angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рихард Штраус

Опера «Электра»

В основе оперы — пьеса Гуго фон Гофмансталя «Электра», которая сильно впечатлила Штрауса. Композитор решил, что сюжет пьесы отлично подойдет для оперы, и предложил драматургу вместе создать текст.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🎩 Гуго фон Гофмансталь происходил из состоятельной семьи — его отец был банкиром. Гуго получил хорошее образование и много занимался самообразованием: знал множество языков, был знаком чуть ли не со всей литературой, которая тогда была доступна.

🎭 В числе прочего Гофмансталя занимали античные трагедии: он их переводил, адаптировал, перерабатывал, переосмыслял. К концу 19 века у него было четкое осознание своей творческой миссии — что он делает в этом мире как поэт и писатель. Хотя его принято считать представителем декадентства в литературе, сам Гуго считал себя неоромантиком.

💔 Миры человеческих чувств, взгляд на взаимоотношения людей друг с другом через эту призму занимали Гуго больше всего. Он пытался уйти от реальности в эти миры так далеко, как мог. Конечно, мир чувств на рубеже веков, в эпоху fin de siècle, то есть конца века, редко бывал радостным и лучезарным. Это же касается и его переосмысления античных трагедий.

🏛 В эпоху классицизма античность казалась эпохой идеальной гармонии, золотым веком человечества. Поиски закономерностей в искусстве шли от аполлонического начала — категории культуры, описанной Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки», которое означало чувство меры, самоограничение, свободу от диких порывов. Гуго фон Гофмансталя привлекало начало дионисийское — противоположность аполлонического, означавшее первобытный хаос и ужас, вакхический восторг, трепет опьянения и экстаза. Если попробовать упростить, то Аполлон — это разумное начало, а Дионис — начало инстинктивное.

🔍 Как восприятие Гуго фон Гофмансталя преломляло античность и на что он обращал внимание, можно увидеть через сравнение сюжетов оперы и античной трагедии Софокла.

Разберем для начала сюжет Софокла 👇

🧒 Трагедия рассказывает об Электре и Оресте — детях микенского царя Агамемнона и его супруги Клитемнестры. Прибыв из военного похода, царь погибает от рук любовника своей жены Эгиста, который становится новым правителем. Вместе с Агамемноном Клитемнестра и Эгист хотели убить и его сына — Ореста, но Электра спасла брата и передала его царю города Криса Строфию.

👧 Электра осталась с матерью и жила при дворе рабыней. Клитемнестра не могла простить своей дочери Электре того, что последняя спасла Ореста, который может вернуться отомстить за Агамемнона.

🌩 Через восемь лет после убийства Агамемнона в Микены вернулся Орест, чтобы по приказанию дельфийского бога Аполлона отомстить за убитого отца. Орест посылает к матери своего воспитателя сообщить о своей гибели. Клитемнестра радуется, так как избавилась от возможного мщения за Агамемнона, а Электра впадает в печаль. Девушка решает отомстить убийцам самостоятельно, но появляется Орест в обличие гонца, и они с сестрой мстят за отца.

Теперь посмотрим на сюжет оперы «Электра» Штрауса, над которым композитор работал вместе с Гуго фон Гофмансталем. Узнаем, чем он отличается от сюжета Софокла.

🏛 Действие оперы Штрауса, как и у Софокла, разворачивается в Микенах. После убийства Агамемнона Клитемнестра и Эгист становятся новыми микенскими правителями. Дочери царицы остались при дворе служанками, а Орест был спасен сестрой Электрой, и с тех пор о нем не было слышно.

🔥 Электра не простила матери смерть отца, она надеется на возвращение Ореста и предвкушает час мщения. Ее сестра Хрисофемида смирилась со своей унизительной ролью во дворце. Ублажая мать и Эгиста, она надеется на замужество и материнство, уютное семейное счастье. Христофемида просит сестру не злить правителей, иначе ей грозит заточение, но Электра не слушает и прогоняет сестру.

👑 В кроваво-красном одеянии появляется Клитемнестра с процессией жертвоприношения. Неспокойная совесть лишает царицу сна, бесконечными жертвами она пытается умилостивить богов. Заметив Электру, царица внезапно останавливается перед ней, чтобы спросить совета, как избавиться от ночных кошмаров, как вымолить прощение. Электра предрекает матери страшную участь: она сама станет жертвой возмездия и падет от руки сына.

