angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рихард Штраус

«Четыре последние песни» для сопрано и оркестра

«Четыре последние песни» для сопрано и оркестра можно считать духовным завещанием Штрауса. Они были написаны за год до его смерти и несли в себе тонкий и трогательный смысл.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России


🎼 «Четыре последние песни» были написаны в 1948 году, через год Штраус умер. Композитор прожил долгую и плодотворную жизнь и до конца оставался в хорошей физической и творческой форме. Как это иногда бывает с крепкими стариками, казавшееся почти железным здоровье в один момент начинает сдавать — в возрасте 85-ти лет Штраус умирает.

✍️ Завещаний композиторов мы знаем множество, и это дает интересную возможность взглянуть на последнее, что человек создал. Иногда эти произведения довольно случайные, если смерть была внезапной, и ничего ее не предвещало. Первыми на ум приходят «Реквием» Моцарта и «Альтовая соната» Шостаковича. Но хотя «Альтовую сонату» и считают духовным завещанием, она гораздо меньше всего, что Шостакович сделал раньше.

🧥 На тему «последнего» есть прекрасное философское стихотворение Бродского «Август» 1996 года.

Маленькие города, где вам не скажут правду.
Да и зачем вам она, ведь все равно — вчера.
Вязы шуршат за окном, поддакивая ландшафту,
известному только поезду. Где-то гудит пчела.
Сделав себе карьеру из перепутья, витязь
сам теперь светофор; плюс, впереди — река,
и разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,
и теми, кто вас не помнит, тоже невелика.
Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.
Поэтому долго смеркается. Вечер обычно отлит
в форму вокзальной площади, со статуей и т. п.,
где взгляд, в котором читается «Будь ты проклят»,
прямо пропорционален отсутствующей толпе.

У Бродского было неважное здоровье: операция на сердце, курение, которое запрещали врачи. Он не то, чтобы предчувствовал свой конец, он его все время ожидал. Даже в одном из стихотворений, написанных им еще в 40 лет, есть такие слова: «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной». Шостакович же размышляет о конечности бытия и о том, зачем все это было, если все равно умирать. Часто бывает, что такие произведения носят характер легкой депрессии.

💫 У Штрауса настроение другое — это взгляд художника на большую жизнь. Здесь есть принятие конечности всего, есть покой, есть удовлетворенность сделанным. Сам про себя он в конце говорил: «Пусть я не первосортный композитор, зато я первоклассный второсортный композитор». С кем он себя сравнивал из современников, не вполне ясно, потому что в его время оперных композиторов такого же масштаба дарования было не так много. Кроме опер и симфонических поэм он писал еще и песни, и все это было сделано на высоком уровне. Возможно, он сравнивал себя с великими композиторами прошлого или просто был недоволен тем, что не сделал того, о чем мечтал в юности.

«Четыре последние песни» — это одно из прекраснейших сочинений Штрауса. Они написаны для сопрано с оркестром, и в их музыке есть символичная деталь: на фоне оркестровой массы выделяются всего два голоса — сопрано и звук валторны. Дело в том, что его жена была сопрано, а на валторне играл его отец, который был профессиональным музыкантом. Это трогательная отсылка к чему-то сокровенному.

📜 Текст четвертой песни Штраус взял из стихотворения Йозефа фон Эйхендорфа. Это поэт времен романтизма, стихи которого были очень популярны у композиторов, писавших lieder. К ним обращались и Мендельсон, и Шуберт, и Гуго Вольф. Одно стихотворение взял и Штраус — «Im Abendrot», то есть «На закате». Песня из этого стихотворения, как правило, исполняется последней. Она о том, что останется жить после его смерти.

🗣 Три остальных песни написаны на стихи Германа Гессе и каждое стихотворение, и каждая песня — это спокойное размышление или воспоминание о своей юности, и о юности, которую Штраус наблюдает вокруг себя. Четвертая же песня о том, что будет жить после его смерти, поэтому, как правило, исполняется последней.

