Акмеизм
Неоакмеизм и старшие акмеисты
Несмотря на не самую большую мастшабность, акмеизм повлиял на многие поколения поэтов. Разберем творчество поэтов 20 века, связанных с акмеизмом.
Поэтов второй половины 20 века, в чьем творчестве явно прослеживаются связи с наследием акмеизма, объединяют определением «неоакмеизм». Давайте поговорим о главных именах движения и его характерных чертах.
❇️ Неоакмеизм — это уже не реальная литературная группа, а условный термин. О том, кого причислять к неоакмеистам, можно поспорить, но в каждом поколении есть ряд авторов, для которых связь достаточно очевидна. В самом обширном исследовании неоакмеизма Е. Э. Фетисова называет следующие имена.
1️⃣ «Старшие неоакмеисты», вошедшие в литературу в середине века. Это Арсений Тарковский, Мария Петровых, Георгий Оболдуев и часть «фронтового поколения» — Давид Самойлов, Юрий Левитанский, Семен Липкин. К ним близка и Инна Лиснянская, хотя по возрасту она ближе к следующему поколению.
2️⃣ «Шестидесятники»: Белла Ахмадулина, Лев Лосев, Юнна Мориц, Александр Кушнер. В их понимании акмеистского наследия важна линия ранней Ахматовой — камерная «дневниковая» лирика, эффект разговорного стиха, а также возвращение «петербургского текста». Для «ахматовских сирот» — Иосифа Бродского, Дмитрия Бобышева, Анатолия Наймана и Евгения Рейна — естественно, тоже значима связь с Серебряным веком вообще и с Мандельштамом и Ахматовой, но Бродский вырос в слишком сложную фигуру, чтобы его можно было вписать в одну тенденцию.
3️⃣ Поколение «задержанной литературы» 1970-1980-х. Большая часть русской литературы 20 века в советскую эпоху не доходила до читателя вовремя. Последнее «задержанное поколение» заведомо не рассчитывало на нормальную литературную карьеру и до конца 80-х строило свою литературную жизнь в андеграунде. К неоакмеистам из них можно отнести Виктора Кривулина, Сергея Стратановского, Ларису Миллер, Галину Умывакину, Ольгу Седакову.
❓ Как и в самом акмеизме, мы видим совершенно разных поэтов — что у них общего?
📚 Прежде всего — «тоска по мировой культуре». М. Липовецкий, М. Эпштейн и другие специалисты по позднесоветской поэзии противопоставляют в ней две тенденции.
🔸 Первая, неоакмеистическая — восстановление связей, реконструкция истории и обязательно поиск конкретных партнеров по диалогу в литературе прошлого, прародителей и учителей. Прибегая к цитатам и аллюзиям, неоакмеисты склонны прямо называть имена важных для них поэтов, а цитатность их текстов читается как попытка вписать себя в общий культурный контекст.
🔸 Вторая тенденция лучше всего воплотилась в концептуализме, но ее можно определить и как постмодернистскую: вместо наследования, продолжения — игра, ироническое переворачивание, обнажение иллюзорности истории. Поэтому неоакмеистов относят иногда и к неотрадиционалистам, хотя их тексты не имеет отношения к культурному консерватизму. Сохранение живой, личностной традиции как залог выживания поэзии — общий пафос всех трех поколений. Есть и конкретное общее для акмеистов и неоакмеистов сверхзначимое имя — Данте.
⚡️ Неоакмеизм находился в сложных отношениях с официальной культурой. Акмеистская эстетика могла развиваться и в советской подцензурной, разрешенной литературе, и в запрещенной. Как мы помним, из первой акмеистской шестерки двое — Городецкий и Зенкевич — сумели более или менее найти себе место в советской литературе.
⭐️ Среди молодых советских поэтов 1920–30-х годов немало учеников Гумилева или Нарбута: Николай Тихонов, Илья Сельвинский, Эдуард Багрицкий. Но для неоакмеистов, принимала их система или отвергала, была принципиальна идея единой мировой поэзии и приоритет слова и культуры.
📍 Еще одно свойство неоакмеизма — тяга к мифу. Поэт создаетсвоего рода авторскую мифологию, в которой всегда центральное место занимает мифологизированный образ творчества — поэзия должна отвечать на вопрос, в чем ее исток, сила, судьба.
Давайте подробнее обсудим творчество главного поэта старшего акмеизма — Арсения Тарковского.
