Русская литература 18 века
Сентиментализм и поэты-сентименталисты
Поворот к сентиментальности в Европе занял несколько десятилетий, а затем пришел в Россию в виде рококо. В этой части увидим, как раскрывался эмоциональный мир человека в литературе.
Поговорим о том, как в России развивался сентиментализм, какие его главные черты и особенности.
👁 Первые признаки сентиментализма проявились в изящном и легком стиле рококо, который создает эфемерные, летучие образы персонажей, занятых нежными играми. В моду входят пасторальные картины счастливой жизни в гармонии с природой. Философы-просветители придают большое значение внутреннему развитию и воспитанию личности.
💙 Чувствительность становится самой популярной темой. В «Страданиях юного Вертера» Гете и романах Жан-Жака Руссо, завоевавших всю Европу, герои сконцентрированы на рефлексии своих личных переживаний.
🎶 В России ту же тенденцию можно наблюдать уже в лирике Сумарокова и его учеников, но настоящий расцвет русского сентиментализма — в 1790-е годы.
👤 Для последнего литературного поколения 18 века чувствительность — не просто тип характера или восприятия. Чувствительный герой становится этическим идеалом. Само слово «чувствительность» стало означать способность
к состраданию, отзывчивость, доброту.
⚖️ Для русского сентиментализма важны также идеи равенства, универсальной ценности человеческой жизни. В текстах сентименталистов всегда находится место идее о том, что значимы только личные качества человека — причем главное из них «доброе сердце», а не ум и таланты. «Достоинство» они понимают как внутреннее свойство, не связанное с происхождением и успехами.
🖼 Сентименталистскую литературу легко узнать и по определенному типу пейзажа. Природа перестает быть символическим пространством, условной сценой для развития сюжета или рассуждений. Сентиментальный герой чувствует себя на месте в уединении в роще, у ручья, на заре или на закате, картины природы всегда окрашены эмоционально и неотделимы от движений души героев.
❌ Сентименталистские тенденции привели к слому жанровой системы классицизма. Впервые художественную прозу начинают принимать всерьез, а не только как чисто развлекательную форму, а из поэзии постепенно уходят торжественные оды и сатиры.
🤝 Писатели этого круга сами не называли себя сентименталистами, но, в отличие от вечно ссорившихся старших русских классицистов, как правило, поддерживали друг друга и внимательно читали. Представления об идеальной дружбе и полном взаимопонимании развивались не только в художественных текстах: писатели и их читатели стремились воплотить этот идеал в жизни.
👥 Лидерами и теоретиками были поэт и государственный деятель Михаил Муравьев и прозаик, публицист и историк Николай Карамзин. У обоих было множество последователей и подражателей. Большинство авторов этого поколения начинали в рамках классицизма — как правило, сумароковской школы — и постепенно переходили к новой эстетике.
✍️ К сентиментализму принято относить также творчество М. М. Хераскова, И. И. Дмитриева, П. Ю. Львова, Ю. А. Нелединского-Мелецкого. А. Н. Радищева тоже считают сентименталистом, но в литературном мире, как и в политическом он занимал отдельное положение.
Михаил Матвеевич Херасков (1733—1807) — поэт драматург, в чьем творчестве хорошо прослеживается переход от классицизма к сентиментализму. Давайте узнаем, как повлиял стиль Хераскова на дальнейшее развитие поэтического языка.
👤 Херасков — ученик Сумарокова, как и учитель, он пробовал себя во всех лирических жанрах, известных классицистам, и осознанно стремился воссоздать на русском языке все формы, существующие в западной традиции.
⭐️ Славу ему принесли не лирические тексты, а эпопеи — «Чесмесский бой» (1771) и огромная эпическая поэма «Россиада» (1779). «Россиада» посвящена взятию Иваном Грозным Казани, но в поэме есть и волшебные события, и чародеи и драконы, и аллегорические персонажи (как Стыд или Злоба), и несколько любовных историй. Поэма пользовалась большим успехом почти до середины 19 века.
📇 Херасков был редактором литературных журналов «Полезное увеселение» и «Свободные часы», и вокруг него постепенно сплотился кружок молодых писателей. В 1770-е Херасков и его супруга, поэтесса Елизавета Хераскова (одна из первых в России женщин, публиковавших свои произведения) были хозяевами популярного литературного салона, и за Херасковым закрепляется статус «командира русских стихотворцев», как его называл Н. И. Тургенев. В этом кругу ценят в первую очередь лирику Хераскова, которая очень далека от эпического размаха поэм.
