angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рихард Штраус

Опера «Женщина без тени»

«Женщина без тени» — последняя опера Штрауса, была написана с оглядкой на 18 век, в большой степени на творчество Моцарта. Музыкальный язык оперы достаточно сложный, а либретто показалось публике чересчур вычурным.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Опера «Женщина без тени» была написана в 1915 году, а поставлена только в 1919-м. На это повлияла и Первая мировая война, и сложность произведения — как для оркестра, так и для певцов. Если «Кавалера розы» можно сравнить с моцартовской «Свадьбой Фигаро», то «Женщина без тени» ближе всего к его «Волшебной флейте». Штраус писал «Женщину без тени» с оглядкой на «Волшебную флейту», опера далась композитору труднее всего, и оказалась не самой успешной его работой.

«Волшебная флейта» Моцарта — это опера-сказка, наполненная глубоким символизмом, отчасти масонским, отчасти философским в соответствие со временем. Часто это одно и тоже, потому что большинство образованных людей конца 18 века были масонами, как и большинство масонов были образованными людьми. Хотя философы вне масонства, без всяких сомнений, тоже существовали.

👀 Вопросу вхождения или не вхождения в братство уделяется излишнее внимание, вокруг этого выстроено множество теорий заговоров. Но надо помнить, что в конце 18 века масонство было клубом по интересам, с атмосферой тайны, со множеством странных ритуалов. Но это было сосредоточием интеллектуальной жизни, где не было классовых различий, цензуры, была свобода мысли.

👑 Сюжет оперы «Женщина без тени» рассказывает об Императоре, подстрелившем на охоте газель, которая превратилась в прекрасную девушку и стала его женой. Получив человеческий облик, девушка не стала человеком: у нее не было тени, и она не могла иметь детей. Отец девушки, царь подземных духов Кейкобад, ставит дочери условие: она должна обрести тень, иначе ее муж будет обращен в камень, а она навсегда вернется в подземное царство. Когда срок, отданный подземным царем, был уже на исходе, Кормилица Императрицы решает помочь своей повелительнице любой ценой.

🏠 Кормилица приводит Императрицу в дом бедного красильщика Барака, чья жена не хочет иметь детей. Кормилица предлагает жене Барака сделку — отдать свою тень в обмен на власть и богатство. Та соглашается. Но для того, чтобы передать Императрице свою тень и возможность родить ребенка, она должна изменить своему мужу, Бараку. Силой чар Кормилица создает призрачного любовника. Узнав о сделке, Барак заносит меч над женой, и обоих поглощает земля.

🏰 Императрица возвращается в замок, где ждет суда. Перед ней возникает каменный Император, у ног которого бьет золотой источник жизни. Таинственный голос призывает ее испить из источника — тогда она получит тень жены Барака, а муж ее оживет. Но Императрица отказывается покупать себе счастье такой ценой. И вдруг у нее появляется своя собственная тень: проявив способность к самопожертвованию, она стала человеком. Муж ее оживает, Барак с женой мирятся и возвращаются на землю.

В опере «Женщина без тени» достаточно много от 18 века и от Моцарта. Есть даже моралите — что, условно говоря, на чужом несчастье своего счастья не построишь. На изящество 18 века намекает язык либретто, но немецкоязычным слушателям того времени он казался не то слишком вычурным, не то слишком возвышенным.

🐍 Опера «Женщина без тени» была попыткой воссоздать атмосферу восточной витиеватости. Она действительно является концептом, который находит отражение и в арабской письменности, и в безудержной орнаментике восточного искусства — неважно, арабское искусство, или китайское, или японское. И одновременно это была попытка связи с изяществом 18 века. В подобных обращениях к прошлому часто случаются неудачи. Дело в том, что попытки воспроизвести стилистику или историческое культурное явление, находясь в отрыве от того сознания, которым оно было создано, почти всегда обречены оказаться если не китчем, то декором. Допустим, те же прерафаэлиты: несмотря на то, что они повторяли старое искусство не буквально, все равно их картины несут ощущение декоративности. Если галантность Галантного века в то время была совершенно органичной, то попытка ее воссоздать почти всегда оказывается некоторой диспропорцией. Это может быть излишняя строгость формы или избыточность орнамента. Так получилось и с «Женщиной без тени».

🎼 Второй момент — это то, что музыка, с одной стороны, проще по гармоническому языку — там нет суровых диссонансов, которые мы слышали в «Электре» или «Саломее», с другой стороны, в ней нет и того единства. Дело в том, что в опере как таковой нет формы, она воздействует фрагментами. Мы видим попытки создать эту форму разными средствами. Попытки Вагнера или Штрауса всегда основывались на том, что некоторые принципы симфонической музыки переносятся в музыку оперную. Это как бы столкновение двух логик, двух принципов устройства. По большому счету, от основной сути оперы не уйти никуда, ни у кого это не получилось. Даже Вагнера Фридрих Ницше называл величайшим миниатюристом, несмотря на всю громаду его опер, на весь тяжелый симфонизм, на оркестр, который исполняет функцию античного хора.

🎵 Если бы сам язык Штрауса в «Женщине без тени» был проще, если бы в нем не было такой сложной полифонии, такого истинно вагнеровского переплетения арий и речитативов, которые создают впечатление монумента, построенного мелодекламацией, может быть она и воспринималась бы легче, и имела бы больший успех. Но, как и всегда, когда мы пытаемся объяснить уже апостериори причину успеха или неуспеха тех или иных произведений искусства, часто ответ, к которому можно прийти, лежит в области пропорций. Конкретно в этом случае пропорции получились такие, что опера стала достаточно тяжеловесной и ощущение давления в ней производит даже изящество языка. Такова еще одна грань таланта Штрауса. Давайте послушаем.

→ Рихард Штраус. Опера «Женщина без тени»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 часа 23 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;