angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рихард Штраус

Симфонические поэмы «Так говорил Заратустра» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»

Оба симфонических произведения Штрауса имеют литературную основу, которая очень образно и фактурно отражена в музыке. Главные герои поэм одновременно очень разные и очень похожие.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Начнем с литературных основ поэм 👇

💫 Мы живем в постмодернистской парадигме. Если поменять названия поэм крест-накрест, ничего не поменяется. Представьте, «Так говорил Тиль Уленшпигель» и «Веселые проделки Заратустры». Конечно, это ироничный подход, который возможен, только если не относиться слишком серьезно к содержанию. Но он возможен также из-за схожести двух героев.

📖 «Так говорил Заратустра» — это труд немецкого философа Фридриха Ницше. Он написан в четырех частях, частей должно было быть шесть, но последние две философ не успел закончить из-за своего сумасшествия. Это не философская книга в духе трактата «Критика чистого разума» Канта. Это философский роман, который потом даст свои отсветы в произведениях других философов и писателей.

✈️ Книга Ницше описывает путешествие Заратустры за мудростью. В путешествиях автор сталкивает героя с теми вещами, которые он хочет разрушить или в отражении которых хочет показать свою философию о сверхчеловеке. По идее Ницше, герой должен отринуть мораль и перейти на новый уровень существования, где воздух оказывается настолько разреженным, что некоторые сходят там с ума.

Это путешествие взятого из мифа персонажа по искусно сконструированной вселенной. Его отличие от остальных героев текста в том, что он куда больше и сильнее их всех. Он имеет большее значение. Эта сверхчеловеческая неуязвимость делает героя не очень реальным, тем не менее через его уста до нас доносятся мысли, очень созвучные романтическому духу философии.

💥 Деятельность Заратустры была направлена на разрушение устоев общества, в котором жил тогда Ницше. Это не была какая-то банальная теория, это был весьма необычный взгляд на те моменты, которые часто ускользают от внимания. При всей нашей иронии к Ницше, а серьезно его воспринимают сегодня только подростки из интеллигентных семей, он был один из крупнейших умов своего времени, который повлиял и на музыку, и на культуру в целом.

Фридрих Ницше в молодости и в больнице для душевнобольных

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Образ Тиля Уленшпигеля был взят Штраусом из средневековых легенд. В этом произведении, в отличие от поэмы «Так говорил Заратустра», композитор использует не все произведения о герое и не ссылается на них в нотах.

🏰 Тиль Уленшпигель — это герой средневековых легенд, который скорее всего имел реальный прототип. Предположительно, он жил в первой половине 14 века. Тиль был балагур, весельчак и обманщик, который может провести любого без какого-либо злого умысла, а просто ради насмешки.

🧩 Романтики прекрасно видели, что Тиль Уленшпигель — это герой нового времени в старых обстоятельствах. Он не попадает в устои феодального общества, потому что у него свободный нрав, быстрый разум, он видит то, чего не видят другие. Эта интересная способность, которая встречается у некоторых, делает из людей, не ведущих обычную жизнь, обманщиков или пророков.

🎭 Здесь мы находим мотив отличности Заратустры от Тиля Уленшпигеля. Их образы показаны с совершенно разной интонацией и настроением, но все-таки общей направленностью. Главный герой, не такой как все, чем-то выдающийся среди остального общества.

🌎 Романтизм благоприятствовал одиночеству гения. Он в своей гениальности возвышается и восходит туда, куда простым смертным не попасть. Это отличие может быть проявлено с разных сторон. Если говорить о метафизике, можно сказать, что Тиль — это архетип трикстера, то есть человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. И, сопоставив его с другим архетипом, который представляет Заратустра, мы можем к чему-то прийти. Но мы лучше поговорим о музыке.

🎻 Симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» состоит из 27 час
тей. Это не все существующие сюжеты об этом герое. Штраус отказался писать названия глав в нотах, так что сопоставить их с литературным источником не удастся.

🚀 В ней мы слышим похожее бурное кипение жизни, что мы слышали в «Дон Жуан
е». Но здесь появляется чувство великой технической выполненности. «Дон Жуан» — масштабное произведение юного композитора, в котором видны аппетиты раскрывающегося таланта, но к 23 годам мастерство могли наработать единицы, у Штрауса тогда все только начиналось. В «Веселых проделках Тиля Уленшпигеля» присутствует удивительная ясность и фактурность образов. Даже не читая литературный источник, мы можем представить образ этого героя.

В книге Ницше Штрауса привлекла идея противопоставления героя обществу. Композитор взял девять глав и сочинил девять частей поэму, соответствующих определенной главе книги Ницше.

🎼 Поэма «Так говорил Заратустра» состоит из 9 частей, между которыми есть только три паузы. В ней нет такой структуры, как в строгой классической симфонии. Написано это произведение для четверного состава оркестра. Обязательно с контрабасами, у которых есть дополнительная струна, потому что там встречается очень низкий звук, который обычный контрабас не может взять.

🎻 Штраус демонстрирует здесь абсолютно вагнеровский подход к оркестровке. Чем больше — тем лучше. Чем мощнее звучание — тем лучше эффект. Композитору не хватает для выражения величины идей масштаба обычного симфонического оркестра.

🎥 Музыка Штрауса очень кинематографична. Самая знаменитая тема поэмы — «Вступление» или «Рассвет» была использована Стэнли Кубриком в «2001 год: Космическая одиссея» 1968 года. Эта музыка хорошо подходит для любого медленного появления из-за горизонта или медленного прояснения. Давайте послушаем.

→ Рихард Штраус. «Рассвет» в фильме «Космическая одиссея»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

🎵 Три ноты до, соль, до — квинта и кварта, два совершенных интервала, являются одним из важных мотивов произведения. Прелесть сочетания кварты и квинты в том, что они заполняют октаву, но не относятся сами по себе к какой бы то ни было тональности. Вариантов тональностей, когда у нас есть чистая до и чистая соль, довольно много. Ответа на вопрос, в какой тональности написано это произведение мы так и не получим. Оно закончится где-то между до мажором и си мажором.

📚 Штраус интересовался философией Ницше, закончившего жизнь безумием. Его смерть можно объяснить материалистки — сифилисом, но гораздо интереснее объяснить поэтически. Ницше поднялся до какого-то предела в своей достаточно жесткой философии и просто не выдержал нагрузки сверхчеловеского. Его попытка философски разрушить основы общества и пересобрать их привела к тому, что он разрушил основы себя.

🗣 То, к чему пришел Ницше, не было для Штрауса полноценным ответом. Возможно, если бы были дописаны последние две части, ответ нашелся, но Штраус хотел жить счастливо. Композитор обладал большой тягой к жизни и прожил долго, так что мрачная философия Ницше с неясным, не очерченным финалом его не устроила. Хотя сама история героя против общества казалась ему очень вдохновляющей.

🎹 В поэме «Так говорил Заратустра» есть влияние и вагнеровских героев, и великого немецкого мифа. Но метод и подход совсем не вагнеровский. У Штрауса был очень специфический дар мелодии — вся красота всегда спрятана в оркестровке, в массах звучания, которые переливаются. Мелодия создается внутренним чувством логики и движения, но внимание Штрауса постоянно улетает от мелодий, кажется, что он не очень умело их создает. Нельзя сказать, что Штраус был лишен мелодического дара, но он был настолько специфический, что часто принималось за его отсутствие.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;