«Вишневый сад»: драма или комедия?
Эффект кривого зеркала
Принцип кривого зеркала Чехов использует на протяжении всей пьесы. Это важный прием, но заметить его достаточно сложно. Давайте поговорим, как Чехов выстраивает зеркальные ситуации и для чего.
💎 Эффект кривого зеркала. Он создается, когда читатель смотрит на ситуацию, напрямую не относящуюся к действию, но через нее начинает лучше понимать сюжет и героев. Так Чехов ориентирует зрителя и читателя. Например, тема денег раскрывается в том числе через эффект зеркала. Давайте прочитаем два фрагмента:
▫️ «Пищик. Человек, надо правду говорить... достойнейший... И моя Дашенька... тоже говорит, что... разные слова говорит. (Храпит, но тотчас же просыпается) А все-таки, многоуважаемая, одолжите мне... взаймы двести сорок рублей... завтра по закладной проценты платить...
Варя (испуганно). Нету, нету!
Любовь Андреевна. У меня в самом деле нет ничего.
Пищик. Найдутся. (Смеется) Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уж все пропало, погиб, ан глядь,— железная дорога по моей земле прошла, и... мне заплатили. А там, гляди, еще что-нибудь случится не сегодня-завтра...»
▫️«Пищик. Давненько не был у вас... прекраснейшая... (Лопахину) Ты здесь... рад тебя видеть... громаднейшего ума человек... возьми... получи... (Подает Лопахину деньги) Четыреста рублей... За мной остается восемьсот сорок...
Лопахин (в недоумении пожимает плечами). Точно во сне... Ты где же взял?
Пищик. Постой... Жарко... Событие необычайнейшее. Приехали ко мне англичане и нашли в земле какую-то белую глину... (Любови Андреевне) И вам четыреста... прекрасная... удивительная... (Подает деньги) Остальные потом».
💵 Независимо от масштабов долгов, Пищик всегда находит деньги. Его ситуация противоположна положению самой Раневской: Пищик всем должен и каким-то образом умудряется выкручиваться — то железная дорога по его земле проходит, то глину находят. У Раневской так не получается и от этого ее положение кажется еще более плачевным.
Шарлотта — героиня, которая показывает подлинное положение вещей. С ней Чехов чаще всего использует прием кривого зеркала.
🧩 В действиях девушки есть подсказки. В этом фрагменте Чехов очень тонко проводит аналогию между двумя эпизодами, давайте прочитаем их:
🗣 «Шарлотта (в раздумье). У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю... Кто мои родители, может, они не венчались... не знаю. (Достает из кармана огурец и ест) Ничего не знаю».
🥒 Запомним огурец и прочитаем еще один фрагмент, который в пьесе идет следом:
🗣 «Дуняша. Я стала тревожная, все беспокоюсь. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь... Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами.
Яша (целует ее). Огурчик! Конечно, каждая девушка должна себя помнить, и я больше всего не люблю, ежели девушка дурного поведения».
🗑 Судьба Дуняши такая же, как и огурца. Яша — побывавший за границей слуга, ухаживает за Дуняшей и в диалоге употребляет слово «огурчик». Чехов как бы намекает, что Яша поступит с Дуняшей определенным образом, он ее надкусит и выбросит, как Шарлотта надкусывает огурец.
❄️ Раневская равнодушна к дочерям. Этот момент тоже становится понятен читателю, только благодаря Шарлотте. Давайте рассмотрим на примере:
🗣 «Шарлотта. Прошу внимания, еще один фокус. (Берет со стула плед) Вот очень хороший плед, я желаю продавать... (Встряхивает) Не желает ли кто покупать?
Пищик (удивляясь). Вы подумайте!
Шарлотта. Ein, zwei, drei! (Быстро поднимает опущенный плед)
За пледом стоит Аня; она делает реверанс, бежит к матери, обнимает ее и убегает назад в залу при общем восторге.
Любовь Андреевна (аплодирует). Браво, браво!..
Шарлотта. Теперь еще! Ein, zwei, drei!
Поднимает плед; за пледом стоит Варя и кланяется.
Пищик (удивляясь). Вы подумайте!
Шарлотта. Конец! (Бросает плед на Пищика, делает реверанс и убегает в залу)»
🧙♀️ Фокусы, чтобы привлечь внимание матери. Раневская проявляет равнодушие к своим дочерям. Создается ощущение, что к своим детям она относится как к фокусу — с мимолетной радостью, но без должного внимания.
❔ Зачем Чехову кривые зеркала в пьесе? Раневскую любят идеализировать, но для автора она абсолютное чудовище, и с этим невозможно ничего поделать. Она ведет себя некрасиво, и мы увидели много примеров этого. Остальные герои тоже неидеальны: они не умеют общаться, а вступают в диалог, только когда дела касаются материального.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день