🏛 Старшие неоакмеисты выделяются на фоне своего поколения вниманием к основам европейской культуры. Античная мифология, библейские сюжеты и образы, упоминания Данте и Шекспира звучали в 40-е и 50-е годы как неожиданное возвращение к истокам. Тот же смысл имело их стремление к жанровому разнообразию и реконструкции вроде бы устаревших поэтических форм: оды и мадригалы у Тарковского, послания, сатиры, стилизации народных жанров у Самойлова.
👤 Арсений Тарковский (1907–1989) — эталон неомифологического мышления. Мир его стихов организуется по вертикали, отсылающей к библейскому мифу творения и к «Божественной комедии». Повторяются образы райского сада как первозданного мира. Поэт-Адам Сергея Городецкого, тот, кто впервые дает всему имя, актуален и для Тарковского. В том же поле — деревья, составляющие в его поэзии основу мира.
➡️ Это не только Мировое Древо или библейское Древо познания: лирический герой сравнивает себя с деревом, называет листья братьями. Так складывается свой, авторский миф поэта, в котором есть отголосок «совершенной жизни» деревьев Гумилева. При этом «адамистская» сторона акмеизма, ценность земного и материального, тоже сохраняется. Прочитаем стихотворение Тарковского «Вы, жившие на свете до меня...» (1959), в котором точно воплощается его мифология творчества.
Вы, жившие на свете до меня,
Моя броня и кровная родня
От Алигьери до Скиапарелли,
Спасибо вас, вы хорошо горели.
А разве я не хорошо горю
И разве равнодушием корю
Вас, для кого я столько жил на свете,
Трава и звезды, бабочки и дети?
Мне шапку бы и пред тобою снять,
Мой город — весь как нотная тетрадь,
Еще не тронутая вдохновеньем,
Пока июль по каменным ступеням
Литаврами не катится к реке,
Пока перо не прикипит к руке...
💫 В паре с Данте неожиданное имя — Джованни Вирджинио Скиапарелли — астроном 19 века, открывший марсианские каналы. Это чисто личная отсылка: поэт действительно увлекался астрономией. «Броня и родня» поэтому, с одной стороны, включает общий код, идеального поэта акмеистов Данте, а с другой — автобиографическую деталь, которую немногие читатели распознают без комментария. Мифологические «предки» героя и он сам вписаны в сюжет жертвы (все должны гореть), а в последней строфе мы на пороге начала творения. У Тарковского это творчество вообще, а не литература — музыка, поэзия, наука тождественны.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Последний виток акмеизма — «задержанное поколение», пришедшее в поэзию в 1970-е-80-е годы и еще вполне актуальное в современной литературе. Давайте поразмышляем, почему в 70-е годы снова оказалась востребована акмеистская традиция.
🗣 Н. Лейдерман и М. Липовецкий в книге «Современная русская литература — 1950-1990-е годы» объясняют это спецификой эпохи: «Сложная диалектика преходящего и вечного, невозможность существовать в измерении вечности „поверх барьеров“ докучного исторического времени, необходимость научиться „читать“ свое время по словарю культуры, а значит, и „большого времени“ (Бахтин), реальной неконъюнктурной истории — так звучал пафос акмеистической традиции в 1970-е годы. Неоакмеизм не предполагал бегства из „безвременья“ в иное, более благоприятное, историческое время но, напротив, он возвращал историческое измерение своей эпохе».
🕰 Если акмеистам и старшим неоакмеистам нужно было искать основания поэзии перед лицом исторических катастроф, в конце советской эпохи поэты ищут антитезу безвременью, исторической пустоте. Неоакмеистский выход, в противовес постмодернистскому антиисторизму, — это все та же культурная память, пропущенная через индивидуальную мифологию. Отсюда серьезность, вера в высокое предназначение поэта и независимость поэтического слова от моды или «заказа».
✍️ В этом поколении возвращается и филологичность акмеизма, диалог с академической наукой, чувство солидарности гуманитарных наук и литературной практики. К собственному восприятию авторами поэзии Мандельштама или Ахматовой добавились многочисленные научные интерпретации.
🧑 Лучший пример такого продолжения традиции — Ольга Седакова (род. 1949), творческий проект которой включает поэзию, переводы, литературоведческие работы, эссеистику. И в завершение истории акмеизма прочитаем еще один текст-миф — это последняя часть «Сказки, в которой почти ничего не происходит» Ольги Седаковой.
Страшно дело песнопенья,
но оно мне тихо служит,
или я ему служу:
чудной мельнички верчу
золотую рукоятку —
вылетает снег и ветер,
вылетает океан.
Но оно, подобно шлюпке,
настигает, исчезая,
карим золотом сверкая,
над безглазой глубиной.
Что не нами начиналось,
то закончится не нами,
перемелют в чистой ступке
золотые небеса.
