была написана в течение 1909–1910 годов на либретто уже знакомого нам Гуго фон Гофмансталя и разительно отличается от всего, что Штраус писал до того. Из всего, что мы успели послушать, ближе всего к этой опере стоит симфоническая поэма «Дон Жуан».

🎭 В «Кавалере розы» нет дионисийства, нет никакой мрачности или трагедии. Это совершенно моцартовская по духу опера, действие которой происходит в 18 веке. Ее музыка стилизована под музыку той эпохи: в ней множество шуток, игривости, легкости, пародии, большое значение в опере имеют вальсы, несмотря на то, что являются музыкой 19 века. И хотя «Кавалер розы» стилизована под оперы 18 века, язык в ней современный. К примеру, в любовной сцене «Кавалера розы» есть пародия на любовный дуэт Тристана и Изольды. Оригинальный дуэт совершенно огромный по длительности, титанический — здесь он превращается в милую шутку.

👯‍♀️ Вся опера наполнена духом живости, радости, изящества. В ней есть и переодевания, и интриги, и счастливый финал. Классическая легкость видна на протяжении всех четырех часов, которые она длится. Несмотря на такую продолжительность, это одна из самых исполняемых опер Штрауса по всему миру, но не в России.

🎹 У нас опера «Кавалер розы» была поставлена дважды: один раз в советское время и один раз в начале 2010-х годов в Большом театре. Это объясняется тем, что в Советском Союзе не было большой традиции исполнения Моцарта и легкой изящной музыки в целом. Вся эстетика советского оперного жанра вступала с этой классической ясностью и легкостью в конфликт. И хотя симфоническая музыка Моцарта, его фортепианная музыка, квартеты имели большую популярность, великого советского Моцарта, как и великого советского Штрауса у нас не сложилось.

История создания «Кавалера розы» сыграла важную роль в появлении оперы «Ариадна на Наксосе» — она была написана в подарок режиссеру, который помог с постановкой оперы «Кавалер розы».

🗣 Мы говорим об этой опере по нескольким причинам. Первая причина в том, что из рассказа о Штраусе может сложиться ошибочный вывод, что это был чрезвычайно мрачный, серьезный, депрессивный, может быть даже зловещий человек, с интересом к темным тайникам души. Но у него была и другая сторона, о наличии которой важно помнить, с какими бы произведениями Штрауса мы ни сталкивались.

🤝 Второй важной причиной говорить об этой опере было участие в ее постановке режиссера Макса Рейнхардта, главы Немецкого театра в Берлине. Он был видный театральный деятель первой половины 20 века, экспериментатор, имевший страсть ко всему новому и необычному. В отличие от многих режиссеров, которые этой необычностью торгуют, создают себе реноме экспериментатора и живут только за счет удивления публики своими выходками, Рейнхардт был человеком большого профессионализма, у него было глубокое понимание театрального искусства. Страсть к эксперименту происходила у режиссера не от желания удивить или поразить — это был поиск новых выразительных средств. Как материал он любил использовать пьесы классические, то есть 18 века, пьесы античные, но и современностью тоже не брезговал.

🎼 Именно интерес Рейнхардта к новой опере Штрауса в итоге привел к тому, что она была поставлена. В благодарность ему Штраус с Гуго фон Гофмансталем в 1912 году создают оперу, которая должна была быть исполнена как дивертисмент к комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Дивертисмент — это театральное или музыкальное представление из нескольких номеров, которое дополняет другое масштабное произведение.

⌛️ Культура дивертисмента уходит корнями еще в 17 век, а в 19 веке он уже не пользовался такой популярностью. К музыке стали относиться гораздо серьезнее, особенно после вагнеровских реформ и создания им культа имени себя. Когда, по замыслу Вагнера, мы наблюдаем великое произведение, великого гения, в зале должно быть темно, чтобы все внимание было сосредоточено на сцене, нельзя болтать, есть, курить — надо сидеть и внимать высокому искусству. Сейчас мы воспринимаем оперу как высокое искусство, а в моцартовские времена и даже в середине 19 века отношение к опере было совершенно другое — к ней часто относились как к развлечению.

💥 Дивертисмент к комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» появился благодаря любви Макса Рейнхардта к экспериментам. «Ариадна на Наксосе» была вплетена в сюжет, как способ развлечения своих гостей одним из героев. Но опера была достаточно длинной, пьесу Мольера пришлось серьезно сократить, и подобная постановка оказалась делом очень дорогим, потому что нужна была не только драматическая труппа, но и оперная. Артистов, которые умели и петь, и играть на одинаково хорошем уровне, по-видимому, столько не было.

