angle-down facebook instagram vkontakte warning

Русская литература 18 века

Проза Карамзина и Радищева

Художественная проза Карамзина произвела революцию в русской литературе. Альтернативой его сентиментализму стала проза Радищева. Узнаем подробнее в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Давайте узнаем характерные черты стиля Карамзина.

👤 Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) — самый влиятельный писатель русского сентиментализма. Литературная карьера Карамзина была недолгой. Все его художественные произведения написаны с 1791 по 1803 год — остальные годы жизни он посвятил исторической науке, созданию многотомной «Истории Государства Российского».

📘 Карамзин сознательно ставил задачей реформировать русский литературный язык. Для современников его стиль звучал новаторски. В поисках более легкого и гибкого языка писатель смело придумывал новые слова, отказывался от устаревших и книжных слов и грамматических форм.

🖋 Карамзин — чемпион по изобретению неологизмов. Вот его вклад в русский лексикон: слова «влияние», «влюбленность», «трогательный», «рассеянный», «занимательный», «развлечение», «расположение», «обстоятельство», «предрассудок», «промышленность», «катастрофа» и многие другие.

📝 Новизна и в том, что он предпочитал не заимствовать слова из других языков, а по их модели создавать слова из уже существовавших русских корней, приставок и суффиксов — это называют калькированием. Например, слово «впечатление» — калька «impression». Такие слова были интуитивно понятны аудитории Карамзина, владевшей западноевропейскими языками, и поэтому они легко приживались в речи.

🌍 Путешествие по Европе очень повлияло на молодого Карамзина. В 1789-1790 гг. писатель побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Англии, встречался с поэтами и философами, включая И. Г. Гердера и Иммануила Канта, стал свидетелем революции во Франции.

📇 В 1791-1792 гг. Карамзин опубликовал в «Московском журнале» «Письма русского путешественника». Это одновременно записки о реальном путешествии и эмоциональный дневник. Авторский голос в «Письмах» Карамзина принадлежит типичному герою сентименталистов: он внимателен к своим эмоциональным реакциям, интересуется психологией людей больше, чем идеями и событиями, радуется тихим нежным картинам и испытывает ужас перед бушующей парижской толпой.

❕ В «Письмах» важна идея свободного путешествия как самовоспитания и самореализации человека:

«Приятно, весело, друзья мои, переезжать из одной земли в другую, видеть новые предметы, с которыми, кажется, самая душа наша обновляется, и чувствовать неоцененную свободу человека, по которой он подлинно может назваться царем земного творения».

📕 В 1792 году в «Московском журнале» выходит повесть «Бедная Лиза». Она будет невероятно популярна и сразу вызовет целую волну подражаний — вскоре появятся «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова и др. У молодых читателей станет модно гулять в местах, описанных в повести, и грустить на берегу «Лизина пруда».

🗣 Сентиментальные повести Карамзина объединяет образ рассказчика, всегда эмоционально вовлеченного. Он сочувственно объясняет поступки персонажей (даже Эраст в «Бедной Лизе» получает долю симпатии) любуется картинами природы и волнуется за героев.

✨ Мир этих повестей, даже когда сюжеты развиваются трагически, близок к сентименталистской утопии. Здесь универсальные человеческие качества важнее социальных границ, все люди могут быть чувствительны и способны к добру.

Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте подробнее рассмотрим творчество Карамзина и обсудим его исторические повести.

🌹 В прозе Карамзина появляются и первые черты романтизма. Во многом это связано с растущим интересом писателя к истории. Историзм в художественных текстах Карамзина воплощается в попытках создать точные и колоритные образы прошлого.

📗 Первая историческая повесть, «Наталья, боярская дочь» (1792), близка к «Бедной Лизе» (только любовная история здесь счастливая). Время действия и имена героев, Наталья и Алексей, намекают на брак царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, но повесть не следует буквально реальному сюжету.

