Абсурдизм
Ключевые имена литературы абсурда
Гомбрович, Жене, Олби, Пригов — абсурдизм не исчерпывается лишь Кэрроллом и Кафкой. В этой части урока поговорим о других представителях литературы абсурдизма.
Завершаем тему абсурда в литературе еще несколькими именами.
👤 Витольд Гомбрович (1904 – 1969) — польский романист и драматург, один из предшественников французского театра абсурда. Писатель славился эксцентричным поведением. Эксцентричны и его сочинения.
👸 Самая знаменитая пьеса Гомбровича — «Ивонна, принцесса Бургундская», написана в 1938 году. Это история королевской семьи, в которую попадает замкнутая девушка Ивонна. Она становится катализатором всех внутренних конфликтов. Гротескно заостряя все характеры и вводя парадоксальные повороты сюжета, Гомбрович постоянно балансирует между комедией и психологическим триллером.
💥 Говоря о литературе абсурда, нельзя не упомянуть Жана Жене (1910 – 1986). Жене — еnfant terrible французской литературы. Хулиган, скандалист, вор (в прямом смысле), нонконформист, открытый гей.
📖 Из всех его пьес мы заострим внимание на «Служанках»(1947). Две служанки в доме Мадам тайно донесли в полицию на ее любовника. Пока отсутствует хозяйка, томящаяся по отбывающему срок возлюбленному, они разыгрывают между собой сцены ее убийства, примеряют ее наряды и пародируют ее манеру говорить. Неожиданно для них любовник хозяйки временно выпущен на свободу — и служанки в страхе разоблачения решают отравить хозяйку.
🗝 Затемненность смысла, иррациональность некоторых сцен, гротескность образов позволяют считать эту пьесу предвестием театра абсурда.
✒️ Сартр посвятил Жене книгу «Святой Жене, комедиант и мученик» (1952). В нашей стране огромной популярностью пользовался эпатажный и поэтичный спектакль Романа Виктюка по «Служанкам» (первая редакция — 1988, театр «Сатирикон»).
🇺🇸 В духе театра абсурда работал американский драматург Эдвард Олби(1928 — 2016). Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни. Некоторые пьесы Олби нарочито скандальны (например, «Коза, или Кто такая Сильвия?» (2002) — омужчине, изменяющем своей жене с козой), причем скандальность его пьес тоже абсурдного свойства.
🗯 Из пьес Олби особенной известностью пользуется «Кто боится Вирджинии Вульф» (1962) о супругах, состязающихся во взаимных оскорблениях и намеренно рушащих свои мечты. Эта пьеса должна была получить Пулитцеровскую премию, однако попечители премии наложили на выбор жюри вето из-за использования драматургом обсценной лексики и откровенных разговоров персонажей.
🇬🇧 Традициям театра абсурда следовал и британский драматург Гарольд Пинтер (1930 — 2008). Начиная пьесы в реалистической манере, Пинтер потом делает отношения между персонажами, развитие диалога и событий более непредсказуемыми и парадоксальными, так что сюжет в итоге допускает различные толкования.
➡️ Среди многих произведений Пинтера рекомендуем прочитать «Коллекцию»(1961), «Возвращение домой» (1964), «Голоса семьи» (1980).
Перенесемся в русскую литературу второй половины 20 века и поговорим о личности Дмитрия Александровича Пригова.
📍 Дмитрий Александрович Пригов (1940 — 2007) — именно так, с отчеством, принято именовать этого лидера советского и постсоветского концептуализма в поэзии. Пригов выступал как перформансист, художник-график, прозаик, публицист, теоретик культуры и даже актер (в фильме Алексея Германа «Хрусталев, машину!»). Но больше всего он известен именно как поэт-парадоксалист.
📃 Поэзия Пригова построена на чередовании различных типов и стилей речи, непредсказуемо сменяющих друг друга, так что невозможно сказать, где звучит собственный голос поэта, а где — чей-то чужой. Эту модель говорящего он сам называл «мерцанием».
📢 Поиск собственного голоса поэта в его творчестве проблематичен. Такой способ письма помогал посредством поэтического текста критиковать существующие идеологии и автоматизированные способы высказывания, доводя их до абсурда. Пригов одновременно и держался на расстоянии от этих идеологий, и погружался в них, показывая, как легко они могут захватить человеческую речь. Со временем оказалось, что приговский способ письма также отражает расщепленность сознания, характерную для эпохи интернета и социальных сетей.
➡️ Давайте прочтем его текст «Банальное рассуждение на тему: не хлебом единым жив человек» (1989).
Если, скажем, есть продукты
То чего-то нет другого
Если ж, скажем, есть другое
То тогда продуктов нет
Если ж нету ничего
Ни продуктов, ни другого
Все равно чего-то есть —
Ведь живем же, рассуждаем
🖋 Часто Пригов писал не отдельными стихами, а сразу сборниками (правда, небольшими): каждый из таких сборников сопровождался авторским «предуведомлением», где объяснялся выбранный метод письма. Стихи объединялись по формальному признаку или по содержательному. Среди последних особенно известны стихи с общим героем — знаменитым Милицанером.
В буфете Дома Литераторов
Пьет пиво Милицанер
Пьет на обычный свой манер,
Не видя даже литераторов
Они же смотрят на него.
Вокруг него светло и пусто,
И все их разные искусства
При нем не значат ничего
Он представляет собой Жизнь,
Явившуюся в форме Долга.
Жизнь кратка, а Искусство долго.
И в схватке побеждает Жизнь.
