«Вишневый сад»: драма или комедия?
Время и пространство пьесы
Чехову было важно показать аномальное течение жизни в «Вишневом саду». Автор сделал время главным героем пьесы, но это очевидно не каждому читателю. Давайте продолжим говорить о времени и пространстве в «Вишневом саду» и аномалиях, связанных с ними.
🪐 Время в пьесе работает в двух плоскостях. Есть объективное время, которое обозначается автором в пьесе: читатель может посчитать, сколько Раневская была за границей; увидеть, какое время на часах в момент действия; сколько лет Фирсу или Ане. А есть субъективное время, которое каждый герой ощущает по-своему. Объективное время отражается на часах, а субъективное мы просто ощущаем. Комический эффект построен на том, что объективное время никак не совпадает с субъективным.
✈️ Раневская жила за границей пять лет. Она приезжает домой, чтобы поправить свое финансовое положение. За границей у нее остался любовник, сама Раневская этого не скрывает. Но когда читаешь «Вишневый сад» создается ощущение, что героини не было дома не пять лет, а 15. Вот, например, Лопахин рассуждает о Раневской:
🗣 «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу... Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. "Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет...»
Пауза.
Мужичок... Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд... Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком... (Перелистывает книгу.) Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул».
🌀 Лопахин застрял во временной петле. Сначала читателю может показаться, что он единственный, кто движется вперед, развивается и богатеет. В конце пьесы он становится хозяином вишневого сада. Но Лопахин не живет в объективном времени, он так часто вспоминает прошлое, и оказывается связан воспоминаниями.
🕰 Часть героев пьесы застряли в прошлом. Чехов поднимает проблему инфантилизма через временную аномалию. Инфантилизмом страдает половина героев Вишневого сада. Они не хотят жить в будущем, двигаться дальше и оценивать ситуацию. Через цифры и временные указания Чехов показывает, что люди в пьесе не осознают ни себя, ни ситуацию, ни время, ни пространство, ни реальность.
🧸 «Комната до сих пор называется детскою» — пример инфантилизма Раневской. Раневская — взрослая женщина, но ведет себя как маленькая девочка. Если вывести на сцену сорокалетнюю инфантильную девочку, которая будет кричать: «Ах сад мой, ах, бедный сад мой», то драма начнет превращаться в комедию. Давайте посмотрим, как Раневская субъективно ощущает время, и не ощущает объективного движения времени:
🗣 «Аня. Пройдемте здесь. Ты, мама, помнишь, какая это комната?
Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы). Детская!
Варя. Как холодно, у меня руки закоченели. (Любови Андреевне.) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка.
Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... (Плачет.) И теперь я как маленькая... (Целует брата, Варю, потом опять брата.) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала... (Целует Дуняшу.)
Гаев. Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?
Шарлотта (Пищику). Моя собака и орехи кушает.
Пищик (удивленно). Вы подумайте!
Уходят все, кроме Ани и Дуняши».
🎀 В этом эпизоде Раневская ведет себя как ребенок. Читатель видит сильно выраженную жестокость: она не случайно оценивает Варю определенным образом: «а Варя по-прежнему на монашку похожа». Так обычно ведут себя подростки и дети, которые не заботятся о чувствах других. Поезд опаздывает на два часа объективного времени, но герои опоздали на много лет внутренне.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🤔 Читатель знает возраст не всех героев «Вишневого сада». Автором некоторые герои вводятся с указанием возраста. Например, Ане 17 лет, Варе 24 года. Это важно, потому что для Вари возраст — это ее личная проблема: ей грозит судьба старой девы, и все это отлично понимают. Лакею Фирсу 87 лет, по тем временам он долгожитель. Больше указаний о возрасте нет.
📝 В самом начале пьесы Чехов подает тему времени через ремарки. Давайте прочитаем отрывок:
🗣 «Дуняша. Третьего дня Петр Сергеич приехали.
Аня (радостно). Петя!
Дуняша. В бане спят, там и живут. Боюсь, говорят, стеснить. (Взглянув на свои карманные часы.) Надо бы их разбудить, да Варвара Михайловна не велела. Ты, говорит, его не буди.
Входит Варя, на поясе у нее вязка ключей».
⏱ Чехов дает все больше и больше информации. Вначале читатель видит диалог Дуняши с Лопахиным. Лопахин уже разбогател, он человек с достатком, но карманных часов у него в первом действии нет, поэтому он спрашивает у служанки Дуняши который час. А у нее карманные часы есть. Дальше по действию у Лопахина появляются часы: он посмотрит на них в разговоре с Раневской. Но первая сцена будто намекает, что временем управляет не тот, кто должен изначально управлять — хозяева дома, а служанка Дуняша.
🎠 Сцена, когда Раневская приехала в поместье:
🗣 «Любовь Андреевна. Теперь можно и ехать. Уезжаю я с двумя заботами. Первая — это больной Фирс. (Взглянув на часы.) Еще минут пять можно.
Аня. Мама, Фирса уже отправили в больницу. Яша отправил утром».
⏳ На какие часы они все смотрят? Можно предположить, что часы у них одни — напольные или настенные. Но в детских комнатах в начале 20 века обычно часы не располагали. Читателю трудно понять, имеются ли часы в этой странной детской. С точки зрения культурных реалий — нет, но герои ведут себя так, будто часы там есть.
⏰ У каждого свой счет времени. Часы Лопахина в разговоре с Раневской появляются, потому что они буквально отсчитывают секунды до наступления нового времени. У Раневской часы отсчитывают последние часы ее уходящей жизни.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день