🗣 За чувство истории здесь отвечает рассказчик, который все время напоминает о дистанции, отделяющей нас от мира героев, прежней России. И эта дистанция иногда принимает иронические черты: «…Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц; одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка «О воспитании», ни Руссова «Эмиля» — во-первых, для того, что сих авторов еще и на свете не было, а во-вторых, и потому, что худо знали грамоте…»

📙 Следующая повесть на исторический сюжет — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (1802). В это время Карамзин уже всерьез поглощен исследованием российской истории, и стремится точно отразить свою версию реальных событий. Повесть посвящена краху Новгородской республики и ее последней защитнице, Марфе Борецкой.

🖋 Тема, казалось бы, больше подходит для трагедий русских классицистов, и в повести, действительно, много почти драматических сцен, монологов и диалогов. Но такой развязки, как у Карамзина, в русском классицистическом тексте быть не могло: перед казнью Марфа понимает, что осталась одна и ее дело обречено.

📌 Новая идея для литературы 18 века — автор остался верен историческим фактам и поэтому в повести нет восстановления порядка и гармонии.

♠️ Карамзин откликается и на готическую литературу, уже популярную в Европе. Повесть «Остров Борнгольм» (1794) воссоздает типичную атмосферу готического романа, мрачную, тревожную и загадочную. Это как бы продолжение «Писем русского путешественника»: автор возвращается из Англии в Россию — но от «Писем» стиль сильно отличается.

🗣 Путешественник рассказывает, что в Англии он встретил странного юношу, погруженного в меланхолию — тот пел печальную песню о датском острове Борнгольм. Превратности плавания приводят туда и рассказчика, которого охватывает «темное предчувствие». На острове рассказчик попадает в суровый готический замок, встречает таинственного старца, видит страшные сны, а потом обнаруживает в подвале несчастную девушку, заточенную за какое-то страшное преступление. В чем тайна, рассказчик узнает в конце, ужасается — но не объясняет читателям.

🖤 Обычно «тайну» интерпретируют как историю инцеста брата и сестры, но Карамзин, оставив нас без разгадки, строит весь текст только на эмоциональном накале. Его язык по-прежнему сентиментален, но обращается к другой, темной стороне чувствительности.

Давайте узнаем судьбу и отличительные черты творчества Александра Николаевича Радищева (1749–1802).

👤 Радищев — самый радикальный представитель русского Просвещения. Во время учебы в Лейпцигском университете он познакомился с идеями философов-просветителей и в Россию вернулся убежденным сторонником немедленного и полного преобразования всей социальной системы.

✍️ В 1789 году Радищев публикует очень необычную книгу под названием «Житие Федора Васильевича Ушакова». Федор Ушаков — его старший товарищ по университету, умерший в 22 года. «Житие» ближе к роману воспитания, чем к биографии. Ушаков в нем предстает блестящим молодым ученым и сильной личностью, но важнее всего в тексте история его смерти. Смертельно больной Ушаков попросил друга дать ему яд, и тот согласился. Самоубийство — острая и новая тема для русской литературы, в «Житии Ушакова» она напрямую связана с темой свободы.

📗 А в 1790 году выходит «Путешествие из Петербурга в Москву», и судьба автора принимает трагический оборот. «Путешествие» привело в ярость саму императрицу, большую часть тиража автору пришлось сжечь.

⛓ Вскоре Радищева арестовали и приговорили к смертной казни. Екатерина заменила казнь ссылкой в Сибирь. Только в 1801 году Радищев вернулся в Петербург и даже был принят на государственную службу, но сразу же оказался в конфликте с начальством.

❔ Смерть Радищева осталась загадкой: неизвестно, это несчастный случай или самоубийство. Пушкин сделал популярной версию, что Радищев покончил с собой в отчаянии, из-за угрозы новой ссылки. Ю. М. Лотман, исходя из текстов Радищева, поддерживал версию, что его смерть была философским самоубийством, осознанным героическим жестом.

Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802)

Как читать «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева?

👤 Несмотря на то, что рассказчика отождествляли с автором, это художественный текст, а не реальные записки путешественника. В нем совмещаются элементы «сентиментального путешествия» и аллегорического романа.

