Русская литература 18 века
«Петровская эпоха»
Петровская эпоха — время социального и культурного взрыва и реформ, когда светская литература отделяется от церковной. Разберемся в процессе реформации.
Начнем наш разговор с того, что узнаем самое важное об эпохе.
Когда мы думаем о классике русской литературы, мы всегда представляем себе 19 век. Все понимают, что русская культура все-таки старше. Например, помним о древнерусской литературе, но ее приходится читать в переводе. Поэтому в прошлое дальше «золотого века» читатели заглядывают редко.
✍️ Это не значит, что русской словесности вообще не было до Петра I. Не было именно светской литературы как системы. За несколько десятилетий 18 века русская культура стремительно сконструировала эту систему по западноевропейским моделям, на ходу приспосабливая их к особенностям русского языка, интересам читателей, политической обстановке.
💎 Это был уникальный по масштабу и скорости воплощения культурный проект. У его истоков были открывшиеся в 17 веке образовательные центры — Киево-Могилянская коллегия (позже — Киевская духовная академия) и Славяно-греко-латинская академия в Москве. Целая плеяда интеллектуалов и поэтов рубежа 17-18 веков получили в них образование, близкое к европейскому: Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Феофан Прокопович, Антиох Кантемир. Они были хорошо знакомы не только с латинской богословской традицией, но и с западными литературами, и сознательно стремились воссоздать близкую им литературную эстетику на русском языке.
💡 Это эпоха титанов, бунтарей, изобретателей. В истории литературных стилей ее ассоциируют в первую очередь с классицизмом — но это большое упрощение. В реальности русская литература 18 века из-за своего ускоренного режима включает и тексты, больше похожие на барокко, а иногда и на ренессансную литературу, и что-то относительно похожее на западный классицизм, и вполне уже европейского типа сентиментализм.
🌐 К концу века русские авторы уже совершенно свободно общались с западными коллегами, и в эпоху романтизма русская культура войдет уже в общеевропейском ритме.
❇️ В этом уроке мы почувствуем, как быстро менялся сам русский язык.
1️⃣ Начнем с Кантемира и Тредиаковского — они наверняка покажутся тяжеловесными, иногда непонятными, даже неуклюжими.
2️⃣ Почитаем оды Ломоносова, язык которых к нам ближе, но художественный мир непохож на привычную классику.
3️⃣ У Фонвизина и Державина мы уже сможем понимать юмор, даже если разнообразные мифологические и литературные аллюзии будут не из нашего обычного багажа.
4️⃣ А в конце урока почитаем уже почти близких к пушкинскому языку сентименталистов и подумаем о том, каково было в первый раз на русском языке писать об интимных переживаниях.
Историю литературы 18 века принято делить на большие периоды. Это деление условное, оно не всегда совпадает с поколениями или с историческими эпохами, но примерно отражает границы между литературными трендами.
1️⃣ 1700-е — 1730-е гг., или «Петровская эпоха». Так называют в литературе первую треть 18 века. То есть началась эпоха не с воцарением Петра (1689), а позже, с началом культурных реформ, направленных на вестернизацию. В это время основная масса литературы еще мало отличается от 17 века, но появляются идеологи реформы во главе с Феофаном Прокоповичем.
2️⃣ 1730-е — 1760-е. Появляется русская версия классицизма. Главным теоретиком стал поэт и переводчик Василий Тредиаковский, а самые интересные события связаны со спорами трех великих поэтов — Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова. Именно в этих спорах рождается система стихосложения, которая теперь нам кажется нормальной для русской поэзии.
3️⃣ 1760-е — 1780-е. В России распространяются идеи Просвещения и формируется литературная система: уже есть журналы, издатели, критики. С началом царствования Екатерины II русская литература переходит от войн титанов к образованию институций. Главные литературные события — «высокие комедии» Фонвизина и иронический классицизм Державина.
4️⃣ 1780-е — 1800-е. В моде сентиментализм. В России литература чувствительности воплощается в лирической поэзии (И. Дмитриев, М. Муравьев, К. Львов), утонченной психологической прозе Карамзина, но также и в эмоциональной политической проповеди Радищева. Отдельная фигура — баснописец и комедиограф Иван Крылов: он доживет до 1843 года, но останется в памяти последним великим автором 18 века.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте подробнее поговорим о петровской эпохе и узнаем, какие книги и жанры были популярны в то время.
🔤 Для литературы момент переворота и реформ был связан с переходом на «гражданский шрифт» в 1708 году. Прежняя азбука остается только для церковной литературы. Это значит, что теперь светские и религиозные книги выглядят и читаются совершенно по-разному.
📚 В это время художественная литература в России еще не обладает самостоятельным статусом. Многие памятники словесности петровской эпохи — даже не публицистика, а нормативные тексты — уставы, правила, учебники: Россия переучивается и переодевается.