🕰 Конечно, по сравнению с той музыкой, которую сочиняли композиторы в конце 1940-х, эти песни могли казаться старомодными. Они по своему языку куда понятнее, мелодичнее и проще, чем «Женщина без тени», которая была написана тридцатью тремя годами ранее. Но когда речь идет о произведениях с таким философским наполнением, уже не так важно — новые они по языку или старые.

Духовное завещание обычно составляется раз в жизни и его содержание — даже не конкретное содержание, а чувственное, те образы и ощущения, которые рождаются от связи музыки и текста — это все потрясающе объемно и наполнено чем-то невыразимым. Давайте послушаем песни и посмотрим на переводы стихотворений.

→ Рихард Штраус. «Четыре последние песни», запись с премьеры
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 20 минут

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1️⃣🌱 Im Frühling

Manchmal seh ich unsre Zeit so hell
Wie ein Auge aufgetan,
Aus zerschlagnem Wahn
Seh ich stuerzen Quell um Quell,
Und von seinem Kreuz gestiegen
Den Erloeser gross und bleich
Ueber allen Kriegen
Predigen der Liebe ewiges Reich.

Manchmal seh ich nichts als schwarzen Ha;
Menschenleiber wutverbissen,
Schwache Seelen ohne Ma;
Im Verbrechen hingerissen,
Leid aus hohlen Augen stierend,
Und der arme Gott der Liebe irrt,
Ehe alles dunkel wird,
Uebers Blutfeld bang und frierend.

Aber neue Blumen bringt
Unsre Wiese jeden Tag,
Amselschlag
Aus der Ulme suess und trunken schwingt,
Und die Welt weiss nichts von Morden,
Und die Welt ist Kind geworden,
Dass wir mit beklommenem Atem stehen
Und im duftend lauen Wehen
Angst und Leid und Tod nicht mehr verstehen.

🌱 Весной

Мне временами видится наше время впритык,
Перед глазами проходит История вся,
Из безумия распахнувшегося
Вижу спадающий за родником родник
И с креста встающего, воскресшего
Избавителя великого бестелесного,
Вопреки войне проповедующего
Любовь и Царствие Небесное.

Мне временами видится лишь злоба черная,
Тела, яростью искаженные,
Черные души — черней не придумаешь,
И во всех грехах искушенные.
Боль из пустых глазниц кричащая
И бедный Бог, погрязший в любви
До наступления темноты
В кровавой пашне, ознободрожащий.

Но новые цветы
Нам завтра принесет,
Дрозд споет
Нам про сладкие мечты
И убийства не будут Миру сниться,
Мир наш в ребенка превратится,
А мы стоять восхищенно будем
И стихнет боль среди мирных будней,
А горе, страхи и смерть забудем.

2️⃣🍁 September

Der Garten trauert.
Kuhl sinkt in die Blume der Regen.
Der Sommer schauert
Still seinem Ende entgegen.
Golden Tropf Blatt um Blatt
Nieder vom hohen Akazienbaum.
Sommer lachelt erstaunt und matt
In den sterbenden Gartentraum.

Lange noch bei den Rosen
Bleibt er stehn,
Sehnt sich nach Ruh.
Langsam tut er die groBen,
Mudgewordenen Augen zu.

🍁 Сентябрь

Печалятся сады.
Льет дождь и мало света.
Последние цветы
Оплакивают лето.
Дождь золотой листвой
С акаций тихо льется.
Конец, почуяв свой,
Устало лето смеется.

Долго в спящем саду,
Глядя на розы, мечтает.
И, слушая тишину,
Тихо глаза закрывает,
Готовясь к зимнему сну.

3️⃣✨ Beim Schlafengehen

Nun der Tag mich müd gemacht,
Soll mein sehnliches Verlangen
Freundlich die gestirnte Nacht
Wie ein müdes Kind empfangen.

Hände, lasst von allem Tun,
Stirn, vergiss du alles Denken,
Alle meine Sinne nun
Wollen sich in Schlummer senken.

Und die Seele, unbewacht,
Will in freien Flügen schweben,
Um im Zauberkreis der Nacht
Tief und tausendfach zu Leben.