1978
📝 Пригов написал очень много стихотворений (известно более 24 тысяч). Само количество тоже важно: так пропадает различие между отдельными стихами, значимым становится сам процесс чтения, постоянного пребывания в мире поэта.
Куриный суп, бывает, варишь
А в супе курица лежит
И сердце у тебя дрожит
И ты ей говоришь: Товарищ! —
Тамбовский волк тебе товарищ! —
И губы у нее дрожат
Мне имя есть Анавелах
И жаркий аравийский прах —
Мне товарищ
Между 1975 и 1986
👉 Чтобы подробнее познакомиться с творчеством Пригова, рекомендуем почитать лекцию Ирины Прохоровой «Д.А.Пригов как русский Данте». Внутри есть ссылка на выпуск передачи «Школы злословия» с писателем.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
📽 А теперь — 6 фильмов, которые обязательно нужно посмотреть, чтобы понять и прочувствовать театр абсурда.
1️⃣ «Фильм» (1964) — единственный фильм, созданный классиком театра абсурда Сэмюэлем Беккетом. Короткометражка о всматривании человека в себя, главную роль в которой сыграл великий актер немного кино Бастер Китон. Многие критики посчитали вторжение Беккета в кино полным провалом. Однако философ Жиль Делез усмотрел в нем «величайший ирландский фильм».
2️⃣ «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966) — экранизация знаменитой пьесы Эдварда Олби, выполненная режиссером Майком Николсом. В главных ролях супругов, которые одержимы выяснением отношений и выворачивают наизнанку всю свою жизнь, снялась самая знаменитая голливудская пара в истории — Элизабет Тейлор и Ричард Бартон.
3️⃣ «Холодные закуски» (1979) — наиболее близкий к театру абсурда фильм мастера кинопарадоксов Бертрана Блие. Главный герой в исполнении Жерара Депардье одержим фантазиями об убийствах, и постепенно эти фантазии начинают воплощаться в жизнь самым причудливым образом.
4️⃣ «Кофе и сигареты» (1986-2003) — культовый фильм Джима Джармуша, серия скетчей, которые он, не торопясь, снимал на протяжении семнадцати лет. Сюжет всех новелл примерно одинаковый: встретились, выпили кофе, выкурили сигареты, поболтали, не поняли друг друга, разошлись. Между новеллами — текстовые и образные пересечения, но общий смысл картины угадывается с трудом. В ролях — все друзья Джармуша и звезды Голливуда: от Игги Попа и Тома Уэйтса до Кейт Бланшетт и Билла Мюррея.
5️⃣ «Танец реальности» (2013) — одна из фантасмагорий чилийского парадоксалиста Алехандро Ходоровски. История Чили здесь переплетена с абсурдными скетчами из жизни обычной еврейской семьи, в которых автобиография смешивается с сюрреалистическими и гротескными фантазиями. Маленький Алехандро Ходоровски, стиснув зубы, терпит выходки деспотичного отца-сталиниста, сносит насмешки одноклассников, водит дружбу с уличными пророками и познает мир, в котором милость всегда сменяется жестокостью, а удовольствие немыслимо без страдания.
6️⃣ «Пена дней» (2013) — фильм режиссера Мишеля Гондри, снятый по одноименному роману Бориса Виана.
🎬 Приятного просмотра!
Мы рассмотрели литературу абсурда, узнали главные имена театра абсурда, прочитали и обсудили несколько текстов. Вспомним главное и подведем итог.
❓ Что такое абсурд
🤹♂️ Абсурд в литературе — это свобода от сюжетных, смысловых, композиционных рамок. Писатель может не думать о том, насколько правдоподобно его произведение, насколько оно отражает реальность.
🎲 Абсурд появился в 19 веке, а главные основоположники — Эдвард Лир и Льюис Кэрролл.
❓ Что привнес абсурд в литературу
🗣 Авторы литературы абсурда открыли значение светлого детского мировосприятия, не подчиненного никаким рамкам. Они акцентируют абсурдность окружающего мира, к нелепостям которого читатель привык настолько, что уже их не замечает.
➡️ Предшественники абсурда
📌 Лимерики Эдвард Лира — популярная форма короткого юмористического стихотворения, построенного на обыгрывании бессмыслицы. В лимериках проявилось шутовское, карнавальное начало народной культуры.
🎩 Льюис Кэрролл начал по-настоящему играть с языком и олицетворять метафоры. У него много отсылок к традиционной поэзии и пародий, поэтому его произведения нужно сопровождать подробным комментариям. Главные произведения Кэрролла: роман «Алиса в стране чудес», роман «Алиса в Зазеркалье», поэма «Охота на Снарка» и роман «Сильвия и Бруно».
🧐 Главные представители литературы и театра абсурда
⛔️ Литература абсурда в России — это в первую очередь поэты-обэриуты, которые отказывались от традиционной литературы, культивировали алогичность, абсурд, каламбуры, заумный язык, непоследовательные сюжеты. В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий и другие.
🎭 Театр абсурда начался в 1950-е годы во Франции, ему предшествовала громкая премьера пьесы Альфреда Жарри «Король Убю» (1894), которую считают первой драмой абсурда.
🔎 Главные имена театра абсурда — Сэмюэль Беккет (1906 —1989) и Эжен Ионеско (1909 —1994).
📍Мы завершили тему разговором о Дмитрии Александровиче Пригове. Его поэзия построена на чередовании различных типов и стилей речи, непредсказуемо сменяющих друг друга, так что невозможно сказать, где звучит собственный голос поэта, а где — чей-то чужой.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день