📝 На аллегорию намекает уже эпиграф из «Тилемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Отсылку можно понять и так, что путешествие совершается по аду или царству мертвых — у Тредиаковского чудище «стризевно», то есть трехглавое, это мифический пес Цербер. Стоглавый монстр Радищева же ассоциируется с властью (в главе «Тверь» церковь — стоглавая гидра, в «Хотилове» стоглавое зло — крепостное право).

🛣 Остановки героя на пути соответствуют реальной географии, но текст совсем не похож на путеводитель. В каждой короткой главе внимание уделяется какой-то стороне одной большой картины: перед нами мир в полной дисгармонии, наполненный страданиями и несправедливостью. Эмоциональный спектр состоит из оттенков скорби и возмущения.

📖 Все встречи в книге короткие, рассказчик нигде не задерживается. Он погружен в собственные размышления, а иногда и сны, как в главе «Спасская полесть». Деталей его жизни мы при этом не знаем — неизвестно даже, зачем он едет в Москву. Раскрывается он только тогда, когда выражает сочувствие несчастным или возмущается царством зла, которое видит везде.

👤 В главе «Тверь» рассказчик встречает «новомодного стихотворца», а тот читает оду «Вольность» — ранний текст самого Радищева. Автор словно иронически расстается с собственными стихами, и в начале следующей главы порывает с поэзией: «Въезжая в сию деревню, не стихотворческим пением слух мой был ударяем, но пронзающим сердца воплем жен, детей и старцев».

✍️ Стиль Радищева выглядит невероятно архаичным и экзальтированным. Сейчас трудно поверить, что «Путешествие» написано одновременно с «Бедной Лизой». Зато в русской литературе Радищев открывает большую традицию символических путешествий по российской провинции, среди которых и «Мертвые души», и «Москва — Петушки».

«Золотым веком» обычно называют эпоху Пушкина и его круга, которую, как теперь кажется, от 18 века отделяет эстетическая пропасть. Давайте узнаем, с чего начинается «золотой век» русской литературы?

⚔️ В действительности конфликт разных эстетик не был поколенческим. Классицизм, сентиментализм и романтизм сосуществовали достаточно долго. В начале 19 века еще живы и продолжают писать многие звезды предыдущей эпохи: Державин, Крылов, Карамзин. Все они так или иначе пользовались уважением романтического поколения.

👇 Вспомним несколько моментов, которые в мифологии русской литературы претендуют на символическое начало новой эпохи. Как и любой миф, они точно отражают, чьими наследниками хотели видеть себя новые поэты.

🖋 В 1802 году в журнале «Вестник Европы» публикуется элегия «Сельское кладбище» молодого поэта Василия Жуковского, вольное переложение английского стихотворения Томаса Грея. Жуковский, протеже Карамзина, быстро становится первым поэтом нового века.

👏 В январе 1815 года на экзамене в Царскосельском лицее присутствовал Державин. 15-летний Пушкин прочитал «Воспоминания в Царском селе», Державин в восторге бросился его целовать — мы помним эту историю благодаря немного ироническим строчкам в «Евгении Онегине»: «Старик Державин нас заметил / И в гроб сходя, благословил».

👥 А в октябре того же 1815 года образовалось «Арзамасское общество безвестных людей». Мотивы его создания тоже связаны со старшим поколением. Молодые поэты включились в старый спор. В 1811 году противник Карамзина и его «нового слога» Александр Шишков основал общество «Беседа любителей русского слова», призванное защитить от модных веяний и неологизмов «старый» русский язык.

🎓 «Арзамас» был создан против «Беседы» и в поддержку Карамзина. Членами «Арзамаса» были Жуковский, Пушкин, Вяземский, Батюшков, Плещеев — весь цвет будущего «золотого века». Их победа стала залогом того, что мы считаем нормой русской литературы психологическую прозу, а слова «влюбленный» и «впечатление» не кажутся нам искусственными химерами.