🔎 Самый известный такой текст — «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», книга издана в 1717 году по указанию самого Петра. Для современного читателя она выглядит забавно: молодым дворянам объясняют, что неприлично «руками или ногами по столу везде колобродить» и что «младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать, и ниже шею и плеча якобы из повадки трясти, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить…» А еще отрокам рекомендовали изучать иностранные языки, «слушать охотнее, чем говорить» и «на людей глядеть весело и приятно».
📍 Идея книги — принципиальная для всей культуры 18 века — в том, что для всего есть свои понятные, прозрачные правила. Новым для России было внимание к нормам внешним, а не только моральным — к бытовым жестам и формам общения.
📝 Были и популярные художественные произведения, хотя, как правило, авторство их сложно установить. Самый распространенный их жанр — «гистория», то есть «история» — это приключенческая повесть, часто сочетавшая авантюрные и любовные сюжеты.
💙 «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли» проводит героя по типично «петровскому» пути: в поисках науки и приключений он отправляется в Санкт-Петербург, а оттуда в Голландию. На пути домой он попадает к пиратам, влюбляется в их пленницу, ту самую флорентийскую королевну, бежит с ней, побеждает коварного соперника-адмирала и в конце становится королем Флоренции. Василий не просто удачливый моряк: он так прекрасен, что всем, даже пиратам, нравится с первого взгляда, и читатель не сомневается, что герой заслуживает счастливой развязки.
👤 Не менее привлекателен герой «Гистории об Александре, российском дворянине». Москвич Александр, не менее обаятельный, чем Василий, отправляется во Францию: там его ждут любовные истории — и разбойники, разумеется. В этой повести больше печальных событий, и главному герою в конце не повезет. Впервые для русской литературы в тексте очень много внимания уделяется эмоциям персонажей, и даже появляются стихи «арий», которые они поют в размышлениях о своей любви или печали.
📘 «Гистории» еще довольно архаичны по языку и выглядят склейкой из разных жанров: есть следы переделки русских повестей 17 века, бесконечных авантюрных романов эпохи барокко и более легких галантных повестей. Но их популярность говорит о том, что в это время в России уже было много читателей, которых привлекали те же темы и стили, что европейцев.
У петровских реформ были сторонники, которые воспринимали перемены более глубоко, чем сам император. В течение всего 18 века их идеи будут ориентиром для следующих поколений писателей. Давайте узнаем о другой стороне литературы петровских реформ.
1️⃣ Первая роль здесь принадлежит Феофану Прокоповичу (1681—1736). Публицист, богослов, проповедник, ректор Киевской Академии, архиепископ Феофан был одним из авторов церковной реформы, но также и одним из первых русских писателей, которые считали, что с Петром началась новая история.
📕 Феофан — автор «Поэтики» (1705) и «Риторики» (1706—1707), с которых можно вести отсчет новой теории литературы и ораторского искусства. Автор ориентируется скорее на античные образцы, чем на западных современников, но подчеркивает классицистические идеалы — ясность и нормативность — в противовес типичной для барокко «темноте» стиля, усложненности.
📌 В это время высокая литература в России была представлена в основном именно сложной барочной поэзией: поэтика Феофана — это утопия, учебник литературы будущего.
📙 Самое известное литературное сочинение Феофана Прокоповича — пятиактная «трагедокомедия» «Владимир» (1705), пьеса о крещении Руси. Кроме собственно условно-исторических князя Владимира, Бориса и Глеба, действуют комические жрецы с именами Жеривол и Курояд, а также апостол Андрей с хором ангелов.
🖋 С этой пьесы начинается вся русская драматургия, и Владимир — уже достаточно психологически сложный герой, с рефлексией, сомнениями и внутренним конфликтом. Феофан использует разные стили для разных персонажей: в одном тексте есть и серьезная патетическая речь, и просторечие с украинизмами. Идея использовать естественное языковое разнообразие для разграничения стилей дальше будет очень важна для языка русского классицизма.
📖 Наибольшее влияние на литературу, однако, оказал один публицистический текст Феофана. 28 января 1725 года у гроба Петра он произносит «Слово на погребение Петра Великого». Феофан напишет еще ряд сочинений о Петре, и общей их задачей будет создание связного, по сути мифологического образа императора как основателя и законодателя новой жизни. Петр сравнивается с библейскими пророками и царями — Моисеем, Соломоном, Давидом. До Петра Россия словно не существовала, а высший долг для всех, кто оплакивает императора, — продолжить его дело.
💫 Конкретные церковные и политические подтексты проповедей Феофана постепенно сотрутся из памяти, а построенный им миф о Петре как создателе России останется. Из него вырастут и оды Ломоносова, и речи Стародума в «Недоросле», и пушкинский «Медный всадник».
📖 Давайте прочитаем стихотворение начала 18 века и «ответ» на него из 20 века. Это стихотворение Антиоха Кантемира «К стихам своим», а ответ — стихотворение Иосифа Бродского «К стихам», написанное в 1967 году.
👉 Сравните эти два текста, чем они, на ваш взгляд, отличаются?
О рукописных книгах в 18 веке
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день