Абсурдизм
Абсурдизм в русской литературе: обэриуты и футуристы
Языковая и логическая вседозволенность роднит обэриутов с футуристами. Но есть между ними и различия. В этой части урока познакомимся с представителями русского абсурдизма.
Поговорим об абсурдизме в русской литературе: поэтах и писателях русского творческого объединения ОБЭРИУ (середина 1920-х–начало 1930-х годов).
🔡 Аббревиатура ОБЭРИУ пародийна; она расшифровывается как «Объединение реального искусства». Буква «б» пишется как слышится: «БЭ». «У» на конце взялась из озорства, чтобы на вопрос, почему, отвечать: «Потому, что кончается на У!». Да и называть абсурдистскую поэзию «реальным искусством» было, в целом, иронией.
⛔️ Обэриуты декларировали отказ от традиционных литературных форм, необходимость коренного обновления поэтики, культивировали алогичность, абсурд, каламбуры, заумный язык, непоследовательные сюжеты.
👥 В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин. К ним были близки поэты Николай Олейников, драматург Евгений Шварц.
🔎 Давайте прочитаем стихотворение Даниила Хармса «А.И. Введенскому» (1927):
В смешную ванну падал друг
Стена кружилася вокруг
Корова чудная плыла
Над домом улица была
И друг мелькая на песке
Ходил по комнатам в носке
Вертя как фокусник рукой
То левой, а потом другой
Потом кидался на постель
Когда в болотах коростель
Чирикал шапочкой и выл
Уже мой друг не в ванне был.
👆 Стихотворение ироничное, написанное совершенно обычным языком и без всякой пунктуации. Стихи обэриутов полны иронии, которая направлена не только на повседневную жизнь, как это было у поэтов-романтиков, сколько на обыденный язык и обыденное сознание.
🎉 Потусторонний и реальный миры, язык и материальные предметы в произведениях обэриутов не противостоят друг другу, а становятся частями одной непостижимой игровой реальности. В 1920-е годы эта реальность выглядит светлой и праздничной.
📆 В начале 1928 года в информационном выпуске ленинградского Дома печати была опубликована Декларация ОБЭРИУ. Она была написана коллективно и отредактирована Заболоцким. В ней заявлялось, что эстетические предпочтения членов группы находятся в сфере авангардного искусства.
«Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты "не-реальны" и "не-логичны"? А кто сказал, что "житейская" логика обязательна для искусства? Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что, вопреки анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героине и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать».
🗣 «Истинное искусство стоит в ряду первой реальности, оно создает мир и является его первым отражением», — говорил Хармс. В таком понимании искусства обэриуты являлись «наследниками» футуристов, которые также утверждали, что искусство существует вне быта и пользы.
1 — Даниил Хармс (1905 — 1942)
2 — Александр Введенский (1904 — 1941)
3 — Николай Олейников (1898 — 1937)
4 — Константин Вагинов (1899 — 1934)
5 — Николай Заболоцкий (1903 — 1958)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
У обэриутов русской поэзии были предшественники — футуристы. Поговорим подробнее о том, как творчество Велимира Хлебникова, Давида Бурлюка и Алексея Крученых повлияло на появление ОБЭРИУ.
📌 Футуризм — общее название для нескольких авангардных литературных групп в России 1910-х годов.
🔎 В литературе футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.
🥨 Футуристов, которые особенно любили словотворчество, были близки к абсурду. Например, Велимир Хлебников. Вот его знаменитое стихотворение «Заклятие смехом» (1908—1909):
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
💫 Глубинного смысла вы здесь, конечно, не найдете. Зато найдете магию словотворчества, музыкальную организацию текста и абсурдную игру с читателем.
🎲 Главным теоретиком и практиком футуристической «заумной поэзии» был Алексей Крученых (1886 — 1968), автор хрестоматийного заумного текста «На собственном языке» из сборника «Помада» (1913):
дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз
📝 Заумный язык — литературный прием, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые.
🗣 Крученых утверждал, что «в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Спорить с этим бесполезно, остается только поверить автору на слово.
📕 У обэриутов меньше «зауми», чем у футуристов, но с футуристами их роднит ощущение языковой и логической вседозволенности. И если футуристы ориентировались на язык плаката и улицы, то обэриуты — на детскую наивность.
