Русская литература 18 века
Особенности поэзии Державина
Державин определил поэтический облик екатерининской эпохи. Познакомимся поближе с его оригинальным творческим миром, свободным от груза ответственности первопроходцев.
Поговорим о Гаврииле Романовиче Державине (1743—1818) и узнаем, как складывалась его карьера и что особенного в его поэзии.
👤 Для понимания его поэзии стоит помнить, что Державин был крупным государственным деятелем и к службе относился серьезно. В его стихах политические темы всегда обусловлены глубоко личными переживаниями.
🛡 Карьера Державина началась с военной службы. В 1762 году он был рядовым Преображенского полка — того самого, что привел на трон Екатерину. В 1773 его отправили в штаб генерала Бибикова, который руководил подавлением пугачевского восстания. Державин вел хронику событий. Желание разобраться в причинах бунта сыграло важную роль в формировании его мировоззрения.
📯 Главные политические вопросы Просвещения — об ответственности власти, об общественном договоре — для Державина связаны больше с его собственной, очень эмоциональной реакцией на провалы в государственном управлении, чем с влиянием европейской философии.
🎵 К литературной славе он шел медленно. Ода «Фелица» в 1782 году понравилась Екатерине и моментально сделала Державина звездой — с этого момента и до 1803 года обе его карьеры будут успешны.
🎓 Державин был правителем (губернатором) Олонецкого наместничества (Петрозаводск) и затем Тамбовского; два года руководил Коммерц-коллегий (внешняя торговля), еще два года, уже при Александре I — был министром юстиции. Параллельно он постепенно получал общее признание как ведущий поэт поколения.
❓ Что особенного в поэзии Державина?
✍️ Державин видит в поэзии самовыражение, а не воплощение общего идеала. Он не отрицал классицистическую эстетику и, на первый взгляд, продолжил ломоносовскую традицию торжественных и духовных од. Но даже по интонации легко уловить, что его поэтическая позиция совершенно иная.
🎼 Например, уже в ранней оде «На рождение в Севере порфиродного отрока» (это будущий Александр I) формально все вроде бы по ломоносовским правилам. Грандиозная мифологической картина: Борей, воплощение северной зимы, смиряется перед царственным младенцем, и гении несут ему дары. Только картина зимы совсем не космическая, и мифологические персонажи ведут себя по-домашнему:
«Петь не смели птичек хоры,
Пчелы прятались в дуплах;
Засыпали нимфы с скуки
Средь пещер и камышей,
Согревать сатиры руки
Собирались вкруг огней».
А когда тон становится серьезным, даром царевичу становится очень важный для Державина совет:
«Будь страстей твоих владетель,
Будь на троне человек!»
Владеть страстями — это типично классицистическое требование, а вот «быть человеком», то есть не идеальным или великим человеком, а сохранить в себе человеческое вообще — это личная державинская тема.
📗 Одну из лучших книг о Державине написал поэт Владислав Ходасевич («Державин», 1916). Он точно определил, что нового в поэзии Державина на фоне эпохи:
«Додержавинская лирика почти сплошь была условна. И внешний мир, и собственные свои чувства поэты изображали в их "идеальном", несколько отвлеченном, чистейшем и простейшем виде. Они не умели смешивать красок и не знали полутонов. Державин первый начал изображать мир таким, как представляется он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».
Остановимся подробнее на самой известной оде Державина — «Фелица», которая посвящена Екатерине II.
👑 Имя Фелица взято из «Сказки о царевиче Хлоре», которую написала Екатерина для своего внука Александра. В сказке героя похищает киргизский хан, а дочь хана Фелица помогает герою в испытаниях. Поэтому в оде Фелицу называют «киргиз-кайсцаской царевной». Так Державин сразу позиционирует свое сочинение как литературную игру.
✍️ За этой игрой, однако, вся его эстетическая концепция.
📖 Когда Державин напишет свою версию «Памятника», то залогом своего бессмертия он назовет именно «Фелицу»:
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
🔎 Что такое «забавный русский слог»? «Забавный» здесь означает непринужденный, легкий стиль, уместный в баснях и комедиях, но не в торжественной оде.
💎 «Фелица» начинается традиционным восхвалением «богоподобной царевны» и ее мудрости, но, стоит появиться самому лирическому герою, хвала становится все менее торжественной. К достоинствам Фелицы добавляются совсем прозаические: хорошо, что она не играет в карты, не любит маскарады, не ездит «к духам», то есть к масонам, и не «донкишотствует».
