«Вишневый сад»: драма или комедия?
Особенности диалогов
Особенность героев «Вишневого сада» — это неумение общаться. Они постоянно разговаривают, но, если внимательно прочитать, становится очевидно, что каждый продолжает свою линию разговора. Трагизм и комизм Чеховского мира строится на диалогах.
💬 Диалоги — основное, что есть в этой пьесе. Они построены так, что никто из героев «Вишневого сада» друг друга не слышит, каждый находится в кругу своих проблем. Давайте вернемся к диалогу в самом начале пьесы, когда Раневская приезжает в поместье и заходит в детскую:
🗣 «Аня. Пройдемте здесь. Ты, мама, помнишь, какая это комната?
Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы). Детская!»
🚀 Во время диалога мы реагируем друг на друга. Это важно, чтобы складывалось общение. В этом фрагменте Любовь Андреевна отреагировала на Аню, но дальше этого не происходит. Дальше в диалог вступает Варя:
🗣 «Варя. Как холодно, у меня руки закоченели. (Любови Андреевне) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка».
🙉 Но в следующей реплике Раневская никак не реагирует на слова Вари и говорит о своем. Разговор подхватывают остальные присутствующие, но диалога не возникает. Давайте прочитаем:
🗣 «Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... (Плачет) И теперь я как маленькая... (Целует брата, Варю, потом опять брата) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала... (Целует Дуняшу)
Гаев. Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?
Шарлотта (Пищику). Моя собака и орехи кушает.
Пищик (удивленно). Вы подумайте!
Уходят все, кроме Ани и Дуняши».
🖍 Каждый герой развивает свою линию диалога, никто из них не общается. Взаимодействие героев появляется в момент, когда обсуждаются деньги, потому что это единственный повод выйти из своей скорлупы и каким-то образом обменяться информацией.
☕️ «Пьют чай, а в этот момент рушатся их судьбы» — так часто пишут о героях «Вишневого сада». Но с другой стороны, когда люди говорят невпопад — это смешно. И такие моменты можно читать и играть комически. Давайте посмотрим на примере:
🗣 «Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости) Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!
Гаев. Да, и сад продадут за долги, как это ни странно...»
🤯 Раневская об одном, Гаев о другом. В этом диалоге раскрывается и дополнительная характеристика Леонида Андреевича: он до конца не верит, что исход аукциона возможен, ему кажется, что все утрясется.
🗯 Еще один яркий пример имитации диалога. Епиходов беседует с Шарлоттой:
🗣 «Епиходов. Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. Вот он... (Показывает револьвер)
Шарлотта. Кончила. Теперь пойду. (Надевает ружье) Ты, Епиходов, очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины. Бррр! (Идет.) Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно... (Уходит не спеша)».
🧐 Фраза «эти умники все такие глупые» могла быть адресована Чеховым каждому из своих героев. Они не разговаривают, не обращают внимания друг на друга, каждый заботится о своем. В этом эпизоде Шарлотта очень точно оценила Епиходова.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🧩 Нестыковки во всем. Мы уже сказали, что Чехову важно показать комическую ситуацию, состоящую из большого количества нестыковок: поведение не по возрасту, неадекватная реакция, личное ощущение времени. В диалогах он продолжает эту линию:
🗣 «Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф) Столик мой.
Гаев. А без тебя тут няня умерла.
Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.
Гаев. И Анастасий умер. Петрушка Косой от меня ушел и теперь в городе у пристава живет. (Вынимает из кармана коробку с леденцами, сосет)».
😶 Раневская никак не реагирует на известие о смерти некогда близкого человека. Ей как будто все равно, она эмоционально не включается в этот диалог. Этот эпизод может чудовищно смотреться, если взглянуть на это с бытовой, жизненной позиции. Вот еще один фрагмент:
🗣 «Яша (подает Любови Андреевне лекарства). Может, примете сейчас пилюли...
Пищик. Не надо принимать медикаменты, милейшая... от них ни вреда, ни пользы... Дайте-ка сюда... многоуважаемая. (Берет пилюли, высыпает их себе на ладонь, дует на них, кладет в рот, и запивает квасом) Вот!
Любовь Андреевна (испуганно). Да вы с ума сошли!
Пищик. Все пилюли принял.
Лопахин. Экая прорва.
Все смеются».
🍺 Принял разом и запил квасом — после такого Пищику должно было стать плохо. Но скорее всего, Любовь Андреевна страдает от ипохондрии и ее пилюли бесполезны, пустышки. Так одна деталь из серьезной ситуации делает смешную и даже глупую.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день