angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рихард Штраус

Биография Штрауса

Штраус писал музыку всех жанров, кроме церковной, он вдохновлялся миром и людьми вокруг, чувствами, событиями и творчеством других мастеров. Посмотрим, как он пришел в музыку.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

👶 Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Его отец был выходцем из простолюдинов, но добился положения благодаря таланту валторниста. Он был первым учителем Штрауса. Мать мальчика была из богатой семьи, была хорошо образована и тоже увлекалась музыкой. В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. Мальчик обожал музыку и учился ей с удовольствием.

🎻 В 10 лет Штраус впервые услышал произведения Рихарда Вагнера. Его покорило настроение и стиль вагнеровских опер. Однако отец не был согласен с сыном, он считал творчество Вагнера низменным и запрещал Рихарду слушать эту музыку. Изучить ноты «Тристана и Изольды» Рихарду удалось только после совершеннолетия.

👀 Штраус изучал теорию музыки и оркестровки на репетициях придворного оркестра, где работал его отец. Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты.

🎹 Ранние работы Штрауса характеризовали как пример умеренного романтизма. Одаренность начинающего автора по достоинству оценили музыкальные критики, исполнители и дирижеры. Ханс фон Бюлов сделал Штрауса своим преемником, доверив молодому человеку руководство придворным оркестром герцога Саксен-Мейдингенского. Но композитор проработал там недолго, после чего уехал из города и занял должность 3-го капельмейстера в Мюнхенской придворной опере.

❤️ Свою любовь Рихард Штраус встретил в 1887 году, выступая дирижером оперы «Гензель и Гретель». В постановке была занята артистка Паулина Мария де Ана, в которую без памяти влюбился композитор. В 1894 году состоялась свадьба Паулины с Рихардом Штраусом. У Паулины был непростой характер, брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Но Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил нападки жены. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее Штраус написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы.

🥬 В 1896 году у Паулины и Рихарда родился сын Франц Штраус. Его появлению на свет посвящена «Домашняя симфония» композитора. Однако появление сына никак не смягчило характер Паулины и, однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения.

👨‍Рихард Штраус прожил долгую жизнь и умер от старости в возрасте 86 лет. За несколько лет до смерти начались проблемы со здоровьем — часто давали знать о себе слабость и больное сердце. Иногда Штраус даже терял ясность сознания.

Рихард Штраус в детстве, юности и со своей семьей

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Симфоническая поэма «Дон Жуан» была написана в 1888 году, когда Штраусу было 24 года. В то время он служил капельмейстером в Веймаре и дирижировал оркестром Веймарской оперы. Это произведение стало его первым крупным симфоническим успехом.

📖 Симфоническая поэма «Дон Жуан» основана и тесно связана с литературным источником — поэмой «Конец Дон Жуана» Николауса Ленау, австрийского поэта, который жил в первой половине 19 века. Он был одним из самых мрачных поэтов своего времени. Даже у Байрона было больше света.

⛅️ Николаус Ленау внутренний свет заменил навязчивой идеей о смерти, как окончательного выхода из пустоты жизни. Последние несколько лет жизни Ленау провел в приюте для душевнобольных после того, как в 1844 году выпрыгнул из окна и побежал по улице крича «Свобода! Помогите! Огонь!». Именно в то время он работал над «Дон Жуаном».

🎻 Штраус берет это произведение за основу своей симфонической поэмы. Из всех легенд о Дон Жуане оно интересно тем, что распутничество героя происходит из желания найти идеальную женщину. Несмотря на то, что у Дон Жуана получается ее найти, он впадает в меланхолию и желает смерти. Дон Жуан понимает, что стремиться ему больше не к чему, что идеи желаний пусты сами по себе и что каждое желание, даже будучи удовлетворенным, не приносит того счастья, которое он ожидал.

💧 Дон Жуан погружается в меланхолию. Его пессимистические идеи и, в то же время, желание вырваться за пределы нормальности и повседневности очень характерны для модернизма эпохи fin de siècle, что значит «конец века». Этот термин не всегда относится к концу 19 века. Ленау к нему не стоит и близко, его пессимизм имеет чисто романтическую природу, хотя в своей поэме «Дон Жуан» он нащупывает ту грань, на которую натолкнутся творцы в эпоху fin de siècle.

⛓ В нотах есть указание на прямую связь сюжета поэмы Ленау и музыки. Сама поэма имеет форму, среднюю между рондо и сонатой — метод организации материала взят из музыкальной традиции, из музыкального языка, но в конечном итоге произведение, как и любая симфоническая поэма, подчиняется литературной логике намного больше, чем логике музыкальной. Музыка поэмы удивительно живая, очень энергичная, в ней можно услышать следы того, что будет в «Саломее» и «Женщине без тени». Настроение в ней более светлое, чем в литературной поэме.

👏 Симфоническая поэма «Дон Жуан» была первым крупным успехом Штрауса. Но успех не был полным и безоговорочным. Публика была в восторге, критики в большинстве своем тоже. Но плохо восприняли это произведение Казима Вагнер и ее сторонники. Казима Вагнер очень хорошо относилась и к Штраусу, и к его музыке, но она была сверхконсервативной и очень упрямой. Она уже тогда не шла в ногу со временем. Она считала, что Штраус предал эстетику Вагнера и Листа — ее мужа и отца, выбрав сюжет про распутника. Это была единственная критика и была только такого свойства, все остальные встретили эту поэму очень благосклонно. С нее началась большая успешная музыкальная жизнь Рихарда Штрауса. Давайте послушаем поэму.

→ Рихард Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 16 минут

Николаус Ленау

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;