angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рихард Штраус

Опера «Саломея»

В основе «Саломеи» — пьеса Оскара Уайльда, которую Штраус увидел в Берлине в 1903 году. Пьесу запретили к постановке по всей Европе, и оперу Штрауса ждала примерно та же судьба. В этой части узнаем, почему.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

👎 Оперу «Саломея» Штрауса упрекали за аморальность и за то, что библейские персонажи стали героями повествования и появлялись на сцене. В России оперу тоже запретили, потому что в то время нельзя было показывать членов императорской фамилии и персонажей Священного Писания.

💫 Дело было не только в использовании библейских героев, но и в том, как они выглядят и вокруг чего построена опера. Она, как и пьеса, построена вокруг эротизма, влечения и способности этим влечением зачаровывать. Несмотря на то, что речь в опере идет о древних временах, по духу она совершенно модернистская.

🔥 В пьесе и опере похоть подана не просто как грязный разврат — этого было достаточно и в площадном театре Средневековья с его очень грубым физиологизмом. Здесь мы видим стремление героини уйти от самой себя. В пьесе и в опере влечение выступает средством трансценденции и не имеет значения похоти ради похоти.

🌗 Уайльд, как гений своего времени и свободный человек, был способен различать эти грани смысла. Большинство публики и официальных лиц, которые занимались вопросами запрета или разрешения, не видели этих тонкостей в сюжете оперы и пьесы из-за собственного ханжества.

Опера «Саломея» была написана Рихардом Штраусом по драме Оскара Уайльда. Сюжетная канва произведения была заимствована из Нового Завета, что вызвало большой скандал и позднее запреты и литературной драмы, и оперы. Что же такого было в сюжете?

📜 Действие «Саломеи» происходит в Иудее в 30-е годы до нашей эры. Теплой лунной ночью тетрарх Ирод пирует в своем дворце. Внутри в зале среди пирующих — Саломея, падчерица тетрарха; снаружи — молодой начальник дворцовой стражи сириец Нарработ, влюбленным взглядом следящий за принцессой. Саломее всего пятнадцать. Ее мать убила ее отца, чтобы выйти замуж за Ирода, развратного прелюбодея. Сначала Ирод скрывал свое желание обладать своей падчерицей, но с каждым разом он распалялся все больше и больше по мере того, как ему становилось очевидным то отвращение, которое она питала к нему.

🗣 Пир продолжается, а на террасе до стражи доносится голос заключенного — Иоканаана, возвещающий о пришествии Христа. Его голос слышит Саломея. Она выходит на террасу и просит стражу вывести к ней заключенного. Влюбленный в нее Нарработ не в силах сопротивляться желанию принцессы. Оказавшись перед Саломеей, Иоканаан обличает погрязших в бесчестье Ирода и Иродиаду — его жену.

❤️ Непреклонная воля, решимость и мужественность Иоканаана рождают в девушке сильное влечение к нему. Она еще и еще раз повторяет: «Я хочу целовать твои уста, Иоканаан!» Но пророк отвергает ее желание и призывает девушку покаяться, что вызывает у принцессы еще большее желание поцеловать его. С последним призывом идти навстречу Иисусу, он возвращается в свою тюремную камеру. Влюбленный Нарработ, наблюдавший бесстыдное поведение принцессы, выхватывает меч и закалывается, но никто не обращает на это внимания.

👑 На террасу в поисках Саломеи, которой давно нет среди гостей, выходит Ирод с женой. Ирод предлагает девушке место около себя, вино и чудесные фрукты, но погруженная в мысли об Иоканаане принцесса отказывает ему. Тогда он просит Саломею танцевать. За это наслаждение он исполнит любую ее просьбу. Неожиданно девушка откликается на щедрое предложение отчима и исполняет «Танец семи покрывал».

💃 Танец заканчивается, и восторженный Ирод спрашивает, чего желает его падчерица. Саломея просит голову Иоканаана. Тетрарх пытается откупиться золотом и бриллиантами, но девушка непреклонна, и Ирод отдает приказ убить пророка. Саломея получает награду, ее желание исполнилось — она припадает к губам мертвеца. Не в силах вынести отвратительной сцены кровавого наслаждения, Ирод приказывает убить принцессу. Раздавленная огромными щитами солдат, Саломея умирает.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Опера «Саломея» относится к поствагнерианской традиции. Давайте вспомним, что делал Вагнер с оперой, как он ее реформировал.