📜 Мало того, что весь этот список не из одического лексикона — после него герой надолго забывает о Фелице и рассказывает о самом себе. Ода превращается в описание будничной жизни человека, который предается мечтам и простым земным наслаждениям.
❕ Никто в России до Державина не писал с таким удовольствием о радости жизни. Литература и просвещение тоже попадают у него в бытовую сферу, и читает герой только приключенческие повести:
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой,
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки ре́звимся порой;
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся;
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За библией, зевая, сплю.
👩🏻 Фелица вроде бы противопоставлена герою, она-то занята серьезными делами, но восхищается он тем, что она проста и любезна, прощает дурачества и терпит, что о ней говорят «быль и небыль».
🐻 Серьезный тон в оде возникает с неожиданно страшным образом:
«Стыдишься слыть ты тем великой,
Чтоб страшной, нелюбимой быть;
Медведице прилично дикой
Животных рвать и кровь их пить».
Настоящая антитеза Фелице — не праздный, но симпатичный герой, а эта медведица, образ дикой жестокости.
🧡 Идея, что власть должна быть человечна и держаться на заслуженной любви, а не на страхе и не на поклонении — в центре державинской картины мира. Она звучит во всех его политических текстах, только со временем его голос будет все жестче: такие тексты, как «Вельможа» или «Властителям и судиям» читаются как анти-«Фелица».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте обсудим философскую лирику Державина и разберем несколько его стихотворений, чтобы понять, о каких темах говорит поэт.
📖 В лирике Державина большое место занимают стихотворения, посвященные крупным философским вопросам. С «Фелицей» их роднит акцент на личном и человеческом. Для Ломоносова поводом задуматься было созерцание северного сияния или солнца — Державин же всегда начинает с мысли о месте человека в мире, о жизни и смерти, о скоротечности времени.
1️⃣♠️ В стихотворении «На смерть князя Мещерского» (1779) размышление о смертности начинается прямо с образа смерти с косой:
«Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет,
И дни мои, как злак, сечет».
✍️ Это, конечно, не по правилам элегии «на смерть»: Державин чересчур буквален и, главное, снова пишет о себе, а не об адресате.
⚰️ И дальше все время появляются атрибуты физической смерти, которая как бы врывается в жизнь. Смерть возникает рядом с молодостью, радостью жизни, на пиру:
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,
И бледна смерть на всех глядит.
⚡️ Жизнь человека — постоянный риск, мы все находимся «бездны на краю» (что повторит Пушкин в «Пире во время чумы»), век проходит, как сон. Державин, однако, ведет стихотворение от ужаса к благословению, от смерти к жизни: раз «Жизнь есть небес мгновенный дар», то незачем скорбеть.
2️⃣🖋 Самый впечатляющий образец державинской философской оды — «Бог» (1784). В ней те же темы доведены до максимума, ведь речь идет действительно о смысле всего бытия.
📜 Ода открывается величественным рассуждением о безмерности и непостижимости божественного. Впрочем, даже в разговоре о необъятном и вечном найдется очень конкретный образ: звезды сравниваются с «пылинками инея».
🗣 Позже Державин сам прокомментирует эти «пылинки» в «Объяснениях» к собранию сочинений: «Обитателям токмо Севера сия великолепная картина ясно бывает видима по зимам в ясный день, в большие морозы, по большей части в марте месяце, когда уже снег оледенеет, и пары, в ледяные капли обратившиеся, вниз и вверх носясь, как искры сверкают пред глазами». Без этой конкретики описывать все мироздание для него невозможно.
👤 Ода начинается с мысли о Боге, но ведет к мысли о себе. Все стихотворение движется скачками от полюса к полюсу, от малого к огромному, и человек оказывается суммой всех контрастов:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
👁 Эта знаменитая «эгоцентрическая» строфа дублирует начальное рассуждение о всеохватности Бога, и доказательство бытия Божия Державин выводит исключительно из изумленного взгляда человека на самого себя.
📖 Давайте прочитаем стихотворение Г.Р. Державина «Кузнечик» (1802).
👉 Какие кузнечики, цикады или другие насекомые в поэзии вам вспомнились после прочтения стихотворения Державина?
Об образовании в «Недоросле» и о том, кто учил Софью
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день