👁 В стихах Хераскова преобладает взгляд спокойного, мудрого наблюдателя. Часто в них встречаются усталые интонации: все повторяется, и лирическому герою скучно в одном и том же кругу, как в «Стансах» еще 1762 года:
К должности водит
Всякого честь;
Полдень приходит —
Надобно есть.
Боже мой, боже!
Всякий день то же.
⚡️ В «Стансах» есть и более жесткие строки, в духе политических сентенций просветителей: «Рвут, как тираны / Люди людей» — но вместо завершения в духе сатиры или утопии создается впечатление безнадежного повторения.
🎩 Херасков был близок к Николаю Новикову и его масонскому окружению, он разделял их идеи, но атмосфера его лирики далека от просветительского пафоса.
✍️ Для нового поколения Херасков был значим прежде всего благодаря его стилю. Его точная и изящная поэтическая речь повлиял на Карамзина и его последователей, искавших основы для нового литературного языка.
💙 У Хераскова обычно нет характерной для сентименталистов эмоциональности, но есть та же система ценностей, в которой тихая жизнь на лоне природы всегда привлекательнее славы и успеха. В его стихах о смысле поэзии на первом месте — свобода и любовь, и он часто явно противопоставляет себя поэтам, озабоченным своим бессмертием:
Иные строят лиру
Прославиться на свете
И сладкою игрою
Достичь венца парнасска;
Другому стихотворство
К прогнанью скуки служит;
Иной стихи слагает
Пороками ругаться;
А я стихи слагаю
И часто лиру строю,
Чтоб мог моей игрою
Понравиться любезной.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Иван Иванович Дмитриев (1760—1838) — еще один пример поэта, который начал писать в рамках классицизма и постепенно трансформировал их. Давайте поговорим о его лирике подробнее и узнаем, какие жанры стали популярны благодаря Дмитриеву.
📖 «Правильные» оды и сатиры в творчестве Дмитриева соседствуют с пародиями и внежанровой лирикой, которую он вслед за его другом и союзником Карамзиным называл «безделками» — один из его сборников называется «И мои безделки» (1795).
🎵 Известность Дмитриеву принесли песни. В 1796 году «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», в который вошли тексты народных песен и его собственные стихотворения. Одно из них, «Стонет сизый голубочек» сразу стало популярным романсом:
Стонет сизый голубочек,
Стонет он и день и ночь;
Миленький его дружочек
Отлетел надолго прочь.
Он уж боле не воркует
И пшенички не клюет;
Все тоскует, все тоскует
И тихонько слезы льет.
🐦 Голубь, заимствованный из фольклорной образности, превращается в модного сентиментального героя. Сюжет песни печальный — голубок в ней умирает от тоски. Но от любовной разлуки он страдает «тихонько», даже ветки, по которым он порхает, «нежные», и во всем стихотворении повторяются уменьшительно-ласкательные формы.
💙 Игровой антураж песенки-«безделки» позволяет искать новую модель любовного стихотворения. Поэты-классицисты пишут или о трагической страсти, или, как Державин, о наслаждении жизнью.
✍️ У Дмитриева парадоксально сочетаются трагическая серьезность с легкостью стиля. В песне «Видел славный я дворец» герой уверенно бросает дворец «матушки-царицы»:
«Все прекрасно!» — я сказал
И в шалаш мой путь направил:
Там меня мой ангел ждал,
Там я Лизоньку оставил.
🖋 А в конце Лиза и вовсе — «моя слава, мой народ», и мы понимаем, что текст не только о рае в шалаше, но и о самоощущении поэта — как и Херасков, Дмитриев не отождествляет поэзию ни со служением, ни с поиском литературного успеха.
📘 Дмитриев интересен и своими баснями. До него басни, как низкий жанр, писали подчеркнуто грубым слогом — Дмитриев делает басню легкой и мягкой. Пороки его персонажей не ужасны, часто они просто легкомысленны или наивны. И мораль может не быть связана с высокими нормами.
📖 В басне «Два голубя», например, незадачливый голубь отправляется странствовать, но с ним приключаются всевозможные беды. В конце, однако, не осуждение авантюризма или самоуверенности, а рассуждение об идеальной любви:
О вы, которых бог любви соединил!
