Русская литература 18 века
«Екатерининская эпоха»: Фонвизин
Екатерининская эпоха — это личный интерес императрицы к литературе и желание писателей видеть в ней просвещенного монарха. Посмотрим, как это отразилось на произведениях эпохи.
Поговорим о екатерининской эпохе и узнаем, о чем писала императрица и какие журналы издавались во времена ее правления.
👑 Для искусства 18 века отношения с властью — тема обязательная. В России усилиями поэтов и проповедников к середине века сложилась мифология, в центре которой — Петр I как создатель новой империи и новой культуры. Однако время целостной культурной политики, когда государство начинает активно участвовать в литературной жизни, наступит позже — с воцарением Екатерины II в 1762 году.
❇️ ✍️ Екатерина — писатель и издатель. Екатерина сама любила писать, в ее наследии — не только знаменитая переписка с Вольтером, но и множество публицистических сочинений, научные труды, «Записки касательно Российской истории» и более двадцати пьес, в основном комедий.
🎭 Комедии Екатерины стоят внимания, особенно «О, время!» и «Именины г-жи Ворчалкиной» . Хотя русский не был родным языком императрицы, комедии написаны легкой, бойкой прозой, близкой к разговорной речи. Они устроены просто, как короткие этюды из жизни сплетников, грубиянов и ханжей. В 1780-е любимый объект ее сатиры — масоны. К этому времени почти все русские интеллектуалы вступали в масонские ложи. Мода на тайные общества стала раздражать Екатерину, особенно ее разозлил огромный успех Калиостро. На эту тему она написала целых три пьесы — «Обманщик», «Обольщенный» и «Шаман Сибирский»: масоны в них выставлены шарлатанами и жуликами.
🕶 В 1769-1770 гг. Екатерина (инкогнито) была издателем и одним из ведущих авторов первого в России сатирического журнала «Всякая всячина». Образцом был английский “Spectator” Дж. Аддисона.
❇️🗞 Новый тон в диалоге между литературой и властью. «Всякая всячина» вдохновила литературную журналистику, и следом появились новые издания: «Смесь», «Трутень», «Поденщина», «И то, и се», «Ни то, ни се», «Полезное с приятным», «Адская почта». Между ними шел насмешливый диалог, в котором «Всякую всячину» называли «бабушкой», а все остальные журналы — «внучатами». Довольно быстро диалог перерос в острую полемику, которая не понравилась Екатерине, и «Всякую всячину» она вскоре бросила. Это неудивительно: «Смесь» в полемическом запале не стеснялась спрашивать, не выжила ли «бабушка» из ума.
🖋 Императрица отстаивала мягкую «милосердную» сатиру, а литераторы становились все серьезнее. Это был первый симптом нового тона в диалоге между литературой и властью. Писатели не хотели ограничиваться торжественными стихами и игрой по заданным «бабушкой» правилам, и к концу века будет нарастать конфликт.
❇️👤 Новиков, масонство и литература. Среди «внучат» «Всякой всячины» выделяется «Трутень» — первый журнал Николая Ивановича Новико́ва (1744—1818). Он станет ведущим издателем, литературным журналистом и публицистом эпохи. Его журналы — это сатирические «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»; «Санкт-Петербургские ученые ведомости»; первый русский философский журнал «Утренний свет» и первый женский журнал — «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (это не журнал мод, а литературно-критическое издание, целевой аудиторией которого были образованные женщины).
📚 Новиков — инициатор энциклопедического проекта — многотомного издания «Древняя российская вивлиофика» (1773). Это собрание древнерусских исторических документов — грамот, летописей, путешествий заложит фундамент новой исторической науки.
⛓ В 1791 году издательство Новикова «Типографическая компания», публиковавшее масонские книги, было закрыто, а через год и сам Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургской крепости, откуда он вышел только после смерти Екатерины в 1796 году.
Давайте узнаем, что из себя представляла художественная литература 18 века — главные авторы, сюжеты и герои.
В 18 веке русские романы и повести — это своего рода альтернативная литература, далекая от официальной «серьезной» линии. К 1760-м годам разрыв начинает преодолеваться благодаря литературным журналам, которые стали публиковать прозу.
