Абсурдизм
Абсурд в творчестве Кафки и Камю
Абсурдизм — это ответ литераторов на разочарование в окружающей действительности. В этой части урока разберем черты абсурдизма в романах Кафки и обсудим экзистенциализм.
👉 Ответ на задание по аллюзиям Набокова в переводе стихотворения Кэрролла.
Как дыня, вздувается вещий Омар: «Меня, — говорит он, — ты бросила в жар; Ты кудри мои вырываешь и ешь, Осыплю я перцем багровую плешь". Омар! Ты порою смеешься, как еж, Акулу акулькой с презреньем зовешь; Когда же и вправду завидишь акул, Ложишься ничком под коралловый стул.
💬 Конечно, вы все вспомнили «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Менее заметна аллюзия на вторую главу «Евгения Онегина», где говорится про Прасковью Ларину, мать Татьяны. Акулька в набоковский текст проникла именно оттуда:
Корсет носила очень узкий,
И русской Н как N французский
Произносить умела в нос;
Но скоро все перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла — стала звать
Акулькой прежнюю Селину...
Поговорим об абсурде в модернистской литературе. Начнем с творчества уже известного нам Франца Кафки.
😞 Абсурд появляется в модернизме, когда наступило разочарование в окружающей действительности. Осознание разрушения, декадентские идеи, ощущение заката в Европе обратили внимание к чему-то потустороннему.
⚒ Первая половина 20 века — это жестокая Первая мировая война и промышленная революция, которая заменила человека конвеерами. Отсюда приходят мысли: может быть, в этом мире что-то нелогично, раз все так плохо? Раз человек вытесняется машиной, и действительность не такая удобная, значит, есть силы явно враждебные этой реальности.
⚔️ Темы враждебности появляются в творчестве Кафки: реальность становится враждебна человеку. Кафка — мрачный автор, и во многих его произведениях очень силен абсурд. Вспомним завязки его произведений — это само по себе что-то абсурдное.
🎩 Абсурд у Кафки — это одно выламывающееся из обыденной логики допущение, которое берется за основу и доводится до логического конца.Читатель должен пойти и сыграть с автором в эту игру. Если мы примем это допущение, то нам открывается мир произведения. Но сначала мы должны сказать: «Я принял, что человек — это насекомое» или «Я принял, что искусство голодать — это тоже искусство».
🧐 Разберем абсурд произведений Кафки на конкретных примерах.
➡️ В романе «Процесс» человек может быть привлечен к суду без какого-либо обвинения; он виноват по умолчанию.
➡️ В «Замке», чтобы попасть внутрь и приняться за предложенную работу, главный герой должен пройти через десятки инстанций, канцелярий, секретарей, число которых множится до бесконечности.
➡️ В рассказе «В исправительной колонии» исправить преступника можно с помощью сложно устроенного пыточного механизма с иглой, которая рисует на его теле заповеди.
➡️ В «Превращении» человек может превратиться в насекомое.
➡️ В рассказе «Голодарь» голод — великое искусство, непонятное обывателям.
👥 Герои Кафки всегда принимают окружающую действительность, смиряются с ней. Они идут по тому пути, который им предначертан, даже если он и выглядит абсурдным для читателя.
👁 Показателен финал «Процесса»: герой, который должен умереть, принимает свою смерть и разводит руки в стороны:
«Где судья, которого он ни разу не видел? Где высокий суд, куда он так и не попал? К. поднял руки и развел ладони.
Но уже на его горло легли руки первого господина, а второй вонзил ему нож глубоко в сердце и повернул его дважды. Потухшими глазами К. видел, как оба господина у самого его лица, прильнув щекой к щеке, наблюдали за развязкой.
— Как собака, — сказал он так, как будто этому позору суждено было пережить его».
📚 Основные темы Кафки:
🔸 Маленький человек в равнодушном, враждебном мире.
🔸 Сложность и непознаваемость действительности.
🔸 Механистичность и бюрократизм.
🔸 Некоммуникабельность людей.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Продолжая разговор об абсурде в модернизме, мы плавно переходим к экзистенциализму.
🗒 Экзистенциализм зародился еще в 19 веке, его основоположником был датский философ Сёрен Кьеркегор (1811 — 1855). В XX веке он развивался в философских трудах Бердяева, Хайдеггера и в конце концов пришел в литературу.
📌 Экзистенциализм — это не литературный стиль, это философия, проявляющаяся в литературе. В этой философии есть 2 стороны:
1️⃣ Констатация абсурда окружающей действительности и механизированности происходящего.
2️⃣ Преодоление этого абсурда.
⚖️ Философы ставят выбор перед человеком: существовать в абсурде или начать преодолевать абсурдное существование. Даже если бороться бесполезно, тот человек, который сопротивляется абсурду, и остается человеком.
🖋 Одним из важнейших писателей-экзистенциалистов был Альбер Камю (1913 — 1960). Он рассматривал абсурд как основное понятие эпохи: «Сам по себе мир просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать. Абсурд равно зависит и от человека, и от мира. Пока он — единственная связь между ними».
📖 У Камю в романе «Чума» (1947) чума может быть метафорой рока, власти, всего враждебного, массового психоза. Люди в городе ведут себя по-разному: кто-то складывает руки, кто-то сопротивляется, кто-то молится. Главный герой — врач Риэ пытается с этим психозом, с этой чумой бороться. И Риэ преодолел абсурд, хотя он в романе чисто психологический.
🚩Манифестом экзистенциализма стал роман Камю «Посторонний» (1942).
💨 Человеческое существование здесь — цепочка случайностей, практически не зависящих от воли человека. Он как может приспосабливается к предлагаемым условиям.
❇️ Переломный момент сюжета — убийство, совершенное главным героем Мерсо. Он убивает человека только потому, что солнце напекло ему голову. Позже, когда на суде ему предъявляют многочисленные обвинения (в числе которых есть, например, его равнодушие к недавно умершей матери), Мерсо не защищается, а принимает происходящее как есть.
⚡️ Камю говорил, что Мерсо — «единственный Христос, которого мы заслуживаем». И добавлял: «В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговоренным к смерти».
♦️ Другой важнейший текст экзистенциализма — «Тошнота» (1938) Жан-Поля Сартра. Автор рисует хаос, абсурд, бессмысленность, иррациональность человеческой жизни, страх человека, его отчаяние, безысходность.
🌎 Антуан Рокантен, главный герой романа, пытается найти Истину, хочет понять окружающий его мир. Он ведет дневник, где фиксирует свои мысли и ощущения. Периодически на героя находит экзистенциальное чувство — Тошнота.
🪐 Что это такое, поясняет сам Рокантен:
«Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что! Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все. Но мне это безразлично. Странно, что все мне настолько безразлично, меня это пугает. А пошло это с того злополучного дня, когда я хотел бросить в воду гальку. Я уже собрался швырнуть камень, поглядел на него, и тут-то все и началось: я почувствовал, что он существует. После этого Тошнота повторилась еще несколько раз: время от времени предметы начинают существовать в твоей руке».
🌀 То есть тошнота — это сильнейшее обострение ощущений Антуана, сопровождающее внезапное осознание мира.
🔎 Герой делает экзистенциальный выбор: он выбирает одиночество и свободу. Когда Антуан наблюдает за людьми, он знает, что их жизнь подчинена расписанию. У Антуана же нет графика. И в то же время свободное существование Антуана воспринимается им как тяжкое бремя.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день