🎼 Поэзия футуристов повлияла на развитие авангарда в культуре. Давайте послушаем музыкальное прочтение знаменитого текста Велимира Хлебникова «Бобэоби» (1908 — 1909) созданный в технике звукописи.
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Возвращаемся к обэриутам и разберем стихотворение Даниила Хармса «Из дома вышел человек» 1937 года.
Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.
Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.
🗝 Сложно сказать, сознательно или несознательно создавал Хармс текст с такими явными намеками на современность.
🐚 Считается, что это стихотворение созвучно тогдашним настроениям Хармса (для этого достаточно посмотреть полные отчаяния записи в дневниках) и отражало его желание уйти из города, спрятаться, отсидеться.
❓Что означает исчезновение героя этого стихотворения? Трагедия? Или спасение от постоянного страха?
◼️ В 1937 году, когда люди тысячами безвестно исчезали в застенках и лагерях НКВД, в советской печати появилось стихотворение о том, как в СССР человек вышел из дома и бесследно исчез.
⚡️ Последствия для автора могли быть страшными. Обвинения во вредительстве в области литературы, антисоветская клевета, подрыв существующего строя. В те времена с людьми расправлялись и за меньшие прегрешения.
🌗 Ареста не последовало (Хармса арестуют четыре года спустя), но печатать произведения Хармса перестали. Если учесть, что гонорары за детские стихи и рассказы в то время были единственным источником средств для существования для Хармса и его жены, то происшедшее можно считать катастрофой для семьи.
🕰 Прекратив печатать Хармса, в Детиздате стали тормозить и выплаты по прежним его публикациям, что усиливало тяжесть ситуации.
📝 1 июня 1937 года Хармс записывает в дневник: «Мне не выплачивают деньги, мотивируя какими-то случайными задержками. Я чувствую, что там происходит что-то тайное, злое. Нам нечего есть. Мы страшно голодаем».
⚫️ Даниил Хармс был арестован 23 августа 1941 года. Его жена Марина Малич в тот же день написала в открытке подруге: «Даня уехал к Николаю Макаровичу», имея в виду уже расстрелянного к этому моменту Николая Олейникова.
👉 Какие у вас впечатления от поэзии ОБЭРИУ, как бы вы ее охарактеризовали?
Обэриуты создали свою декларацию. И сразу после нее они начали работать над программой своего первого выступления. Вот как это было 👇
⏪ 24 января 1928 года в ленинградском Доме печати состоялось первое публичное выступление обэриутов — Мы уже упоминали, что обэриуты создали свою декларацию. И сразу после нее они начала работать над программой своего первого выступления.
👉 24 января 1928 года в ленинградском Доме печати прошло первое публичное выступление обэриутов — «Три левых часа». Оно состояло из трех частей:
1️⃣ Час первый — выступление поэтов А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, К. Вагинова, И. Бахтерева.
2️⃣ Час второй — показ спектакля по пьесе Д. Хармса «Елизавета Бам».
3️⃣ Час третий — показ монтажного кинофильма «Мясорубка», созданного Александром Разумовским и Климентием Минцем.
📣 Название неслучайно: слово «левый» пришлось убрать из названия группы, и нужно было сохранить его хотя бы в названии вечера.
🔻 Для афиширования вечера Хармс гулял в качестве живой рекламы прямо по Невскому проспекту. На нем было надето пальто — треугольник из холста на деревянных распорках, исписанное вдоль и поперек надписями:
2×2=5
Обэриуты — новый отряд революционного искусства!
Мы вам не пироги!
Придя в наш театр, забудьте все то, что вы привыкли видеть во всех театрах!
Поэзия — это не манная каша!
Кино — это десятая муза, а не паразит литературы и живописи!
Мы не паразиты литературы и живописи!
Мы обэриуты, а не писатели-сезонники!
Не поставщики сезонной литературы!
⏰ Сам вечер закончился в начале 7-го утра следующего дня. Несмотря на критические рецензии в газетах, сами обэриуты считали вечер успешным.
📖 Иллюстрации, афиши и цитаты из писем про обэриутов и «Три левых часа» можно посмотреть на сайте культурологич еского проекта о 1920-х–1950-х годах «Тогда».
Разбор повести Даниила Хармса «Старуха»
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день