Вспомним прозаиков 18 века, которых считают создателями массовой литературы в России 👇
1️⃣👤 Федор Александрович Эмин (1735—1770) — еще один выдающийся авантюрист эпохи. Его настоящее имя — Магомет-Али Эмин. Он родился в Польше, вырос в Турции и Греции, по его рассказам, учился в Венеции, потом участвовал в алжиро-тунисской войне, попал в плен к марокканским корсарам и бежал.
☦️ Точно известно, что Эмин явился в российское посольство в Лондоне с историей своих приключений, принял православие, выучил русский язык и уже в 1763 стал литератором, а в 1769 издавал в Санкт-Петербурге журнал «Адская почта».
📗 Первый роман Эмина — «Непостоянная Фортуна, или похождение Мирамонда» (1763). Судьба забрасывает героя в самые разные уголки мира, но Мирамонд сложнее обычного авантюрного героя. В романе есть часть, где он переключается с действий на рефлексию и удаляется в пустыню в поисках себя.
💌 В 1766 году выходит эпистолярный роман «Письма Ернеста и Доравры». Герои проживают многолетнюю историю любви, которой не суждено состояться: им мешает неравенство в положении. Они вынуждены вступить в брак не по любви, но когда оба овдовели, Доравра отказывает Ернесту. Пишут они не только о своих чувствах: герои пересказывают сны, рассуждают о добре и зле и делятся впечатлениями о других странах.
2️⃣👤 Соперником Эмина был Михаил Дмитриевич Чулков (1734—1792). Источником вдохновения для Чулкова был русский фольклор: он опубликовал 4-томное «Собрание русских песен», «Краткий мифологический лексикон», в котором есть и славянские легенды, «Словарь русских суеверий».
📗 Самое известное художественное произведение Чулкова — небольшой роман «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» (1770). Героиня и рассказчица романа — Мартона, вдова погибшего в Полтавской битве сержанта. Она — уверенная и энергичная авантюристка, о своих странствиях и приключениях рассказывает красочным языком, пересыпая речь пословицами и поговорками. В начале романа Мартона быстро оценивает свои шансы и учится выживать:
«Я твердо знала сию пословицу, что "богатство рождает честь". Итак, наняла себе служанку и начала быть госпожою. Умела ли я людьми командовать или нет, о том и сама не знаю, да мне и не было тогда нужды входить в такую мелочь, а довольно того, что я ни за что сама приняться не хотела, и ехала на моей служанке так, как дурак на осле».
3️⃣👤 Василий Алексеевич Лёвшин (1746—1826) — помещик и автор руководства по домоводству и сельскому хозяйству, на досуге написавший десятки литературных произведений разных жанров.
📕 Главное его сочинение — двухтомный сборник «Русские сказки» (1773—1775), авторство которого долгое время приписывали Чулкову. Левшин взял персонажей русских былин — Добрыню Никитича, Алешу Поповича, князя Владимира Красно Солнышко — и сделал их героями приключенческих историй в духе западных рыцарских романов. Богатыри учтивы и куртуазны, они участвуют в турнирах, спасают плененных царевен, встречаются с волшебницами и алхимиками. Сказки Левшина долго пользовались популярностью, в том числе у романтиков в начале 19 века, и это один из источников пушкинского «Руслана и Людмилы».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте поговорим о Фонвизине и рассмотрим внимательнее его произведения.
👤 Денис Иванович Фонвизин (1745—1792) — первый по-настоящему успешный русский комедиограф. Хотя комедии до него писали и Сумароков, и Владимир Лукин, и Екатерина II, на сцене из комедийного театра 18 века задержались только пьесы Фонвизина «Бригадир» (1769) и «Недоросль» (1781).
✍️ Фонвизин — типичный представитель екатерининского литературного поколения: уже в юности познакомился с Ломоносовым и Сумароковым, учился в Московском университете, переводил французских и немецких просветителей, интересовался историей и политическими теориями.
❓ Чем интересны комедии Фонвизина?
