angle-down facebook instagram vkontakte warning

Абсурдизм

Что такое театр абсурда

Театр абсурда разрушает привычные сюжетные и логические схемы. В этой части урока почитаем абсурдистские пьесы и поговорим о Самюэле Беккете — одном из главных драматургов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Задание

Мы будем обсуждать французский театр абсурда и его представителей. Давайте прочитаем новеллу Эжена Ионеско «Фотография полковника» (1962).

Какие у вас впечатления от чтения?

Время прочтения 〰️ 20 минут.

Поговорим о театре абсурда — театральном направлении, которое возникло в 1950-е годы во Франции.

С чего все началось 👇

🎭 В 1894 году в Париже состоялась громкая премьера пьесы Альфреда Жарри «Король Убю», которую считают первой драмой абсурда.

🎪 Это был театр кукол, что, однако, не помешало спектаклю превратиться в большой скандал. Зрителей шокировали грубость сюжета, примитивность характеров, грязные ругательства, которые неслись со сцены.

♟ Главный герой пьесы — Папаша Убю, одержимый жаждой власти мещанин с колониальными замашками. В результате кровавого переворота под лозунгами борьбы за свободу и демократию Убю получает власть в Польше. Назначенное им глупое и жестокое правительство подчиняется только одной цели — набить собственные карманы.

🔎 Посмотрим в текст пьесы, чтобы лучше понять ее настроение и жанр:

Балдислав: Вперед, друга мои! За Польшу!
Папаша Убю: Ну-ну, ты, поляк-сопляк, погоди, пока я разберусь со своей половиной!
Балдислав (нападает на него): Получай, трус, мразь, болван, интриган, голоштан, басурман!
Папаша Убю (защищаясь): Получай, поляк-сопляк, дурак, слабак, хряк, казак, кунак, лапсердак!
Мамаша Убю (подключаясь): Получай, злодей, лиходей, блудодей, халдей, лицедей, ротозей, фарисей, бандит-посполит!
Воины набрасываются на Убю с Убюхой, те обороняются как могут.
Папаша Убю: О боги! Сколько рати!
Мамаша Убю: А ногами не хотите, господа поляки?
Папаша Убю: Свечки едреные, да им несть числа! Еще один! Где мой срысак!
Балдислав: Лупи, лупи их!
Голос снаружи: Да здравствует Убю!

⚔️ Реформы Убю абсурдны, граждане бедны, а казна пуста. Убю усиливает террор в своей стране и объявляет войну русскому царю. Военный поход короля Убю заканчивается катастрофой. Русская армия заняла его столицу, ее тут же приветствуют послы и с опаской встречает народ. Свергнутый король Убю и его жена бегут во Францию.

👑 Власть, доставшаяся случайно, власть извращающая, власть разрушающая — вот тема этой пьесы, которую можно называть и трагикомедией, и фарсом.

📝 Альфред Жарри написал два продолжения этой пьесы — «Убю-рогоносец» и «Убю в оковах». Как и в первой пьесе, в них нет никакой психологии, а есть гротескная грубость, шарж, эпатаж.

📃 Пьеса Жарри стала популярна в 20-21 веках. В роли Убю, например, выступал великий реформатор театра Антонен Арто, который даже открыл в Париже «Театр Альфреда Жарри».

🥁 Жарри стали называть основателем абсурда, сюрреализма, примитива, дадаизма. По мотивам пьесы «Король Убю» Берндт Алоиз Циммерман написал балет «Музыка для ужинов короля Убю» (1966), а Кшиштоф Пендерецкий — оперу «Король Убю» (1990-1991).

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1 — афиша спектакля «Король Убю». 1896 год
2 — оригинальные марионетки, сохранившиеся с первой постановки 1896 года

Продолжаем разговор о театре абсурда — присмотримся к его представителям и основным идеям.

🔎 В первую очередь это ирландец Сэмюэль Беккет (1906 —1989) и румын Эжен Ионеско (1909 —1994). Оба они писали по-французски (а Беккет также и по-английски).

💣 Театр абсурда, он же антитеатр и театр парадокса (термин Ионеско), доводит традиционные сюжетные и логические схемы до разрушения. Эти пьесы проникнуты рефлексией над смыслом существования самого искусства.

🎭 Театр абсурда вбирает в себя элементы символизма и экзистенциализма, однако переводит и символы, и философию экзистенциализма в плоскость абсурдистской игры.

Чем театр абсурда отличается от литературы экзистенциализма?

🔑 В отличие от пьес Камю и Сартра, в пьесах театра абсурда никакой выбор, никакое обретение свободы не освобождает человека от самой ситуации абсурда. В этом смысле театр абсурда более трагичен.

Один из главных драматургов театра абсурда Сэмюэль Беккет.

Познакомившись в Париже с Джойсом, он на некоторое время стал его секретарем они оба были ирландцами. Беккет двуязычный автор: он писал как по-английски, так и по-французски. Многие его тексты существуют в двух авторских вариантах.

📚 В романах «Мерфи», «Моллой», «Мелон умирает», «Безымянный» Беккет соединяет модернизм с абсурдом. Его романы проникнуты атмосферой безнадежности, бесцельности человеческого существования, экзистенциальным чувством одиночества, абсурдностью мироустройства.

🍌 Герои ранних пьес Беккета — бродяги, асоциальные типы, совершающие механические действия. Например, главный герой одноактной пьесы «Последняя лента Крэппа» (1958) постоянно слушает запись своего голоса в молодости, комментирует ее, ест бананы и играет с собакой. В жизни этого человека не осталось никакой надежды.

🛤 Главная пьеса Беккета — «В ожидании Годо» (1952). Два персонажа около проезжей дороги ждут некоего Годо, надеются, что он решит их проблемы, размышляют о самоубийстве и постоянно ссорятся. А Годо все не приходит. В пьесе два действия, причем второе повторяет первое: два героя все ждут Годо, а темы их разговоров варьируют то, что они говорили в первом действии.Причем между двумя действиями прошел то ли один день, то ли много лет.

Возможно, Годо —бог. А может, и нет. До конца разгадать это слово-символ невозможно.

⭕️ Пьеса циклична. Зацикленность и повторения можно считать важными элементами театра абсурда.

🎭 В некоторых поздних пьесах Беккет может помещать персонажей в условное абсурдно-футуристическое пространство (например, механизированное), либо вообще отказывается от персонажей-людей. Про одну такую пьесу мы поговорим дальше.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;