🧩 Когда Вагнер только начинал свою карьеру, опера представляла собой действо, состоящее из цепочки номеров. Способы устройства акта в романтической опере были довольно хорошо известны. Внутри акта существовала определенная структура. Например, герой сначала в речитативе объяснял контекст происходящего, в арии выражал чувства, а в кабалетте или стретте, которые шли после арии, переходил от чувства к делу. Совершался поворот от эмоции к действию.

🚀 Эта структура настолько удачная, что продолжает использоваться и сегодня, причем даже в искусстве, не связанном с оперой. Например, в мультфильме «Шрек Третий» есть сцена, где Белоснежка поет птицам. Сначала она исполняет песню о своих чувствах, когда птицы подхватывают ее пение, она переходит к действию — штурмует замок с помощью животных, которые откликнулись на ее пение. Можно посмотреть и вспомнить этот момент.

→ Песня Белоснежки из мультфильма «Шрек Третий»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 2 минуты

🙌 Вагнер же хотел от оперы большего. Несмотря на присутствие музыкальной и сюжетной логики развития, композитор видел в опере больший потенциал. Он хотел осуществить идею синтеза искусств: сочетать пластику, пение, музыку, декорации, костюмы. Для того, чтобы это было гармоничное сочетание, необходимо было что-то, что объединяет многофигурное повествование, связывает одно с другим, имеет более мощную внутреннюю логику, чем была принята в опере.

🎗 Вагнер вводит систему лейтмотивов. Лейтмотив — это какой-то мелодический паттерн или последовательность нот, который характеризует персонажа, его чувства или действия. Этот способ создания большой структуры, связанной со временем и восприятием, имел и противников, и большое крыло поклонников. Многие композиторы пытались продолжить то, что создал Вагнер, и получилось это лучше всего у Штрауса. Сам композитор говорил, что он сделал шаг вперед по отношению к Вагнеру, и в этом он был абсолютно прав.

Вся опера «Саломея» организована как большая и сложная симфоническая поэма. У Штрауса был хорошо приспособленный к этому метод музыкального мышления. Мы видели на примере «Веселых проделок Тиля Уленшпигеля», как опера может превратиться в симфоническую поэму, соответственно, симфоническая поэма может быть развернута до оперы.

В опере «Саломея» есть три удивительных момента 👇

🗣 Первый — как Штраус работает с голосом. Композитор не пишет красивых мелодий как таковых, немецкий стиль в опере — это стиль мелодекламационный, соответственно, прекрасная итальянская кантилена здесь неуместна или уместна крайне редко. Штраус пытается сделать так, чтобы музыка следовала за словом и точно передавала все интонации — от шепота до крика, от нежности до безумия и транса. Для того, чтобы оценить всю красоту, лучше знать немецкий язык, но можно обойтись хорошим подстрочником, если есть время и желание проникнуть в эту оперу глубоко.

🎼 Второй — в опере нет строгой тональности, как и в поэме «Так говорил Заратустра». Она то возникает, то пропадает. Штраус обращается с тональностью очень свободно, так как это время распада тональной системы, которая утвердится окончательно в додекафонии. Метафорически это можно назвать изгнанием из рая чистой гармонии, поисками которой был увлечен классицизм. К примеру, Малер обращался к классической музыке, как к золотому веку. Малер и Штраус — современники, два лица позднего романтизма и модернизма, поэтому музыку Штрауса можно попробовать соотнести с музыкой Малера.

💃 Третий удивительный момент «Саломеи» — это «Танец семи покрывал». Многие режиссеры ставят этот танец. Вместо артистки, которая исполняет роль Саломеи, чаще выступает артистка балета. Но дело в том, что этот танец вообще не нужно танцевать. Режиссеры пытаются привести хореографию в соответствие с музыкой, дают в руки балеринам покрывала, но в мире именно этой оперы — это наивысшее из переживаний, место, где реальность истончается. Сквозь грань повседневности жизни попадает нечто высшее, нечто превосходящее по своим масштабам человека. Именно это мы имели в виду, когда говорили о трансценденции. Здесь и танец уже не танец, и Саломея уже не Саломея. Его невозможно изобразить, и поэтому он должен оставаться за кадром. Давайте посмотрим и послушаем оперу.

→ Рихард Штраус. Опера «Саломея»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;