👨‍🎓 Преемственность между сентименталистами и романтиками была естественной не только из-за близких литературных идей. Стоит помнить и о том, что русская литература в это время представляла собой достаточно узкий круг. Дочь Карамзина Екатерина была музой романтических поэтов. Старший сын Муравьева Никита был членом «Арзамаса» (и позже декабристом, как и его брат). Истоки расцвета литературной жизни — в культе дружбы и в поэтической солидарности, которые в русской литературе начинаются с сентименталистов.

👀 Чтобы проникнуться эпохой, давайте посмотрим материалы выставки «Русский сентиментализм: знаки препинания».

👉 Выставка была посвящена четырем знакам препинания: восклицательный знак, вопросительный знак, тире и многоточие; и четырем чувствам: восторг, удивление, недосказанность и меланхолия. Объединяющий мотив выставки: одно из ключевых произведений эпохи сентиментализма — «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

В этом уроке мы говорили о русской литературе 18 века. Давайте вспомним главное.

📜 За несколько десятилетий 18 века русская культура стремительно сконструировала систему светской литературы по западноевропейским моделям — рождается самостоятельная профессиональная литература.

💡 Каждый русский писатель в это время был новатором и революционером. Это эпоха титанов, бунтарей, изобретателей.

💥 Петровская эпоха — время социального и культурного взрыва. Самый известный текст — «Юности честное зерцало», изданный в 1717 году по указанию самого Петра. Идея книги — показать, что для всего есть свои понятные правила.

📌 Самый распространенный жанр — «гистория», то есть «история» — это приключенческая повесть, часто сочетавшая авантюрные и любовные сюжеты.

⭐️ Классицизм был самым очевидным ориентиром для русской литературы. Основным литературным понятием был жанр: для каждого жанра — свои темы, правила и свой язык. В России на первый план вышла сатира, затем ода, намного позже комедия.

👤 Первый теоретик русского классицизма — Василий Тредиаковский. С Тредиаковского начинается самый большой проект в истории русской поэзии, который принято называть реформой стихосложения — «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» — учебник для поэтов с определениями всех нужных терминов.

🎵 Поэтам нового поколения было важно сделать стихотворную речь более далекой от прозы — более ритмичной. На смену силлабике приходит силлабо-тоническая система: повторяется не только количество слогов, но и чередование ударных слогов с безударными. Она теперь нам кажется классической и естественной для русского стиха.

👤 Михаил Ломоносов — самая яркая личность эпохи. В 1758 году в статье «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов предложил выделить «высокий», «средний» и «низкий» стили. Ломоносов написал 20 «торжественных», или «похвальных» од — фактически создал отдельный жанр в русской литературе.

✌️ Екатерининская эпоха характеризуется двумя знаковыми чертами: личный интерес императрицы к философии и литературе и желание писателей и мыслителей видеть в ней воплощение утопического образа просвещенного монарха. Появляется тон в диалоге между литературой и властью: императрица отстаивала мягкую «милосердную» сатиру, а литераторы становились все серьезнее. Писатели не хотели ограничиваться торжественными стихами, и к концу века будет нарастать конфликт.

👤 Определил поэтический облик екатерининской эпохи Гавриил Державин. Его ода «Фелица» в 1782 году понравилась Екатерине и моментально сделала Державина звездой. В центре державинской картины мира идея, что власть должна быть человечна и держаться на заслуженной любви, а не на страхе и не на поклонении.

❤️ В 1790-е года наступает настоящий расцвет русского сентиментализма. Философы-просветители придают большое значение внутреннему развитию и воспитанию личности. Чувствительность становится самой популярной темой. Для русского сентиментализма важны также идеи равенства, универсальной ценности человеческой жизни.

👤 Николай Карамзин — самый влиятельный писатель русского сентиментализма. В поисках более легкого и гибкого языка писатель смело придумывал новые слова, отказывался от устаревших и книжных слов и грамматических форм.

👤 Александр Радищев — самый радикальный представитель русского Просвещения. В «Путешествии из Петербурга в Москву» совмещаются элементы «сентиментального путешествия» и аллегорического романа. Стиль Радищева выглядит архаичным, но в русской литературе Радищев открывает большую традицию символических путешествий по российской провинции, среди которых и «Мертвые души», и «Москва — Петушки».

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;