🗣 Внезапно появляется слуга с известием о смерти Ореста. Клитемнестра ликует и уходит. Вбегает плачущая Хрисофемида и рассказывает о чужестранцах, принесших неоспоримые доказательства гибели брата. Электра умоляет сестру помочь ей свершить матереубийство, но та в ужасе убегает. Электра бросается рыть землю во дворе, где спрятан топор — орудие убийства отца.

🚪 В дверях показывается незнакомец. Электра гонит чужака, но в беседе раскрывается, что незнакомец — это Орест, а известие о его гибели — уловка для того, чтобы осуществить план мести. С топором Орест входит во дворец и убивает мать. Электра в ожидании Эгиста сторожит у дверей, она заманивает его во дворец и убивает. Дети Агамемнона исполнили волю Олимпа, отомстив за отца. Ликующая Электра начинает танцевать. В экстазе она чувствует себя избранницей богов, но внезапно падает замертво.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Опера Штрауса «Электра» — это произведение, хорошо отражающее эпоху fin de siècle, эпоху распада и предчувствия перемен.

🎁 Подобное произведение — это подарок всем режиссерам, потому что оно допускает куда большее богатство трактовок, чем позволяет строгость и ясность классицизма или высокие идеалы романтизма. Конечно, и они имеют много обличий, но когда речь идет о патологиях, темных и разрушительных силах бессознательного, то простор для воображения намного шире.

💫 Если подняться на уровень выше, можно сказать, что эта опера является вполне адекватным выражением идей конца эпохи. Это выражение могло иметь совершенно разное настроение и характер. Произведения Достоевского, импрессионизм, павильоны Всемирной выставки в Париже 1900 года, «Пелеас и Мелисанда» Мориса Метерлинка, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, иллюстрации Обри Бердслея — это все fin de siècle. Все они в каком-то аспекте показывают слом эпох, разложение существующей культуры, предчувствие перемен, которые настанут с Первой мировой войной, после которой в свои права окончательно вступит жестокий 20 век.

⚙️ В музыке происходит распад тональной системы. То, что было нерушимой основой всего, начиная со времен Возрождения, вдруг оказывается устаревшим и постепенно распадается. Когда речь шла о Моцарте, мы говорили о смелости гармонического языка, у Бетховена о еще большей смелости для его времени, у Шопена говорили о прозрениях в его прелюдиях, потом появились удивительные импрессионисты, а потом — тональная система распалась. Это было закономерное движение, попытка выхода за пределы существующих ограничений.

🪐 От романтической оперы здесь нет и следа, и не должно быть, ведь Штраус — вагнерианец. Та опера, в которой есть арии, речитативы, хоры и кабалетты, здесь тоже распадается. И, правда, действие «Электры» подчинено законам развития музыки, тем же, что были в симфонических поэмах Штрауса и происходят от опер Вагнера и симфонических поэм Листа, но с другой стороны, Штраус идет и от литературы — от смысла слов, от точного воспроизведения мелодики фразы, от интонаций, которые в ней подразумевались. Что именно подразумевалось, он прекрасно знал, в этом плюс сотрудничества с живым автором текста. Это тот шаг вперед по отношению к Вагнеру, о котором говорил Штраус — большее влияние слова, меньшее влияние принятой гармонии.

🗣 В пении преобладает мелодекламация. Это происходит на фоне сложной по своей структуре музыки, иногда производящей впечатление неясности музыкального языка. Однако, язык неясен только на слух, если посмотреть именно на музыкальную логику взаимосвязей, то она выстраивается четко. Это та логика, которая раньше использовалась для построения гармонии, а сейчас с помощью нее создается хаос. Это вполне характерный признак конца века.

🚀 Античные трагедии подразумевали, что зритель, наблюдая их, переживет катарсис — через сострадание и сопереживание героям он очистится и возвысится. А здесь никакого очищения не подразумевается — все плохо и будет еще хуже. Практически все герои, кроме Хрисофемиды, довольно нездоровы: поступков, которыми бы руководил здравый смысл или понятная нам логика, там нет. У героев своя система координат, они в ней существуют, мы с ней сталкиваемся, пытаемся ее понять, и через это оказываемся вовлечены в их сумрачные миры.

🌸 Чем-то герои выглядят очень привлекательными, а сама опера до сих пор находится в числе 25–30-ти самых популярных постановок, которые идут на мировой сцене. Но случится катарсис или нет — это вопрос того, как вы это воспримите, главное здесь понимать, что Штраус этого не подразумевал. Давайте посмотрим фильм-оперу 1981 года, дирижер Карл Бём, исполняет Венский симфонический оркестр.

→ Рихард Штраус. Опера «Электра»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 56 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;