angle-down facebook instagram vkontakte warning

«Вишневый сад»: драма или комедия?

Особенности диалогов

Особенность героев «Вишневого сада» — это неумение общаться. Они постоянно разговаривают, но, если внимательно прочитать, становится очевидно, что каждый продолжает свою линию разговора. Трагизм и комизм Чеховского мира строится на диалогах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

💬 Диалоги — основное, что есть в этой пьесе. Они построены так, что никто из героев «Вишневого сада» друг друга не слышит, каждый находится в кругу своих проблем. Давайте вернемся к диалогу в самом начале пьесы, когда Раневская приезжает в поместье и заходит в детскую:

🗣 «Аня. Пройдемте здесь. Ты, мама, помнишь, какая это комната?

Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы). Детская!»

🚀 Во время диалога мы реагируем друг на друга. Это важно, чтобы складывалось общение. В этом фрагменте Любовь Андреевна отреагировала на Аню, но дальше этого не происходит. Дальше в диалог вступает Варя:

🗣 «Варя. Как холодно, у меня руки закоченели. (Любови Андреевне) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка».

🙉 Но в следующей реплике Раневская никак не реагирует на слова Вари и говорит о своем. Разговор подхватывают остальные присутствующие, но диалога не возникает. Давайте прочитаем:

🗣 «Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... (Плачет) И теперь я как маленькая... (Целует брата, Варю, потом опять брата) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала... (Целует Дуняшу)

Гаев. Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?

Шарлотта (Пищику). Моя собака и орехи кушает.

Пищик (удивленно). Вы подумайте!

Уходят все, кроме Ани и Дуняши».

🖍 Каждый герой развивает свою линию диалога, никто из них не общается. Взаимодействие героев появляется в момент, когда обсуждаются деньги, потому что это единственный повод выйти из своей скорлупы и каким-то образом обменяться информацией.

☕️ «Пьют чай, а в этот момент рушатся их судьбы» — так часто пишут о героях «Вишневого сада». Но с другой стороны, когда люди говорят невпопад — это смешно. И такие моменты можно читать и играть комически. Давайте посмотрим на примере:

🗣 «Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости) Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

Гаев. Да, и сад продадут за долги, как это ни странно...»

🤯 Раневская об одном, Гаев о другом. В этом диалоге раскрывается и дополнительная характеристика Леонида Андреевича: он до конца не верит, что исход аукциона возможен, ему кажется, что все утрясется.

🗯 Еще один яркий пример имитации диалога. Епиходов беседует с Шарлоттой:

🗣 «Епиходов. Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. Вот он... (Показывает револьвер)

Шарлотта. Кончила. Теперь пойду. (Надевает ружье) Ты, Епиходов, очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины. Бррр! (Идет.) Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно... (Уходит не спеша)».

🧐 Фраза «эти умники все такие глупые» могла быть адресована Чеховым каждому из своих героев. Они не разговаривают, не обращают внимания друг на друга, каждый заботится о своем. В этом эпизоде Шарлотта очень точно оценила Епиходова.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🧩 Нестыковки во всем. Мы уже сказали, что Чехову важно показать комическую ситуацию, состоящую из большого количества нестыковок: поведение не по возрасту, неадекватная реакция, личное ощущение времени. В диалогах он продолжает эту линию:

🗣 «Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф) Столик мой.

Гаев. А без тебя тут няня умерла.

Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.

Гаев. И Анастасий умер. Петрушка Косой от меня ушел и теперь в городе у пристава живет. (Вынимает из кармана коробку с леденцами, сосет)».

😶 Раневская никак не реагирует на известие о смерти некогда близкого человека. Ей как будто все равно, она эмоционально не включается в этот диалог. Этот эпизод может чудовищно смотреться, если взглянуть на это с бытовой, жизненной позиции. Вот еще один фрагмент:

🗣 «Яша (подает Любови Андреевне лекарства). Может, примете сейчас пилюли...

Пищик. Не надо принимать медикаменты, милейшая... от них ни вреда, ни пользы... Дайте-ка сюда... многоуважаемая. (Берет пилюли, высыпает их себе на ладонь, дует на них, кладет в рот, и запивает квасом) Вот!

Любовь Андреевна (испуганно). Да вы с ума сошли!

Пищик. Все пилюли принял.

Лопахин. Экая прорва.

Все смеются».

🍺 Принял разом и запил квасом — после такого Пищику должно было стать плохо. Но скорее всего, Любовь Андреевна страдает от ипохондрии и ее пилюли бесполезны, пустышки. Так одна деталь из серьезной ситуации делает смешную и даже глупую.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;