Абсурдизм
Эжен Ионеско и Борис Виан
Ионеско назвал свою пьесу «Лысая певица» «трагедией языка». Узнаем о ней больше и поговорим о Борисе Виане — французском нонконформисте.
Одним из основоположников театра асбурда и большим художником авангарда XX века был Эжен Ионеско, он же Эуджен Ионеску.
🔸Ионеско родился в Румынии, но с раннего детства жил в Париже. Все свои произведения он написал по-французски.
🎻 Этапной для Ионеско стала пьеса «Лысая певица» (1950), которую он сам назвал «трагедией языка». Она вся построена на разрушении традиционных логических связей между предметами.
📖 Давайте прочтем отрывок:
Миссис Мартин (очаровательно). Ах, я сегодня видела что-то удивительное. Что-то невероятное.
Мистер Мартин. Говори, говори, милая.
Мистер Смит. Вот мы и развлечемся.
Миссис Смит. Давно пора.
Миссис Мартин. Так вот, значит, иду я сегодня на рынок купить овощей, а они все дорожают...
Миссис Смит. Ну и что?
Мистер Смит. Не перебивай, моя лапка. Мерзавка.
Миссис Мартин. И вдруг вижу возле кафе прилично одетого господина лет пятидесяти, и он...
Мистер Смит. Что — он?
Миссис Смит. Что — он?
Мистер Смит (своей жене). Не перебивай, моя лапка. Ты отвратительна.
Миссис Смит. Лапка моя, это ты первый перебил. Ты хам.
Мистер Мартин. Тсс! (Своей жене.) Так что же он делал?
Миссис Мартин. Ну вот, вы скажете, что я сочиняю. Он опустился на колено и нагнулся.
Мистер Мартин, мистер Смит, миссис Смит. О-о!
Миссис Мартин. Да, нагнулся.
Мистер Смит. Невероятно!
Миссис Мартин. Да, он нагнулся... Я подошла поглядеть, что же такое он делает...
Мистер Смит. И что же?
Миссис Мартин. Он завязывал шнурки. Они у него развязались.
Трое остальных. Фантастика!
Мистер Смит. Если б это не вы, я б ни за что не поверил!
Мистер Мартин. А что? Когда много ходишь по городу, еще и не на такое насмотришься. Сегодня, например, в метро я видел человека, который преспокойно сидел и читал газету.
Миссис Смит. Какой оригинал!
Мистер Смит. Так, может, это тот же самый?
🎲 Абсурдом в этой пьесе проникнута вся обыденная жизнь. Например, там, как и у Хармса, очень странно ведут себя часы.
➡️ Несколько ремарок из пьесы:
Английские часы на стене отбивают семнадцать английских ударов.
Часы на стене бьют семь раз. Пауза. Часы бьют три раза. Пауза. Часы бьют ноль раз.
Часы на стене бьют пять раз. Долгая пауза.
Короткая пауза. Часы на стене бьют два раза.
Пауза. Часы бьют два — один раз.
Довольно долгая пауза. Часы бьют двадцать девять раз.
Часы бьют один раз, очень громко. Так громко, что удар должен испугать зрителей. Супруги Мартин не слышат его.
Часы бьют еще несколько раз.
Часы бьют как попало.
Часы время от времени подчеркивают реплики то громче, то тише, в зависимости от содержания.
Чувствуется нервное напряжение. Часы тоже бьют с особенной нервозностью.
🕰 А в этом фрагменте немного проясняется причина такого странного поведения часов:
Пожарник. Ах! Не знаю, получится ли. Я же при исполнении. Смотря сколько сейчас времени.
Миссис Смит. У нас нету времени.
Пожарник. А эти часы?
Мистер Смит. Они неверные. У них дух противоречия. Они вечно показывают прямо противоположное время.
🦏 В другой пьесе Ионеско — «Носорог» (1959) — все люди потихоньку «оносороживаются». По сюжету, главный герой противостоит своего рода эпидемии. Эта пьеса пародирует экзистенциализм, например, «Чуму» Альбера Камю.
👉 В пьесе «Макбет» (1972) Ионеско варьирует сюжет одноименной пьесы Шекспира.
🌀 Тиранами в пьесе выглядят не только сам Макбет, но и Дункан и его сын, а ход истории — это бесконечное повторение одного и того же. Стиль этой пьесы очень напоминает «Короля Убю» Альфреда Жарри.