🎤 Академическое пение было не такой уж редкостью для драматических артистов того времени. Если вспомнить советские времена, то в 30-е или 50-е еще массово встречались драматические артисты, у которых была профессиональная постановка голоса. Они не были профессиональными оперными певцами, но романс или даже несложную арию спеть могли. Эта традиция сейчас практически исчезла. К примеру, в спектакле «Реквием по Радамесу» с Еленой Образцовой, Ольгой Аросевой и Верой Васильевой последняя демонстрирует очень профессиональное владение академической манерой пения и исполняет там арию из «Адрианы Лекуврёр». Но таких артистов сейчас очень немного, раньше было больше, но на оперную труппу в Немецком театре в Берлине не набралось. Давайте посмотрим спектакль «Реквием по Радамесу».

→ Спектакль Театра сатиры по пьесе Альдо Николаи «Реквием по Радамесу»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Ариадна на Наксосе» оказалась слишком большой для дивертисмента, и композитору пришлось ее переработать в самостоятельное произведение. Узнаем, как Штраус построил эту оперу.

🥁 Проблема «Ариадны на Наксосе» как дивертисмента была не только в дороговизне, но в длительности и в том, что комедия Мольера и опера имели совершенно различный ритм действия. Рейнхардт большое внимание уделял ритму, для него ритм был одним из методов выстраивания спектакля и связывания его в целое. Здесь этот эксперимент не удался, стилистическое различие было очень большим.

🏢 Если подобрать архитектурную метафору, то можно представить дом в стиле ар-нуво, который после пятого этажа вдруг превращается в тяжеловесную сталинку. Или современную реконструкцию зданий в историческом центре городов, где за сохраненным или воспроизведенным историческим фасадом торчит нечто из стекла и металла.

🎹 Если бы Штраус умел и хотел быть кратким, то может быть что-то и получилось, но это совершенно не тот случай. Поэтому, прекрасно понимая нежизнеспособность этого проекта, он решил ее переработать и превратил в полноценную оперу. Так родилась вторая версия, которая была поставлена в 1916 году. Именно она стала наиболее популярной, а первая иногда ставится в качестве эксперимента.

📃 Вместо мольеровской комедии в опере появляется пролог. Действие происходит во дворце весьма состоятельного буржуа, который придумал изысканное развлечение для своих гостей: он заказал оперу на миф об Ариадне на Наксосе у молодого композитора. Пролог начинается со спора дворецкого, композитора и его учителя музыки о том, что должно идти сначала — опера или комедия. В результате спора дворецкий сообщает композитору, что хозяин дома желает смотреть и оперу, и комедию одновременно, и чтобы действие было не длиннее обычной оперы. И вроде бы композитору удается сделать так, как хочет заказчик, но когда учитель музыки созывает всех на представление, композитор в отчаянии сбегает из дворца.

🖇 В музыке есть попытка связать комическое и серьезное, аполлоническое и дионисийское. Попытка, может быть, не самая удачная, хотя на театр в театре интересно смотреть и сегодня. В прологе музыка довольно легкая, если не сказать легкомысленная, но то и дело появляется чувство, что через нее прорастает предощущение будущего мифа. Такое часто происходит в разговорах с актерами о будущем спектакле, где они репетируют роль. Иногда они так увлекаются рассказом, что некоторые наметки, заготовки, жесты, интонации начинают проявляться в их речи. Так и в прологе мало-помалу проявляется вторая часть оперы.

🛫 Этот пролог похож на взлетную полосу для будущего действа, но, как оказывается дальше, «самолет» не прилетает никуда. Все так и заканчивается в пространстве мифа. Постепенно игра приобретает черты реальности, но никакого завершения нет — миф не воплощается в современности, актеры из героев мифа не становятся сами собой, у спектакля в спектакле нет своего занавеса — только тот, что опускается в конце любого представления в зрительном зале.

🌬 Штраус создает для нас театр в театре и оставляет эту конструкцию немного подвешенной в воздухе. Обратный пример есть в опере «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, где убийство на сцене возвращает персонажей комедии в основное пространство оперы, из третьей реальности во вторую, сценическую. Аналогию можно увидеть и в фильме «Inception» («Начало»), когда герои погружаются в разные уровни сна, выходить из них они должны последовательно. То же самое с театром в театре — чаще всего это должен быть постепенный процесс или ломка четвертой стены, когда театральное действо перемещается в реальность. У Штрауса здесь ни того, ни другого не происходит. Давайте посмотрим и послушаем оперу.

→ Рихард Штраус. Опера «Ариадна на Наксосе»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа 11 минут

Примеры современных реконструкций зданий 19 века

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;