📖 Фонвизин свободно обращается с комедийной традицией. Очевидно, что он знаком с «высокой комедией» Мольера и с более современной «мещанской драмой», но у его комедий нет явных западных образцов.
1️⃣📗 «Бригадир» — камерная комедия с очень простой интригой. Все ограничено жизнью двух семей, и действие не выходит за рамки домашнего круга. Две старшие пары — Бригадир и бригадирша, советник и советница — пытаются поженить своих детей, Ивана и Софью. Вся пьеса — это серия домашних разговоров. Герои обмениваются мнениями, гадают, играют в шахматы и в карты, а между делом раскрываются их тайны.
📌 Весь комизм «Бригадира» — в коммуникативных провалах. Персонажи говорят словно каждый на своем языке, и не видят, что в их диалогах мало смысла. Показательная сцена — когда все высказываются о том, какие книги читать. Бригадир советует Ивану читать «артикул и устав военный», Советник — «уложение и указы», Бригадирша — «расходные тетрадки», а Советница — «любезные романы». Речь каждого из них соответствует тому, что они читают — и только Софья и Добролюбов говорят естественным, не заимствованным языком.
2️⃣📘 «Недоросль» (1781), вторая комедия Фонвизина, написана в совсем другое время для автора. Он успел потерять симпатию императрицы, пожить во Франции, набраться скепсиса по отношению к просветительским идеям.
👀 В «Недоросле» тоже все вертится вокруг частной семейной истории, но она вписана в явный политический контекст. «Недоросль» Митрофан, то есть молодой дворянин, еще не получивший аттестат и не имеющий права служить и жениться, — продукт семьи, в которой дворянство понимают как право на абсолютную власть. И это не абстрактная проблема — вера хозяйки дома в свою правоту влияет на жизни всех персонажей.
👥 Герои и здесь распадаются на два полюса
✅ На «положительной» стороне:
➖ пара молодых влюбленных, Софья и Милон,
➖ дядя и опекун Софьи Стародум,
➖ персонаж по фамилии Правдин, чья роль в финале окажется решающей.
⛔️ «Отрицательный» полюс — это традиционная сатирическая галерея:
➖ Простаковы — семья грубиянов и невеж,
➖ такой же дикий брат госпожи Простаковой Скотинин,
➖ трое бестолковых учителей.
🔄 Негативные персонажи живописные, активные, в речи каждого есть свои комические нюансы. Добродетельные персонажи нужны, чтобы сатира не была однобокой: по классицистическим нормам, нельзя в комедии показывать только зло и не говорить о том, как правильно. Простаковы говорят, как персонажи сатир, а Правдин и Милон — языком оды.
⚖️ В финале пьесы восстанавливается правильный порядок вещей и в любовной, и в политической интриге: Софья может выйти замуж за Милона, а госпожу Простакову официально лишают всей ее власти. Заметьте, что в этой комедии счастливая развязка не относится к заглавному герою: для Митрофанушки конец трагедийный, ведь в конце пьесы его положение хуже, чем в начале.
🗣 Попробуйте угадать персонажа пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1781) по реплике.
1️⃣ «Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?»
2️⃣ «Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто таки и грешные-то мои молитвы не доходили! Письмецо-то мне пожалуй».
«Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
3️⃣ «Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай. Кто написал Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет. Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них все то, что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель. Сядем. Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно».
«Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает. Умов много, и много разных. Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек».
4️⃣ «Худой покой! ба! ба! ба! да разве светлиц у меня мало? Для нее одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку».
«То ль еще увидишь, как опознаешь меня покороче. Вишь ты, здесь содомно. Через час место приду к тебе один. Тут дело и сладим. Скажу, не похвалясь: каков я, право таких мало».
О том, почему Ломоносов писал стихи о стекле
📖 Чтобы глубже понять произведение Ломоносова, можно почитать статью филолога Кирилла Осповата «Ломоносов и «Письмо о пользе стекла»: поэзия и наука при дворе Елизаветы Петровны» (2007). Это довольно сложное для восприятия, но сильное научное исследование.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день