Хотите ль странствовать? Забудьте гордый Нил
И дале ближнего ручья не разлучайтесь.
Чем любоваться вам? Друг другом восхищайтесь!
Пускай один в другом находит каждый час
Прекрасный, новый мир, всегда разнообразный!
❤️ Тема задета совсем не басенная. Образ неразлучных влюбленных точно отражает общий сентименталистский идеал: душевная близость как открытие в другом целого мира.
Завершая разговор о сентиментализме, мы поговорим о Михаиле Муравьеве и узнаем, как он меняет поэтические традиции классицизма.
🖋 Лирика Михаила Никитича Муравьева (1757—1807) уже практически свободна от норм классицизма. Писать и публиковать стихи он начал еще подростком, а в 1776 году 19-летний поэт выступил в Московском университете с «Рассуждением о различии слогов высокого, великолепного, величественного, громкого и надутого», которое можно считать одним из первых сентименталистских манифестов.
❓ Что предложил Муравьев?
📜 Муравьев предложил полностью переосмыслить ломоносовскую теорию стилей: он считал, что границы между стилями могут меняться в зависимости от индивидуальных задач. Поэты должны руководствоваться не разумом, а чувством, да и разум Муравьев понимает совершенно по-новому: «Мысли суть нечто столь тонкое, столь нежное, что малейшее оттенивание переменяет их сущность».
📙 В своей зрелой поэзии Муравьев одним из первых отказывается от четкой жанровой системы, среди его произведений есть лирические стихотворения без жанрового определения, их нельзя причислить к одам, песням или эклогам. Даже когда он продолжает классические темы, то переставляет акценты.
🔎 Это хорошо видно в его лирических пейзажах. Герой наблюдает одновременно гармонические картины природы и собственное внутреннее состояние. Стихотворение «Роща», например, написано русским гекзаметром, и тема его соответствует жанру эклоги: описание безмятежной сельской жизни. Но в настроении героя преобладает волнение, и даже спокойствие пейзажа провоцирует вопросы:
Тихая светлость объемлет мою умилившуюсь душу
Так, как прозрачное облако, в коем покоится солнце,
Только омывшись в волнах... Но какая внезапная сила
Вдруг вливается в жилы и их трепетать заставляет?
🌪 У Муравьева часто появляются слова «мгновение» и «мгновенный» — как будто для всегда взволнованного героя нет ничего вечного и абсолютного, только внезапные перемены состояния. И в характеристиках эмоций поэт тоже предпочитает недосказанность, намеки и параллели с природными явлениями.
🌒 Прочитаем «Ночь», одно из лучших стихотворений Муравьева. Ситуация совершенно интимная: герой медленно засыпает, и его сознание находится на пороге между реальным и воображаемым мирами. Здесь есть точные, осязаемые детали: с наступлением ночи умолкают голоса, поднимается прохлада, и в моменте окончательного «переселения в область сна» подчеркнуты чисто телесные признаки — смыкаются веки, тяжелеет язык. Все тихо, кротко и плавно, даже в воображаемом мире однообразно журчит ручей.
💤 Внутри этой сонной фантазии — любимый сюжет сентименталистов об уходе чувствительного героя из «пышного града»: «Приятно мне уйти из кровов позлащенных / В пространство тихое лесов невозмущенных». Мысль героя отождествляет эту идею, философскую и социальную, с конкретным наступлением ночи и сна, то есть ночь сама становится идеальным, желаемым миром.
🖋 Язык стихотворения типично сентименталистский, но концепция сближает Муравьева и с романтиками, у которых ночь — идеальное время поэзии.
👂 Ответ на задание по персонажам пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781) и их репликам.
1️⃣ Софья
«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?»
2️⃣ Простакова
«Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто таки и грешные-то мои молитвы не доходили! Письмецо-то мне пожалуй».
3️⃣ Стародум
«Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай. Кто написал Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет. Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них все то, что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель. Сядем. Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно».
4️⃣ Скотинин
«Худой покой! ба! ба! ба! да разве светлиц у меня мало? Для нее одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку».
📖 Давайте прочитаем повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза» (1792).
Время прочтения 〰️ 25 минут.
👉 Как вы думаете, что общего в повести с сентименталистской лирикой?
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день