✨ Время сна

День утомил, и работать нет мочи.
Чаще и крепче слипаются очи.
Скоро уж сон, вняв желаниям страстным,
Скроет меня звездным пологом ясным.
Руки, застыньте, и мысли, замрите,
Разум в дремоту скорей окуните,
Чтобы душа в чуде ночи парила,
Тысячекратно цвела и любила!

4️⃣🌄 Im Abendrot

Wir sind durch Not und Freude
gegangen Hand in Hand;
vom Wandern ruhen wir beide
nun überm stillen Land.

Rings sich die Täler neigen,
es dunkelt schon die Luft.
Zwei Lerchen nur noch steigen
nachträumend in den Duft.

Tritt her und lass sie schwirren,
bald ist es Schlafenszeit.
Dass wir uns nicht verirren
in dieser Einsamkeit.

O weiter, stiller Friede!
So tief im Abendrot.
Wie sind wir wandermüde —
Ist dies etwa der Tod?

🌄 На заре вечерней

Сквозь радости и беды
Лежал наш путь с тобой,
От странствий отдыхаем
Над тихою землей.

Вкруг нас шумят долины,
Темнеет, пар встает,
А жаворонков пара
Все в небесах поет.

Кончайте этот щебет,
Пора побыть в тиши,
Чтоб мы не заблудились,
Заслушавшись, в глуши!

Насколько видно дали —
Кругом заре гореть,
А мы — мы так устали,
А может это смерть?

Мы познакомились с самыми яркими произведениями Рихарда Штрауса. Давайте теперь вспомним, что мы успели пройти в этом уроке 👇

💔 Симфоническая поэма «Дон Жуан» была написана Штраусом в 24 года на основе поэмы австрийского поэта Николауса Ленау «Конец Дон Жуана» и стала первым крупным успехом композитора. Музыка удивительно живая, очень энергичная, а настроение в ней более светлое, чем в литературной поэме.

🗣 Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» была написана по одноименному труду Фридриха Ницше. В поэме есть влияние и вагнеровских героев, и великого немецкого мифа. Эта поэма для четверного состава оркестра, обязательно с контрабасами, у которых есть дополнительная струна, потому что там встречается очень низкий звук, который обычный контрабас не может взять.

🚀 Симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Идея поэмы была взята Штраусом из средневековых легенд. В ней присутствует удивительная ясность и фактурность образов. Даже не читая литературный источник, мы можем представить образ этого героя.

🔥 Опера «Саломея». В основу оперы легла пьеса Оскара Уайльда, а сюжетная канва произведения была заимствована из Нового Завета, что вызвало большой скандал и запреты — и литературной драмы, и оперы. Опера организована как большая и сложная симфоническая поэма.

🌩 Опера «Электра». В основу оперы легла пьеса Гуго фон Гофмансталя «Электра», которая была написана по античной трагедии Софокла. Эта опера хорошо отражает эпоху fin de siecle — эпоху распада и предчувствия перемен.

🌹 Опера «Кавалер розы» была написана на либретто Гуго фон Гофмансталя. Это совершенно моцартовская по духу опера, действие которой происходит в 18 веке, и ее музыка стилизована под музыку той эпохи.

🏝 Опера «Ариадна на Наксосе» изначально была написана в качестве дивертисмента, в подарок режиссеру, который помог с постановкой оперы «Кавалер розы», но оказалась слишком большой и была переработана. Опера представляет театр в театре, но композитор не доводит задумку до конца — опера так и заканчивается в пространстве мифа.

👑 Опера «Женщина без тени». Она была написана с оглядкой на 18 век, в большой степени на творчество Моцарта. Музыкальный язык оперы достаточно сложный, а либретто показалось публике чересчур вычурным. Тем не менее, эта опера — пример еще одной грани таланта Рихарда Штрауса.

🎹 «Четыре последние песни» для сопрано и оркестра. Эти песни можно считать духовным завещанием Штрауса. Они были написаны за год до его смерти и несли в себе тонкий и трогательный смысл.

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;