🔎 Снова мы видим характерное для акмеистов стоическое понимание поэтического труда. Контрастируют мягкие сказочные интонации («тихо», «мельничка», успокоительный финал) и угрожающие — «страшно дело песнопенья», «безглазая глубина». Можно увидеть здесь мандельштамовский порядок, противостоящий темному хаосу в упорном бесконечном труде. Но центральный образ ручной мельницы, которая творит мир, — это оригинальная авторская мифология.
О «Проекте «Акмеизм»» Юрия Иваска и стихотворении «Мандельштам»
В этом уроке мы обсуждали акмеизм. Давайте вспомним главное и подведем итоги.
🔷 Акмеизм — литературное направление, сложившееся в России в 1910-е годы. Это движение исключительно русское.
📜 Программа акмеизма родилась в результате работы «Цеха поэтов». Его организаторами и идеологами были Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Цех — не просто метафора: группа работала по строго определенными правилам, очень необычным для поэтических чтений.
👥 На акмеистов повлияли французские поэты-«парнасцы» — Шарль Леконт де Лиль, Жозе-Мария де Эредиа, Теодор де Банвиль, а также неоромантики Редьярд Киплинг, Джозеф Конрад, Джек Лондон, Эдмон Ростан.
👤 Мы поговорили о Николае Гумилеве. Воин, путешественник, охотник, лидер — его образ и в жизни, и в лирике. В зрелой поэзии Гумилева неоромантические персонажи и ситуации уступают место более сложным и оригинальным образам. В прозе Гумилева центральное место занимают «африканские» тексты — очерки, путевые дневники, рассказы.
👤 Мы поговорили про Осипа Мандельштама — одну из самых ярких фигур акмеизма. Его первый сборник стихов — «Камень» — вышел в 1913 году, со временем его стали воспринимать как наиболее совершенное воплощение акмеистской программы в художественной практике. В его стихах на первом плане темы архитектуры и строительства, а также много многоуровневых мифологических и литературных отсылок, а образы можно прояснить, сопоставляя с другими текстами.
👩🏻 Мы поговорили об Анне Ахматовой. Ее первый сборник «Вечер» все акмеисты избрали основной книгой направления. Ее сборники отличает продуманная композиция: это лирические дневники, фрагменты которых складываются в единую историю. В эстетике Ахматовой композиция имитирует психологическое развитие, эпизоды внутренней жизни лирической героини.
📖 Ранние стихи Ахматовой удивляют простыми бытовыми деталями и обыденностью ситуаций. Особенность стиля Ахматовой — минимализм. У нее много умолчаний, пробелов, которые должен заполнить читатель.
📌 Мы узнали, чем интересны остальные основатели акмеизма — Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут. В стихах Городецкого главные категории — свет и тьма, он обращается к фольклору и увлекается «мистическим анархизмом». Стихи Михаила Зенкевича отличают биологические и физиологические образы. Владимир Нарбут считал, что акмеизм предполагает отказ от классической эстетики, от «прекрасного», в его текстах масса вещественных, бытовых, телесных деталей.
📜 Мы поговорили о третьем «Цехе» поэтов, чья акмеистская эстетика развивалась по двум линиям: попыткам восстановить «Цех поэтов» или развивать направление как наследники акмеизма. Помимо Гумилева, в него входили Иванов и Адамович, Ирина Одоевцева, Николай Оцуп, Нина Берберова, Всеволод Рождественский, Константин Вагинов, Леонид Липавский.
➡️ Общая тема направления — память, в это время написаны самые интересные мемуарные и автобиографические тексты русского зарубежья: «На берегах Невы» и «На берегах Сены» Ирины Одоевцевой, «Курсив мой» Нины Берберовой.
✍️ Поэтов второй половины 20 века, в чьем творчестве явно прослеживаются связи с наследием акмеизма, объединяют определением «неоакмеизм» — это «старшие неоакмеисты» (Арсений Тарковский), «шестидесятники» (Белла Ахмадулина, Александр Кушнер), а также поколение «задержанной литературы» (Виктор Кривулин, Ольга Седакова).
✍️ Публикуем правильные ответы на задание, где мы тренировались определять стиль акмеистов.
1️⃣ Владимир Нарбут, «Сыроежки»️ (1909)
2️⃣ Николай Гумилев, «Неизгладимы, нет, в моей судьбе»️(1917)
3️⃣ Михаил Зенкевич, «Ящеры»️
4️⃣ Анна Ахматова, «Словно тяжким огромным молотом» ️(1911)5️⃣ Осип Мандельштам, «Египтянин»️(1913)
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день