👶 А однажды Ионеско написал удивительное произведение — «Сказки для детей моложе трех лет». Давайте прочитаем его:
Жозетт уже большая; ей тридцать три месяца. Однажды утром, как всегда, она подходит своими нетвердыми шажками к двери родительской спальни. Она пытается толчком открыть дверь, она пытается открыть ее совсем как маленькая собачка. Она теряет терпение, она взывает, и это будит ее родителей, которые притворяются, что не слышат ее. Папа с мамой сегодня утром ужасно усталые. Этой ночью они ходили в театр, потом, после театра, в ресторан, потом, после ресторана, в кино, потом, после кино, в ресторан, потом, после ресторана, на кукольное представление. И теперь им лень. Тяжела родительская доля…
Уборщица тоже теряет терпение. Она распахивает дверь в родительскую спальню и говорит:
— Доброе утро, месье, доброе утро, мадам, вот ваша утренняя газета, вот открытки на ваше имя, вот ваш кофе с молоком и сахаром, вот ваш фруктовый сок, вот ваши круассаны, вот ваши тосты, вот ваше масло, вот ваш апельсиновый мармелад, вот ваш клубничный джем, вот яичница, вот ветчина, и вот ваша девочка.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЧто почитать
📘 Главным трудом по театру абсурда является книга Мартина Эссена «Театр абсурда» (1962).
Именно Эссен вводит термин «театр абсурда». Эта книги — большое исследование литературы абсурда и ее места в культуре 20 века. Отдельные главы посвящены творчеству Беккета, Ионеско, Жене, Пинтера.
Есть и подробный разбор театра абсурда Восточной Европы и его главных имен: Славомира Мрожека, Тадеуша Ружевича, Вацлава Гавела.
Автор пишет о том, как театр может создать новый язык, новые идеи и подходы, вдохнуть новую жизнь в философию и влиять на мысли и чувства публики. Эссен рассматривает связь с театром абсурда таких авторов, как Борис Виан, Макс Фриш, Эдвард Олби, Гюнтер Грасс.
Близок к литературе абсурда был великий французский писатель Борис Виан (1920 — 1959).
👨🎤 Нонконфирмист, автор эпатажных текстов, он во многом предвосхитил бум нонконформистских произведений 1960-х годов.
😤 Один из романов Виана «Я приду плюнуть на ваши могилы» (1946), опубликованный под псевдонимом Вернон Салливан, вызвал настоящий фурор своей смелостью и откровенностью. Чернокожий герой, одержимый местью за своего брата, мстит всем людям, сколько-нибудь похожим на белых обидчиков.
🎷 Псевдоним Вернон Салливан был составлен из фамилий друзей писателя по джаз-банду, где сам Виан был трубачом. Виан с издателем утверждали, что Вернон Салливан был афроамериканцем, которого не разрешали печатать в США за очень свободные взгляды. Таким образом, вся идеология и расистская/антирасистская заостренность текста была чистейшей игрой.
👅 Во Франции раздавались упреки в вульгарности и порнографичности этого текста: были даже акции по сожжению тиражей романа.
🖋 Самый знаменитый и поэтичный текст Виана — «Пена дней», опубликован им под своим именем в том же 1946 году.
👤 Главный герой романа, Колен, ведет респектабельную жизнь. Он богат, у него есть повар Николя, готовящий фантастическую еду. Дома у Колена есть пианоктейль — пианино, смешивающее коктейли.
❤️ Колен влюбляется в прекрасную Хлою и женится на ней. Но во время медового месяца Хлоя заболевает, ее состояние постоянно ухудшается из-за растущей внутри нее кувшинки. Лечить жену можно охапками цветов, но они дорого стоят, и Колен вынужден начать работать, так как его финансовое состояние было подорвано прежней беспечной жизнью.
📙 Другой герой — Шик — увлечен фигурой и философией Жана-Соля Партра. На новые издания его книг Шик тратит все свои деньги. Партр — пародия на Сартра — становится злым демоном для него.
🎲 В романе много эпизодов, которые можно назвать сюрреалистическими и абсурдными. Квартира Колена, в зависимости от ситуации, превращает в шар или уменьшается в размерах. Одним из важных героев становится мышь, живущая у Колена.
🎭 Насмешка Виана на Сартром совсем не задела последнего. Сартр прекрасно понял, что объектом пародии стал не он, а мода на экзистенциализм, которая возникла во Франции в 1940-е годы. Сартр горячо одобрил «Пену дней» и еще до публикации целого текста романа напечатал отрывки из него в журнале, который издавал.
🏗 Пьеса Виана «Строители империи» (1959) очень близка к театру абсурда. Это текст о страхе смерти. В ней показана семья, которая пытается спастись бегством от таинственного, внушающего ужас шума, поднимаясь по лестнице все выше и выше, и на каждом этаже попадая все в меньшую и меньшую квартиру. В первом акте семья живет в двухкомнатной квартире. Постепенно уменьшается и метраж квартиры, и сама семья, и весь мир. В третьем акте отец живет один в крошечной чердачной комнате. Его так ужасает шум, что он забаррикадировал вход прежде, чем его жена смогла войти.
Разбор новеллы Эжена Ионеско «Фотография полковника»
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день